Познавательная эко-игра, посвящённая животным из Красной книги, «Их осталось всего…»
Познавательная эко-игра, посвящённая животным из Красной книги,
«Их осталось всего…»
Цель: привлечение внимания к редким видам животных, занесённых в Красную книгу России.
Задачи:
1) Расширить представления обучающихся о редких видах животных, занесённых в Красную книгу России.
2) Вызвать интерес к изучению природы.
3) Развивать внимание, память.
4) Обогащать словарный запас.
5) Воспитывать сострадание и бережное отношение к природе.
Оформление:
- выставка рисунков, посвящённая животным из Красной книги «Их осталось всего…»;
- книжная выставка «Братья наши меньшие»;
Оборудование для игры:
- мультимедиа установка;
- игровой диск (барабан), разделённый на 6 секторов разного цвета: чёрный, красный, жёлтый, белый, серый, зелёный;
- 36 конвертов (по 6 конвертов, соответствующих цвету секторов) с заданиями;
- два кубика: один – с цветами секторов, второй – с цифрами от 1 до 6, который определяет количество заработанных очков при верно выполненном задании.
Целевая аудитория: обучающиеся 7-9 классов.
Ход игры.
Звучит музыка. На экране фрагмент начала передачи Н. Дроздова «В мире животных».
Вступительное слово ведущего. Добрый день, дорогие девчонки и мальчишки. Я рада приветствовать вас на экологической игре, посвящённой животным, занесённым в Красную книгу.
Кто из вас знает, что такое Красная книга? (ответы обучающихся).
Внимание на экран. Для вас видеофрагмент о Красной книге. Будьте внимательны при просмотре. Давайте вместе ещё раз вспомним:
- как появилась Красная книга;
- почему она так называется;
- зачем создана Красная книга;
- из чего состоит Красная книга;
- кто входит в Красную книгу.
Сегодня на эко-игру под названием «Их осталось всего…» мы собрались не случайно. Я очень хочу в очередной раз обратить ваше внимание на экологические проблемы, а именно на проблему исчезновения и вымирания животных. Дикая природа планеты Земля богата и разнообразна, но, увы, в наше время немало животных находится под угрозой исчезновения. Кому-то, например, слонам, гориллам и тиграм, уделяют достаточно внимания, а вот о многих пауках или птицах большинство людей даже не слышали. Однако абсолютно все животные важны для биоразнообразия Земли, и именно поэтому сегодня мы вспоминаем самые разные виды, занесенные в Красную книгу.
Объяснение правил игры. Давайте познакомимся с правилами игры.
- Перед вами барабан с 6-ю секторами разного цвета. На каждом секторе лежит по 6 конвертов с заданиями. Чёрный сектор содержит вопросы о тех животных, кого уже не встретишь в природе. Красный – об исчезающих и особо редких животных. Жёлтый - о животных, количество которых быстро уменьшается. Белый – о редких видах, численность которых всегда была невелика. Серый – о животных, которые до сих пор мало изучены. Зелёный – о восстановленных видах животных, которых удалось спасти от вымирания.
- Команды по очереди кидают два кубика. Первый кубик имеет грани, соответствующего секторам цвета. На гранях второго кубика вы видите цифры от 1 до 6. Это количество баллов, которые команда заработает, если верно выполнит задание. Конверт с заданием вы выбираете сами. Как вы видите, на каждом секторе их 6. Если выпадет цвет сектора, который не имеет больше конвертов, то выбор ложится на следующий сектор по часовой стрелке.
- На обсуждение вопросов и выполнение задания отводится 1 минута. Если у команды нет ответа или ответ неверный, то право ответить получает команда-соперник.
- Победу одержит та команда, которая за игру наберёт большее количество баллов.
Приветствие команд. Правила игры понятны. Давайте теперь знакомится с командами.
(команды озвучивают название, девиз, и представляют творческое домашнее задание – плакат на тему «Охрана животных»)
Задания по секторам.
Чёрный сектор. Содержит задания-анаграммы с иллюстрацией животного. Ведущий зачитывает описание (на экране фото слайд с изображением животного).
