Викторина ко Дню народного единства

3
0
Материал опубликован 3 October 2018 в группе

ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ ВИКТОРИНЫ К Дню народного единства.

Русские города присягали то одному правителю, то другому; бояре и дворяне искали пользы себе, но не Отечеству; казаки и холопы грабили соотечественников, царский трон стремились захватить безродные авантюристы. Как же так случилось, что могучее государство, с честью прошедшее через испытания монголо-татарского ига, раздробленности и опасных войн с соседями, оказалось в такой печальной ситуации?

Смерть в Угличе в 1591 г. последнего сына Ивана Грозного от седьмой жены, царевича Дмитрия, смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598—1605), не сумевшему пресечь интриги недовольных бояр. Неурожай 1601—1602 гг. и последовавший за ним голод стали причиной первого социального взрыва (1603 г. — восстание Хлопка). Между тем Речь Посполитая поспешила воспользоваться появлением в Польше молодого русского дворянина, объявившего себя «чудом спасшимся» сыном Ивана Грозного, царевичем Дмитрием. Можно отметить и предательство и подлость ставших нормой как для простого люда, так и царей, вспомним печально известного Василия Шуйского, и бессмысленное убийство царевичей Дмитрия и юного Федора Годунова, позор царевны Ксении, появление лжеправителей разного ранга. Это возмущение народа “неправдой”, несправедливостью, вначале лишившей их свободы: “Вот тебе, бабушка и Юрьев день”, затем законного царя…

Коротко причины Смуты:

а) династический кризис, б) экономический кризис, в) начавшееся закабаление крестьян, г) ограничение свобод других сословий.

Почему самозванцев называли ворами? К кому из самозванцев относится данная современниками фраза «убиенный много и восставый»?

 

Смысл слова воровать - плутовать, мошенничать и т. п., вообще обманывать. "Ворами" на Руси называли так же самозванцев, покушавшихся на царский престол.
 

Лжедмитрий I перед своим воцарением обещал всех простить, забыть все неправды, дать льготы купцам, казакам, крестьянам. Почему же против него вспыхнуло восстание всего лишь через 11 с не большим месяцев правления?

Отвечу на вопрос, ссылаясь на http://istoriarusi.ru. Внутренняя политика Лжедмитрия 1 отличалась крайней степенью безбожности, наплевательским отношением к русским обычаям, и наводнением страны поляками. Внутренняя политика Лжедмитрия 1 на начальном этапе своего правления характеризуется, как политика заигрывания с населением. Новый царь самостоятельно проводил встречи с населением. Он выслушивал жалобы людей на свою судьбу, а также претензии граждан друг к другу. Начало борьбы с казнокрадством. Но люди ждали от него совершенно другого. Крестьяне, которых было подавляющее большинство, ждали, когда же царь исполнит главное свое обещание – раздать землю крестьянам. Россияне стали презирать своего царя, который не соблюдал русских обычаев, ходил по Москве в польских нарядах. Поляки же, которые прибыли в Москву по призыву Лжедмитрия, вели себя в столице не как гости, а как захватчики. