Познавательная викторина ко Дню народного единства для 4 класса
Познавательная викторина для 4 класса
«В единстве наша сила!» (ко Дню народного единства)
Цели и задачи:
· Образовательные: познакомить детей с историей Дня народного единства, с ключевыми событиями и героями (К. Мининым и Д. Пожарским).
· Развивающие: развивать познавательный интерес, логическое мышление, умение работать в команде.
· Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну и уважения к ее истории.
Оформление и оборудование:
· Презентация PowerPoint с картинками, портретами, вопросами.
· Музыкальное сопровождение (патриотические песни, гимн России).
· Эмблемы для команд (например, «Богатыри» и «Патриоты»).
· Бумага, ручки, цветные карандаши.
· Карточки с заданиями.
· Жетоны за правильные ответы (звезды, флажки).
· Призы для всех участников (тематические закладки, значки, сладости).
Ход викторины
(Звучит торжественная музыка. Дети делятся на 2-3 команды, придумывают название и выбирают капитана.)
Часть 1: Историческая. «Во глубине российской истории...»
Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня наша викторина посвящена одному из самых молодых и самых старых праздников России – Дню народного единства. Он напоминает нам о событиях более чем 400-летней давности, о том, как единение всего народа помогло спасти нашу Родину. Давайте проверим, какие вы знатоки истории!
Вопрос 1. Разминка «Что? Где? Когда?»
· В каком году в России начали отмечать День народного единства? (В 2005 году)
· Какого числа мы отмечаем этот праздник? (4 ноября)
· Как называлось государство, которое стало предшественником России в те времена? (Русское царство)
Вопрос 2. «Смутное время»
Ведущий: Тто время, о котором мы говорим, историки называют «Смутным временем» или «Смутой». Как вы думаете, почему?
· Варианты ответов:
а) Было много врагов.
б) В стране не было законного царя, были неурожаи, голод, войны, народ был разделен.
в) Все постоянно ссорились.
(Правильный ответ: б). Ведущий кратко объясняет, что такое Смута.)
Вопрос 3. «Ополчение»
Ведущий: чтобы спасти страну, нужно было объединиться. В Нижнем Новгороде начали собирать народное ополчение. Что такое ополчение?
· Варианты ответов:
а) Регулярная армия.
б) Добровольное войско из простых граждан, собранное в критический момент.
в) Отряд профессиональных солдат.
(Правильный ответ: б)
Вопрос 4. «Великие имена»
(На слайде появляются портреты Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского)
Ведущий: кто эти два человека и какую роль они сыграли в истории России?
· Ответ: Кузьма Минин – земский староста, организовал сбор средств для ополчения. Князь Дмитрий Пожарский – опытный полководец, возглавил войско. (допускается и иная формулировка ответа)
Часть 2. Символическая. «Один флаг – одна Россия!»
Ведущий: Любая страна имеет свои символы. Сейчас мы проверим, насколько хорошо вы их знаете.
Задание 1. «Главные символы»
Назовите три главных официальных символа нашей страны.
(Ответ: Герб, Флаг, Гимн)
Задание 2. «Цвета флага»
Что символизируют цвета российского триколора?
· Белый – мир, чистота, совершенство.
· Синий – вера, верность, постоянство.
· Красный – энергия, сила, кровь, пролитая за Отечество.
Задание 3. «Собери герб»
Командам раздаются конверты,в которых находятся распечатанные и разрезанные на части изображения Герба России (орел, короны, скипетр, держава). Задача – быстрее соперников правильно собрать герб.
Часть 3. Культурная. «Многонациональная Россия»
Ведущий: Россия – огромная многонациональная страна. В ней живут более 190 разных народов! Единство – это когда мы, разные, живем в мире и согласии.
Задание 4. «Народы России»
Назовите как можно больше народов, проживающих в России.
(Татары, башкиры, чуваши, чеченцы, якуты, карелы, евреи, осетины, удмурты и т.д.)
Задание 5. «Сказки народов России»
Командам зачитывается отрывок или описывается сюжет сказки. Нужно угадать, какому народу она принадлежит.
· Пример 1: Девочка, заблудившаяся в лесу, находит избушку, где живет огромный медведь. («Маша и медведь» – русская)
· Пример 2: Сказка о волшебном ковре-самолете и жестоком царе. (Татарская, башкирская, общевосточная)
· Пример 3: Сказка о мальчике, который превратился в козленка, и его сестре, которая спасла его. («Сестрица Аленушка и братец Иванушка» – русская)(также можно взять белорусскую сказку «Легкий хлеб».болгарскую «Волк и Сорока»,немецкую «Дружба кошки и мышки»)
Часть 4. Творческая. «Единая страна – общая победа!»
Задание 6. «Плакат единства»
Каждой команде выдается лист ватмана и фломастеры/карандаши. За 5-7 минут нужно придумать и нарисовать плакат на тему «В единстве наша сила!». Затем капитан представляет его, объясняя свою идею.
Задание 7. «Пословицы о Родине и единстве»
Ведущий начинает пословицу, команды должны ее закончить.
· Один в поле... (не воин).
· Нет ничего на свете краше, чем... (Родина наша).
· Народное братство... (дороже всякого богатства).
· Когда мы едины – мы... (непобедимы).
Подведение итогов и награждение
Жюри (или ведущий) подсчитывает жетоны. Объявляется команда-победитель. Но главный вывод делает ведущий:
Ведущий: Ребята, сегодня вы отлично справились с заданиями! Вы показали, что знаете историю своей страны, ее символы и культуру. Самое главное, что вы поняли: сила России – в дружбе и единстве всех народов, которые в ней живут. Неважно, кто сегодня победил в викторине. Важно, что мы все – одна команда, один народ, одна страна!
( Звучит гимн России. Все встают. Проходит награждение всех участников. Команда-победитель получает особый приз (например, книгу или грамоту), все остальные – утешительные призы. ))