Урок истории в 9 классе на тему «Повседневная жизнь основных слоёв населения России в XIX веке»
КАЩЕЕВА ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА
Учитель истории и обществознания
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя школа № 26 с углубленным изучением
предметов естественнонаучного цикла»
Урок на тему: «ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ОСНОВНЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ РОССИИ В XIX ВЕКЕ».
Класс: 9
Цели урока:
рассмотреть новые черты в жизни города и деревни; определить факторы, влиявшие на произошедшие изменения;
рассмотреть изменения, произошедшие в облике городов;
изучить жизнь городов;
раскрыть жизнь и быт городских окраин;
изучить досуг горожан и изменения в деревне
Тип урока: комбинированный
Оборудование: учебник, раздаточный материал, проектор или интерактивная доска.
Понятия: старая и новая буржуазия, усадьба, меценат.
ХОД УРОКА
Организационный момент
Проверка и актуализация знаний (В начале занятия учащиеся отвечают на вопросы домашнего задания)
Изучение нового материала
ПЛАН УРОКА
Быт крестьян.
Новшества в жизни городских обывателей.
3. Быт привилегированных сословий.
Организационный момент
Сегодня на уроке вы узнаете об изменении облика городов, жизни городских «верхов», рабочих и студентов, крестьянском быте.
Проверка домашнего задания.
- Когда в России завершился промышленный (технический) переворот? Какое влияние он оказал на развитие экономики страны?
- Что явилось толчком дл развития тяжелой промышленности в стране?
- Охарактеризуйте состояние финансовой системы Российской империи в конце XIX века. Какие факторы влияли на ее стабильность?
3.Изучение нового материала
В 30-е гг. XIX в. в России начался промышленный переворот.(Слайд 2). Он повлиял на рост экономики, что стало одной из причин увеличения численности населения империи. Дополнительный стимул к демографическим изменениям появился после отмены крепостного права. Если сравнивать население страны в середине и конце столетия, мы увидим прирост более 40% (с 74 до 126 млн человек). Вместе с численностью населения росли и города,(Слайд 3) количество жителей которых к концу столетия удвоилось. Впрочем, даже в конце века 87% населения проживало в деревнях и занималось сельским хозяйством. В 1863 году в России было всего три города с населением свыше 100 тыс. человек: Москва (Слайд 4) , Петербург (Слайд 5) и Одесса,(Слайд 6). К 1897 году число таких городов возросло до четырнадцати.
Это значит, что в государстве происходил процесс урбанизации(Слайд 7), то есть роста городов и городского населения.
Изменился облик городов. Строились здания, которые соответствовали духу времени и нуждам населения. Появлялись вокзалы(Слайд 8) ( Станция в городе Шуя. Появилась в 1868 году в составе железной дороги Новки-Шуя-Иваново, соединяющая центры текстильной промышленности), рестораны(Слайд 9), рынки(Слайд 10), торговые пассажи(Слайд 11).
На протяжении XIX в. сохранялось сословное деление общества (Слайд 12). Постепенно границы сословий размывались: дворяне, несмотря на все свои привилегии, беднели, купечество богатело и обзаводилось титулами, крестьяне стали свободными. В обществе появляются новые социальные группы: разночинцы (интеллигенция без знатного происхождения), пролетариат. Попробуем выяснить, как жили представители основных русских сословий в XIX в. и как менялась их жизнь по мере приближения к XX в.
БЫТ КРЕСТЬЯН. (Слайд 13)
Жизнь крестьянства менялась крайне медленно и внешне малозаметно. Как всегда, занятия определялись временем года и сельскохозяйственным календарём. На протяжении столетия улучшался быт: в избах(Слайд 14) теперь ставили печи с дымоходами, поэтому стены и потолок больше не покрывались чёрной копотью. Освещали дом не лучиной, а керосиновой лампой или свечами. У зажиточного крестьянина в основании избы была подклеть, где содержался скот и хранился хозяйственный инвентарь. Над ней располагалась горница.
Стёкол в окнах не было, вместо них — пластинки из слюды, а у тех, кто победнее, — бычий пузырь. Вся семья спала на полатях — дощатом настиле под потолком. Там было тепло даже в самый лютый мороз. Центром крестьянской избы была русская печь(Слайд 15): в ней готовили пищу, ею же отапливали дом. Хозяйка пекла ржаной хлеб на закваске, варила кашу и супы, делала квас. В рационе крестьянина было много овощей (свеклы, репы, капусты, лука, а с 1830-х гг. началось распространение картофеля), а вот пшеничной муки не было совсем. Мясо ели только по праздникам, чаще на столе была рыба.
Развлечения в жизни крестьян были связаны с религиозными и традиционными праздниками. Накануне Рождества все колядовали(Слайд 16). Между Рождеством и Крещением были Святки(Слайд 17) — время гаданий. На Крещение(Слайд 18) купались в проруби и святили воду. На исходе зимы целую неделю гуляли Масленицу (Слайд 19) — сытный и весёлый праздник перед семинедельным Великим постом.
Зато после поста наступал главный христианский праздник — Пасха(Слайд 20). После Пасхи, обычно в июне, отмечали Троицу.
К наступлению праздника Покрова Пресвятой Богородицы заканчивались сельскохозяйственные работы, игрались свадьбы. Летом крестьяне собирались за околицами, водили хороводы, пели частушки. Зимой собирались в избах. В зажиточных семьях появлялись гармони.
МЕЩАНСТВО (ГОРОЖАНЕ) (Слайд 21)
По мере роста городов в России появляются новые категории населения, разные по образу жизни, уровню достатка, образованию: чиновники, студенты, трактирщики, врачи, актёры, писатели, профессура. Они не жили в особняках — предпочитали покупать или арендовать квартиры. В течение XIX в. их количество растёт, о чём свидетельствует строительство в Петербурге доходных домов(Слайд 22), квартиры в которых предназначены для сдачи в аренду. Обеспеченные люди жили в квартирах, где было не менее пяти комнат. С ними проживали повар и прислуга. Такие люди могли поужинать и пообедать в ресторане, куда ходили не только ради приёма пищи, но также для общения. Бедняки могли себе позволить только комнату или угол — часть комнаты, нередко отделённую только занавеской.
Условия быта рабочих. Жильё. Существуют 3 основных типа жилья: (Слайд 23)
Хозяйственное жильё – казарма. (Слайд 24) (Слайд 25) Там жили одинокие рабочие, холостые. Было большое помещение, в котором были койки. Мебели вообще не было. Всё своё имущество лежало в сундучке. Для семейных рабочих – каморки. Это комнатки пеналы. Там жили иногда 2 семьи;
Вольные квартиры – рабочим сдавали угол – 2 м2. (Слайд 26) Сдавали, пока вся комната не заполнится. Бывало даже сдавали по сменам. Самым крупным кварталом рабочих была Яма, район Голодаеха, Завертяеха, Рылиха;
Собственные дома, которая могла позволить себе лишь рабочая аристократия. Гравёр Авенир Ноздрин (квалифицированный рабочий Иваново-Вознесенска, поэт, Председатель Иваново-Вознесенского совета рабочих депутатов), жил в своём доме. (Слайд 27)
Питание. 3 основных типа: (Слайд 28)
Артельное питание. Рабочие на фабриках объединялись в харчевые артели. Они скидывались, нанимали кухарку, выбирали старосту. Ставили лавочки, где все ели. Готовили что есть;
Трактирное питание. (Слайд 29) В каждом промышленном центре была своя сеть общепита. Полный обед из 3х блюд можно было купить за 10 копеек, также было распространено отравление;
Домашнее питание. Позволить лишь себе могла позволить рабочая аристократия. Жена сидела дома, воспитывала детей и готовила.
На питание у рабочего уходила большая часть своего дохода. У чернорабочих у 70%, у аристократии – 30%. Существует закон Эйнгеля – Чем выше уровень дохода человека, тем меньше он тратит на питание. Ассортимент питания. Основные продукты были растительного происхождения, различные овощи. Кроме овощей рабочие достаточно часто употребляли пресноводную рыбу. Была щучья икра, снетки – маленькая озёрная килька. Мясо рабочие среднего класса употребляли по воскресениям. Рабочие низшего класса ели мясо лишь на Рождество и на Пасху. Первое блюдо – щи-кислица, второе блюдо – мурцовка (постная окрошка – «мура»).
