Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века»
История России XIX век 10 класс
«Вас развратило Самовластье, И меч его вас поразил, - И в неподкупном беспристрастье Сей приговор Закон скрепил. Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена - И ваша память для потомства, Как труп в земле, схоронена. О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула - И не осталось и следов». (Ф.И. Тютчев). «Вас развратило Самовластье, И меч его вас поразил, - И в неподкупном беспристрастье Сей приговор Закон скрепил. Народ, чуждаясь вероломства, Поносит ваши имена - И ваша память для потомства, Как труп в земле, схоронена. О жертвы мысли безрассудной, Вы уповали, может быть, Что станет вашей крови скудной, Чтоб вечный полюс растопить! Едва, дымясь, она сверкнула На вековой громаде льдов, Зима железная дохнула - И не осталось и следов». (Ф.И. Тютчев). Аудиозапись http://www.youtube.com/watch?v=xsrQ_TGanY0
- Какому историческому событию посвящено это стихотворение? - Какому историческому событию посвящено это стихотворение?
Какое противоречие наблюдается в характеристике автора? Какое противоречие наблюдается в характеристике автора?
- Какой возникает вопрос? - Какой возникает вопрос?
«Декабристы: герои или разрушители устоев государства?»
А теперь ,ребята, определим тему нашего урока А теперь ,ребята, определим тему нашего урока
Тема урока:«Феномен декабризма в истории России XIX века».
- Какой цели мы должны сегодня достичь? - Какой цели мы должны сегодня достичь?
Цель урока: дать оценку восстанию декабристов 1825 г. как историческому феномену.
Какие задачи необходимо рассмотреть для достижения цели?
Задачи урока: 1. Выявить причины движения декабристов. 2. Познакомиться с представителями декабристов. 3. Определить основные программные документы декабристов. 4. Охарактеризовать восстание декабристов 14 декабря 1825 года 5.Оценить мнение современников и потомков о декабристах («декабристский миф»). 6. Определить значение восстания декабристов.
Ключевые понятия урока: Тема урока:«Феномен декабризма в истории России XIX века». Феномен Декабризм
1. декабризм – политическое течение в освободительном движении России первой четверти XIX в., идеологию которого разработали декабристы. 2. феномен - редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек. 1. декабризм – политическое течение в освободительном движении России первой четверти XIX в., идеологию которого разработали декабристы. 2. феномен - редкое, необычное явление или выдающийся, исключительный в каком-либо отношении человек.
Работа в группах Электронная почта: davidtuganov@yandex.ru
1 группа «Зарождение декабристского движения». 1 группа «Зарождение декабристского движения». Выделить причины восстания. Поиск цитат, используя ИКТ - технологии. Задание: проанализировать цитаты участников и современников изучаемого периода и историков и ответить на поставленные вопросы. Каковы были причины зарождения движения декабристов? Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов? Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом? Можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени?
2 группа 2 группа Сообщение учащихся о наиболее известных представителях движения декабристов. Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?
3 группа Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьёва, «Русская Правда» П. Пестеля. Каковы были основные идеи «Конституции» и «Русской Правды»? Сравнить программы декабристов? 3 группа Основные программные документы декабристов: «Конституция» Н. Муравьёва, «Русская Правда» П. Пестеля. Каковы были основные идеи «Конституции» и «Русской Правды»? Сравнить программы декабристов? Задание: На основании документальных источников выделить и сравнить основные положения программ декабристов, сформулировав вопросы для сравнения. Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях?
4 группа. События 14 декабря 1825г. Задание: Анализ событий 14 декабря 1825г. с использованием методики “шести шляп”: белая шляпа - нейтральная: выявление фактов, связанных с 14 декабря 1825 г. желтая шляпа – позитивная: выявляют положительные моменты в характере выступления декабристов; черная шляпа – критическая: указать ошибки в действиях декабристов? красная шляпа – эмоциональная: выразить собственное отношение к событиям 14 декабря 1825г.; синяя шляпа – аналитическая: определить, почему декабристы потерпели поражение на Сенатской площади? зеленая шляпа – творческая: определить, как могли развиваться события, если бы декабристы одержали победу?
«Декабристы: герои или разрушители устоев государства?» «Декабристы: герои или разрушители устоев государства?»
Достигли мы цели урока?
Что показалось трудным для вас на уроке? Что вызвало особый интерес?
Над чем вы задумались, изучая данную тему?