1 | МОЛЕГАНОД |
| Мегалодон. Свирепый водный хищник, прародитель акул, жил от 20 до 5 млн лет назад. одна из самых больших рыб всех времен и наиболее крупный водный хищник за всю историю планеты. Питался он гигантскими морскими черепахами, китами. Этот сверххищник возглавлял вершину своей пищевой цепочки. |
2 | МОНТАМ |
| Мамонт. жил в период от 450 тыс. лет до 14 или 4 тыс. лет назад. Останки или фрагменты этих животных обнаруживали в Северной Америке, в Сибири. Эти животные существовали в один период с первобытными людьми. Предполагалось, что люди охотились на них. Но доктор исторических наук, профессор Юрий Сериков считает, что это было им не под силу, охота была очень ограниченной. Вымерли же эти гиганты от смены климата. |
3 | ПАНТАР |
| Тарпан. Охота и хозяйственная деятельность людей погубили многие виды животных, среди которых это. долго считался предком домашней лошади, но исследования палеогенетиков это не подтвердили. |
4 | ГАКВАГ
|
| Квагга. степная зебра, которая была широко распространена на юге Африки. Вид вымер к концу XIX века. Причиной исчезновения стала неконтролируемая охота на них и вылов для зоопарков. Они легко укрощались, могли быть одомашнены. |
5 | ТИАБАНОТО |
| Титанобоа. В Южной Америке около 60 млн лет назад обитал змеиный монстр. самая огромная и тяжелая змея из всех известных. Ее длина достигала 14 м, ширина — 80 см, вес — около 1 т. Обитала змея в мутной воде тропического леса, питалась рыбой и крокодилами. |
6 | ПИРАЦАЕРТЕРАЙ |
| Парацератерий. Безрогий носорог, один из наиболее изученных ископаемых видов. Жил 34–23 млн лет назад в Азии на территории современного Казахстана в районе Арала. |
Красный сектор. Содержит задание-пазл. Собрать пазл с изображением животного и назвать его (на экране краткая историческая справка о животном, после ответа на экране появляется фото с изображением животного).
1)
Научное название: Panthera pardus orientalis
Продолжительность жизни: от 10 до 15 лет
Ареал обитания: Дальний Восток
Популяция (в дикой природе, примерно): 120 особей
2)
Научное название: Diceros bicornis
Продолжительность жизни: от 35 до 40 лет
Ареал обитания: Восточная и Южная Африка
Популяция (в дикой природе, примерно): 5 500
3)
Научное название: Pongo pygmaeus
Продолжительность жизни: от 35 до 45 лет
Ареал обитания: Калимантан (Борнео)
Популяция (в дикой природе, примерно): 105 000
4)
Научное название: Panthera tigris sumatrae
Продолжительность жизни: от 18 до 25 лет
Ареал обитания: Суматра
Популяция (в дикой природе, примерно): менее 400 особей
5)
Научное название: Sphyrna mokarran
Продолжительность жизни: от 20 до 30 лет
Ареал обитания: По всему миру в теплых океанах на мелководье
Популяция (в дикой природе, примерно): Неизвестна
6)
Научное название: Poecilotheria metallica
Продолжительность жизни: от 3 до 12 лет
Ареал обитания: Заповедный лес между Нандьялом и Гиддалуром, Индия
Популяция (в дикой природе, примерно): Неизвестна
Жёлтый сектор. Задание-тест. Ведущий зачитывает описание животного. Команде из предложенных пяти животных надо выбрать верный ответ (после ответа на экране появляется фото с изображением животного)
1) Это животное - символ Всемирного фонда защиты природы — самый редкий вид семейства медвежьих, обитающий только в горных регионах Китая. По подсчетам ученых численность популяции составляет немногим более 1,8 тысяч особей в дикой природе. В последнее время отмечается незначительное увеличение числа этих животных, обусловленное усилиями китайских биологов, восстанавливающих бамбуковые леса (бамбук составляет 99% рациона этих животных), а также строгими законами — в Китае за убийство этого животного полагается смертная казнь.
(ГРИЗЛИ, ПАНДА, КОАЛА, ЛЕНИВЕЦ, БУРЫЙ МЕДВЕДЬ)
2) Развитие сельского хозяйства и лесозаготовки в промышленных масштабах — факторы, значительно сократившие среду обитания, доступную для этих представителей семейства кошачьих. Этим животным необходимы обширные пространства, способные поддерживать обитание крупных травоядных, являющихся основной частью рациона полосатых хищников. Браконьерство представляет наибольшую угрозу: 3 из 9 подвидов были полностью истреблены человеком. Сегодня охота на них запрещена по всему миру.