Досуг. Бывшие крестьяне внесли в город свои традиционные формы досуга: хороводы, посиделки. Город предлагал свои инновации. В фабричной среде стали практиковаться кулачные драки. (Слайд 30) (Слайд 31) Это делалось не со зла, а для выпуска пара. Драки происходили в крайнем случае, власти отправляли казаков, доставалось всем. В ходе драк происходило членовредительство. Лежачего не бьют. Местная интеллигенция пыталась внести разумные формы досуга. В 1880г. на фабриках Иваново-Вознесенская и Шуи наиболее продвинутые фабриканты устраивали религиозно-нравственные чтения, сначала в пост, затем и в другое время. Тематика была религиозной, читали местные учителя, была и историческая тематика. С 90х годов эти чтения стали сопровождаться показом туманных картин через волшебный фонарь. Были стеклянные слайды. (Слайд 32) (Слайд 33)
Тренинг по снятию усталости глаз и улучшению зрения
«День—ночь» На слово «ночь» – крепко зажмурить глаза на 5 сек., на слово «день» – открыть глаза на 5 сек. Повторить 5–8 раз.
«Сережки» Массировать мочки ушных раковин (зажать мочки уха большим и указательным пальцами).
«Буратино» Выполняется сидя. Откинувшись на спинку стула, сделать глубокий вдох. Наклонившись вперед, к стулу, – выдох. Повторить 5–10 раз.
ДВОРЯНСТВО (Слайд 34)
В дворянских семьях, как и везде в России, царил патриархат. Все важные решения принимал муж, а жена вела домашнее хозяйство, управляла прислугой, принимала гостей. А принимать их приходилось каждый день и не по одному разу, потому что других развлечений у женской части дворянского общества не было.
Мужчины собирались отдельно, в вечернее время суток. Их обычным времяпрепровождением была карточная игра, за которой иногда проигрывались целые состояния. Совместно пара выезжала только на торжественные мероприятия — званые вечера, балы. (Слайд 35) Дома они тоже проводили большую часть времени отдельно: у мужа был кабинет, (Слайд 36) где он занимался управленческими делами, принимал гостей. На женской половине находились будуар(Слайд 37) (в нём хозяйка могла также принять гостей) и девичья (помещение для прислуги).
Детей в дворянской семье могло быть много — вспомнить хотя бы семью Облонских из «Анны Карениной», у которых их было семеро. Мать детьми не занималась — с рождения и до семи лет малыши находились в распоряжении няни и кормилицы.
К девочкам же приставляли гувернанток. Начальное образование дети получали дома.
По достижении возраста 10–14 лет мальчиков отправляли учиться в гимназию, детей из аристократических семей — в элитные заведения, такие как Царскосельский лицей. (Слайд 38) Девочки продолжали обучение дома в том объёме, который представлялся нужным родителям. После завершения учёбы юноши определялись на службу, в зависимости от положения и связей родителей. Девушке же предстояло выйти замуж, желательно как можно более выгодно. Брак по любви был возможен, если общественное и материальное положение избранников устраивало их родителей.
Быт дворянской семьи нельзя представить без усадьбы. (Слайд 39) Даже если семья имела богатый дом в Москве или Петербурге, на лето она всегда уезжала в имение, как семья Ростовых из «Войны и мира», которые часть года проводили в Отрадном.
Центром имения всегда был барский дом. Он строился на возвышении и состоял из двух частей — парадной и жилой. Парадная часть представляла собой анфиладу комнат, которые имели сквозной проход, как во дворце. Из-за этого комнаты нельзя было протопить зимой. Жилая половина также делилась на мужскую и женскую.
