Пожарная безопасность
Краткосрочный проект по пожарной безопасности: «Пожарная грамота»
Руководитель проекта: Казанцева О.О., Дубовикова Н.Н.
Учреждение: МБДОУ № 145 г. Иркутск
Представлен на педагогическом совете №3 МБДОУ г. Иркутска детский сад № 145 от 16.04.2025г.
Подробнее о работе: Результатом проектной деятельности в виде краткосрочного проекта в подготовительной группе ДОУ «Пожарная грамота» стали практические занятия с детьми в виде игр и путешествия по ДОУ, направленных на формирование у детей понятия о безопасном обращении с огнем. Макет пожарного щита.
Введение
Тип проекта: Информационный, практико-ориентированный, комплексный, групповой, краткосрочный.
Актуальность:
Актуальность проекта связана с тем, что у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на ситуации связанную с пожаром, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать для себя что-то новое, непосредственно часто ставят их перед реальными опасностями. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения с огнем, реализуется через активную деятельность всех участников проекта.
Проблема:
Проблема соблюдения обращение с огнем приобрела особую остроту и многоплановость в связи с большим приростом числа гаджетов, техники и других приборов в доме и вне его, и очень слабым привитием культуры поведения пожарной безопасности.
В совершенствовании и закреплении знаний особая роль отводится организации игровой деятельности детей, в которой формируется пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Цель проекта:
Формирование и развитие у детей необходимых навыков безопасного поведения с огнем.
Задачи проекта:
Образовательные:
Закреплять знания детей с правилами безопасного поведения с огнем. А так же с электрическими приборами, которые могут спровоцировать возгорание.
Продолжать формировать представление о предметах, которые помогают предотвратить огонь (огнетушитель, песок, пена)
Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать.
Развивающие:
Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность.
Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков.
Воспитательные:
Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранение.
Гипотеза исследования:
Положительная эффективность у детей по формированию навыков безопасного поведения с огнем может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация о безопасном использование электроприборов и других быстровоспламеняющихся. О возможных ситуациях дома или в других помещениях и избегания подобных ситуаций.
Ожидаемые результаты:
Обеспечение условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни ребенка;
Разработка краткосрочного плана работы с детьми подготовительной группы и их родителями в рамках ознакомление по пожарной безопасности;
Закрепление у детей правильного понимания значимости правил пожарной безопасности, развитие необходимых для этого навыков и умений.
Методы исследования:
Непосредственно-образовательная деятельность:
Художественное творчество, ситуационно-имитационное моделирование, чтение художественной литературы, целевые прогулки и экскурсии по ДОУ.
Игровая деятельность: дидактические, сюжетно-ролевые, подвижные игры.
Разбор ситуаций, применение полученных теоретических знаний на практике.
Использование аудио- и видеоматериалов.
Этапы проекта:
1 этап. Постановка проблемы:
Поставить проблему перед детьми «Для чего необходимо знать правила пожарной безопасности?»
Определить продукт проекта:
а) Создание макета пожарного щита
б) Знание правил пожарной безопасности
в) проведение игрового тренинга по теме проекта
2 этап. Обсуждение проблемы, принятие задач:
Довести до детей важность данной проблемы: «Незнание правил пожарной безопасности может привести к беде!»
Подобрать художественную литературу, аудио- и видеоматериалы, подготовить наглядный иллюстрированный материал по теме проекта;
Составить перспективный план работы по проекту;
Изучить методическую литературу: Авдеевой Н.Н., Стеркиной Р.Б., Князева О.Л. «Основы безопасности детей дошкольного возраста»
Белая К.Ю. «Как обеспечить безопасность дошкольников».
Пополнить предметно-развивающую среду;
Провести с родителями анкетирование.
3 этап. Работа над проектом.
Организовывать работу по решению задач проекта через:
Непосредственно-образовательную деятельность:
«Осторожно, огонь!»
«01 и 112, запомни!»
«Если вдруг пожар»
Художественное творчество:
Рисование: «Опасные ситуации с огнем»
Лепка: «Пожарная машина»
Аппликация: «Профессия – пожарный»
Ситуационно-имитационное моделирование.
Чтение художественной литературы: В. Бианки «Береги лес!», Волынский Т. «Кошкин дом», Житков Б. «Первая тревога».
Целевые прогулки и экскурсии по ДОУ и его территории.
Рассматривание иллюстраций и картинок.
Опытно-экспериментальная и поисковая деятельность.
Дидактические игры: «Будь внимательным», «Найди лишнее», «Важная профессия»
Подвижные игры: «Потуши пожар», «Успей на выезд».
Сюжетно-ролевые игры: «Горит теремок»
Разбор ситуаций: «Найди запасные выходы», «Что означает этот знак?»
Работа с родителями: Папка-передвижка: «Юный пожарник», консультация: «Опасные моменты с огнем», «Это нужно знать», Беседа: «Огонь друг-огонь враг».
Проведения акций «Дети о пожарной безопасности», распространение рисунков-листовок с номерами МЧС.
4 этап. Презентация.
Провести игровой тренинг «Кто лучше всех знает правила пожарной безопасности»
Представить продукт проекта – пожарный щит.
Полученные результаты:
Условия для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни ребенка были оценены положительно и педагогическим коллективом, и сотрудниками МЧС и родителями.
Разработанный краткосрочный план работы с детьми подготовительной группы и их родителями в рамках ознакомления ребенка с правилами пожарной безопасности успешно выполнен, поставленные цели, достигнуты, поставлена новая цель педагогического проекта.
Особое значение, исходя из особенностей возраста детей, для проекта имела игровая деятельность, где с помощью моделирования, распределения ролей, делегирования определенных полномочий детям были закреплены теоретические знания о правилах пожарной безопасности.