(ПУМА, ЛЕВ, ГЕПАРД, ТИГР, ЛЕОПАРД)
3) На данный момент в мире насчитывается менее 25 тысяч этих животных — самых крупных животных на планете. Они встречаются во всех океанах мира, за исключением вод Арктики. Считается, что 90% популяции были уничтожены убойным промыслом в XX веке. В конечном итоге коммерческая охота была запрещена в 1966 году. Национальная служба морского рыболовства США разработала план восстановления, который предусматривает ведение баз данных по отдельным образцам и сбор генетических и миграционных данных. Это обеспечивает лучшее понимание их поведения и способствует предотвращению столкновений особей с судами и попаданию в рыболовные сети.
(АКУЛА, ДЕЛЬФИН, КИТ, НАРВАЛ, БЕЛУХА)
4) Хоть его и называют леопардом — северной версией пятнистых обитателей более экваториальных регионов — это животное на самом деле более тесно связан с тигром, по крайней мере, в генетическом отношении. Вероятно, в дикой природе остается менее 6,5 тысяч особей. Браконьерство по-прежнему представляет собой серьезную угрозу для этого редкого исчезающего вида, равно как и чрезмерная охота на животных, которые составляют их рацион питания.
(ИРБИС, РЫСЬ, ПАНТЕРА, ПУМА, ГЕПАРД)
5) Название этого животного в переводе с малайского означает «человек леса». Во многом по причине вырубки лесов и коммерческой охоты, особей этого вида, обитающего на островах Юго-Восточной Азии Борнео и Суматра, на данный момент насчитывается менее 60 тысяч. В отличие от многих других приматов, они обычно одиноки или живут небольшими группами, что существенно затрудняет их отслеживание и изучение.
(ГОРИЛЛА, ШИМПАНЗЕ, ОРАНГУТАН, МАКАКА, ГИБОН)
6) Коммерческая охота за исключительным мехом обитателей ледяных вод северной части Тихого океана стала причиной почти полного исчезновения вида к началу XX века. В 1911 году их оставалось около 2 тысяч, тогда же был введен международный запрет на коммерческую охоту. Несмотря на то, что запрет помог восстановить популяцию до одной трети от ее прежнего числа, это животное все еще находится в опасности: угрозу представляют как естественные (хищничество косаток), так и антропогенные — обусловленные деятельностью человека — факторы. Например, разливы нефти в ареале обитания.
(ВЫДРА, БОБР, КАЛАН, ОНДАТРА, КАПИБАРА)
Белый сектор. Содержит вопросы-загадки (после ответа команды, картинка с изображением животного появляется на экране)
1) Живёт он там, где холода. И ловит рыбу из-под льда. Он в шубе белой щеголяет. Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
2) Яйца он несёт, как птица, и воды он не боится. И зимой ему всегда очень сладко спится. Как у утки нос, шерстью весь оброс. (Утконос)
3) Крупная большая кошка,
Необычная немножко;
Тело стройное пятнисто,
Жертвы ловит в поле быстро.
Хищник он, и на планете
Самый быстрый зверь на свете.
Только он не леопард...
Как зовут его?. (Гепард)
4) Как ветви у него рога! Он благородный. Он пятнистый. Обходит сочные луга, В жару идёт же в лес тенистый. (Пятнистый олень)
5) Сохранив обычай древний, что за зверь, и в дождь, и в зной на высоких спит деревьях, провисая вниз спиной? (Ленивец карликовый)
6) «Красивый очень, гордый вид. Он в небе высоко парит, не прилагая сил, легко. Добычу видит далеко, и камнем падая с небес, еду добудет он себе». Заслужен славы ореол, не просто птица, а… (Орёл филиппинский)
Серый сектор. Задание – соедини слова в названии животного. (На экране фото животного. Из названия дано только одно слово, второе слово надо подобрать из предложенных)