Возле господского дома располагалось много хозяйственных построек: кухня, конюшня и каретный сарай, прачечная, ледник, дом управляющего. Если усадьба была большая, в ней могла быть даже часовня. (Слайд 40) А значит, рядом был дом священника. При церкви обычно размещалось кладбище, на территории которого мог находиться фамильный склеп дворянской семьи. После реформ 60-х гг. в имениях появляются земские школы, (Слайд 41) медпункты, больницы. (Слайд 42) (Слайд43)
Отправляясь в гости, дворянин непременно надевал пальто или альмавиву — длинный свободный плащ, одна из пол которого накидывалась на плечо. На званый вечер он надевал фрак, в остальных случаях — сюртук в полоску или клетку. Женское платье в XIX в. лишилось кринолина, юбка стала узкой, лиф удлинился.
Физкультминутка
Быстро встали, улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо, влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
Сели, встали, сели, встали,
И на месте побежали.
КУПЕЧЕСТВО (Слайд 44)
В купеческих семьях было принято вставать рано, особенно летом — в четвёртом часу утра. Так же рано там и ложились: по свидетельству А. Н. Островского, в девять вечера купеческие кварталы Замоскворечья погружались в глубокий сон, нигде не было света, и извозчика отыскать было невозможно.
Традиционными купеческими развлечениями были походы в гости с непременным чаепитием с сахаром вприкуску.
Во время трапезы на стол подавалась простая, сытная пища. В воскресенье вся семья шла в церковь, а возвратившись оттуда, переодевалась и отправлялась на гуляние на ярмарку, а если её не было — куда-нибудь в парк, где непременно играл оркестр и плясали цыгане, а вечером запускали фейерверки. Купечество, ещё более патриархальное, чем дворянство, долго не признавало театр. Лишь к середине XIX в. ходить в него стало прилично — и то на бытовые сценки или комедии.
В губернском или уездном городе купечество жило там же, где торговало: во втором этаже над лавкой. (Слайд 45) В Москве и Петербурге зажиточные купцы обзаводились своими особняками в два-три этажа. Такие богачи имели по несколько лавок в разных концах города, а то и вовсе занимались оптовой торговлей. (Слайд 46) (Слайд 47) По мере обеднения дворянства купцы занимают аристократические особняки, куда в былые времена их не пустили бы и на порог. Они перенимают образ жизни дворян: выезжают за границу, дают званые обеды, отправляют детей в университеты. Новшеством было появление среди купечества меценатов. (Слайд 48) (Слайд 49) (Слайд 50) (Слайд 51)
4.Самостоятельная работа учащихся
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника и выполнение работы в в рабочих листах. После выполнения каждого пункта рабочего листа организуется проверка. Учащимся представляется возможность объяснить свой выбор ответа, обсудить вопросы с учителем и одноклассниками, обосновать свое мнение.
РАБОЧИЙ ЛИСТ .
Тема: Повседневная жизнь основных слоев населения России в XIX в.
1. Прочитайте пункт параграфа «Быт крестьян» и продолжите предложения.
а) Жилище крестьян состояло ...
б) Рацион питания крестьян состоял из ...
в) В пореформенное время в быту крестьян появились новшества ...
2. Прочитайте пункт «Быт привилегированных сословий», выделите новые черты, появившиеся в повседневной жизни
а) дворян ...
б) духовенства ...
3. Дайте определение понятий.
Меценат — ...
Конка — ...
4. Отметьте новые явления в жизни
а) зажиточных горожан ...
б) представителей городских «низов» ...
в) дворян ...
По окончании работы учащимся предлагается ответить на вопрос: С какими процессами, происходившими в экономической жизни России, были связаны изменения в облике городов?
Подведение итогов
1.Во второй половине XIX века быстрыми темпами шёл процесс урбанизации.
2.В быту тесно переплетались традиции и индустриальные новшества.
3.Разительно отличалась жизнь городских «верхов» от жизни рабочих и бедной интеллигенции.
4.Изменения практически не коснулись крестьянского быта.
Закрепление материала
Каким образом развитие капитализма отразилось на повседневной жизни различных слоев российского населения?
Домашнее задание:
§ 26, вопросы и задания в конце параграфа. Дополнительное задание: по желанию учащиеся на основе дополнительной литературы могут составить рассказ о посещении трактира, бала, народного гуляния.