Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века»
Пояснительная записка к презентации
Урок по истории России в 10 классе по теме: «Феномен декабризма в истории России XIX века».
Здесь будет файл: /data/edu/files/n1449577523.pptx (Презентация к уроку)
Цель: дать оценку восстанию декабристов 1825 г. как историческому феномену.
Задачи:
Образовательная:
- сформировать у учащихся представления о поколении декабристов, их деятельности;
- познакомить с историческими оценками декабризма;
- рассмотреть понятия «декабризм», «феномен».
Развивающая: продолжать формирование интеллектуальной, гражданской, коммуникационной, информационной компетентностей.
Воспитательная: дать нравственную оценку поколению декабристов и их деятельности; продолжить формирование представления о гражданском долге.
Планируемые результаты УУД:
Познавательные:
- постановка проблемного вопроса, побуждающего у учащихся интерес к поиску
ответа в ходе работы с историческими источниками;
- умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее
из одной формы в другую и анализировать.
Коммуникативные:
- умение выражать свои мысли;
- овладение приемами ведения дискуссии;
- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не
враждебным для оппонентов образом;
Личностные:
- формирование ценностных ориентаций (саморегуляция, стимулирование,
достижение и др.);
- формирование исторической компетентности, умения соотнести поступки и события с принятыми этическими принципами, знания моральных норм и умений,
Регулятивные:
- самостоятельно ставить учебные цели и задачи;
- осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению
учебных и познавательных задач;
- умение выделять свойства в изучаемых событиях и дифференцировать их;
- овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного;
Межпредметные связи: обществознание, литература.
Внутрипредметные связи: История XIX века (время правления Александра I и Николая I).
Методы обучения: информационно-регулятивный, проблемный, частично - поисковый, исследовательский.
Технологии: проблемная, развивающая, групповая, ИКТ-технологии.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация темы, аудиозапись стихотворения, минихрестоматия (тексты программных документов декабристов, высказывания о декабристах), портреты декабристов, сравнительные таблицы.
План урока:
Причины движения декабристов.
Представители декабристов.
Основные программные документы декабристов.
Восстание декабристов 14 декабря 1825 года
Современники и потомки о декабристах («декабристский миф»).
Значение восстания декабристов.
Ход урока
|
|
|
||||||||||||
|
|
|
||||||||||||
Планирование деятельности.
Актуализация знаний.
Открытие нового знания.
Применение нового знания.
Рефлексия Домашнее задание. |
- Историческое значение явления прошлого, запечатленного в памяти, определяется не только восприятием его современниками тех лет, степенью воздействия на них, но и влиянием на последующие поколения, последствиями его. История движения декабристов - одна из самых популярных тем в отечественной исторической науке.
декабризм – политическое течение в освободительном движении России первой четверти XIX в., идеологию которого разработали декабристы. Составить вопросы для группы: Каковы были причины зарождения движения декабристов? Что повлияло на формирование взглядов будущих декабристов? Как вы думаете, были ли взгляды будущих декабристов связаны с настроениями русского общества в целом? Можно ли назвать декабристов «горсткой беспочвенных мечтателей», оторванных от общества своего времени?
(Декабрист М.И. Муравьёв-Апостол)
http://studopedia.ru/1_13400_pervie-dekabristskie-organizatsii.html
Документ 2
(Историк В.И.Егоров) «Общеевропейской, во многом обусловленной прямым воздействием революционного Запада, была и тактика декабризма. …Несомненно, что принятие декабристами в конце концов тактики действия посредством войск резко стимулировали революционные события в Испании, Италии, Португалии в начале 20-хгг.» (Историк И.К.Пантин) Документ 4
(Декабрист Н.И. Тургенев) «…После многолетнего пребывания за границей они возвращались в Россию, переполненные любви к родине. «Когда они уселись в карету, они услыхали от матери поразительную для себя новость: «Я очень рада\», - сказала им мать, что долгое пребывание за границей не охладило ваших чувств к родине, но готовьтесь дети, я вам должна сообщить ужасную весть – вы найдёте то, чего не знаете: в России вы найдёте рабов!» (Декабрист В.Е.Якушкин) Учитель подводит итог: Главными причинами движения декабристов являются (запись на доске): 1) война 1812 г. и связанный с нею мощный патриотический подъем, охвативший все русское общество; 2) заграничные походы русской армии 1813-1815 гг. и знакомство будущих декабристов с политическим устройством европейских государств; 3) чтение сочинений европейских мыслителей эпохи Просвещения. Вспомните, каковы были основные идеи эпохи Просвещения? 4) российская действительность (крепостное право, военные поселения); 5) революционные события в Западной Европе.
2 группа Сообщение учащихся. Учащиеся делают краткие доклады о наиболее известных представителях движения декабристов, используя ИКТ-технологии. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что многие декабристы были представителями наиболее древних и знатных дворянских родов. Как вы думаете, почему движение декабристов зародилось именно в дворянской среде?
В качестве ответа на вопрос учащимся предлагается заполнить на доске и в тетрадях таблицу:
Подумайте, какую программу было легче реализовать в тех исторических условиях? (Поскольку Российская империя была абсолютной монархией, то в тех исторических условиях легче было реализовать программу Никиты Муравьева, поскольку он предлагал лишь ограничить власть государя Конституцией. Решение аграрного вопроса проекту Н. Муравьева также предполагало менее радикальные изменения.)
4 группа. События 14 декабря 1825г.
Что показалось трудным для вас на уроке? Что вызвало особый интерес?
|
Движению декабристов
Формулировка проблемы
Записывают тему в тетрадь
Учащиеся называют вопросы.
Класс делится на группы, каждая из которых получает задание.
Представление выполненной работы в виде схемы – презентации.
Выступление учащихся в предложенной методике «6 шляп»
Высказываются предполагаемые выводы по проблеме. |