1)Горилла (СТЕПНАЯ, ЛЕСНАЯ, ГОРНАЯ)
2)Лягушка (СТЕКЛЯННАЯ, ХРУСТАЛЬНАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ)
3) Землеройка (КИТОВАЯ, СЛОНОВАЯ, ТИГРОВАЯ)
4) Долгоносик (ЖИРАФОВЫЙ, СЛОНОВЫЙ, КРАСНЫЙ)
5) Косатка (ВОДНАЯ, ПРАВДИВАЯ, ЛОЖНАЯ)
6) Кальмар (БОЛЬШОЙ, ГИГАНТСКИЙ, ОГРОМНЫЙ)
Зелёный сектор. Задание-филворд (сопровождается картинкой с изображением животного, название которого надо найти в филворде, слово должно идти по прямой линии)
1)
Б А В У К Е Р О Т К А Р Л Д О Х Ч Л Р У Р И Т Н Г О Г У Г О Р О С О Н Н Р О Ь Б Б У Г Л М А В К Е Н А П Р А П Е Л И К А Н О К |
2)
Б А В У К Е Р О Т К А Р Л Д О Х Ч Л Р У Р И Т Н Г О Г У И Р И Б А Е Н Н Р О Ь Б Б У Г Л М А В К Е Н А П Р А П Е Л И К А Н О К |
3)
Б А В У К Е Р О Т К А Р Л С О А Ч Л Р У Р И И Л Г О Г У И Р И А А Е Н Н Р О Ь О У Б Г Л М А В К Е Ч А П Р А П Р И Т Ь Д Л О К |
4)
Б А В У К Е Р О Т К А З Л С О Х Ч Л Р У У И И Н Г О Г У И Б И В А Е Н Н Р О Р Б У Б Г Л М А В К Е Ч А П Р А П Р И Т Ь Д Л О К |
5)
Б А В У К Е Р О Т К А Р Л С О Х Ч Л Р У Р И И Н Г О Г У И Р И В А Е Н Н Р О Ь Б У Б Г Л М А В К Е Ч А П Р А П Р И Т Ь Д Л О К |
6)
Б А В У К Е Р О Т К А Р Л Д О Х Ч Л Р У Р И Т Н Г О Г У И Р И Б А Е Н Н Р О Ь Б Б У Г Л М А В К Е Н А П Р А П Р И Т Ь Д Л О К |
Подведение итогов. Сегодня нет проигравших. Сегодня вы выиграли самый ценный приз – знания. Знания о природе, которые вам помогут беречь и приумножать её.
Заключение.
Природа — это единая система, и потеря любого вида может привести к плачевным последствиям для всего мира. Что мы можем сделать, чтобы сохранить природу? Давайте повторим правила поведения в природе, будем помнить их и соблюдать.
Правило 1. Не шумите на природе! Не берите с собой на экскурсию магнитофоны, горны и барабаны!
Правило 2. Не ловите бабочек, стрекоз, жуков!
Правило 3. Не ломайте ветки деревьев и кустарников!
Правило 4. Убирайте за собой мусор!
Правило 5. Берегите почву!
Правило 6. Берегите прекрасный мир растений!
Правило 7. При сборе трав, плодов и грибов бережно относитесь к тому, на чем они росли!
Правило 8. Не ловите детенышей диких животных и не уносите их домой!
Слово жюри. Награждение команды-победителя и участников.
Информационные источники:
https://www.nur.kz/family/school/1710853-gromadnye-doistoriceskie-zivotnye-v-susestvovanie-kotoryh-trudno-poverit/?ysclid=m24uifn976763436719 - Вымершие животные: 10 существ, которых мы больше не встретим на Земле.
https://dzen.ru/a/Y_yElSCGcVQwe88a?ysclid=m24vz3eff1168306187 15 самых редких животных в мире, находящихся на грани вымирания.
https://prosv.ru/articles/na-grani-ischeznoveniya-10-zhivotnykh-kotorykh-pochti-ne-ostalos/?utm_source=yandex.ru&utm_medium=organic&utm_campaign=yandex.ru&utm_referrer=yandex.ru На грани исчезновения: 10 редких видов животных.
https://4tololo.ru/content/2568?ysclid=m24yb1sfkk675180575 Малоизученные животные, о которых вы и не знали.
https://translated.turbopages.org/proxy_u/en-ru.ru.4bea511b-67095545-30be6e85-74722d776562/https/a-z-animals.com/articles/animals-scientists-know-little-about/ 26 животных, о которых ученые знают очень мало.
https://fishki.net/2924736-zhivotnye-kotoryh-my-poterjali-i-kotoryh-udalosy-spasti.html?ysclid=m24z2gejcx940289430 Животные, которых мы потеряли и которых удалось спасти.
https://zhiznteatr.mirtesen.ru/blog/43718234519/10-vidov-zhivotnyih,-chyu-populyatsiyu-vosstanovili?ysclid=m24zfws2ie36505893 10 видов животных, чью популяцию восстановили.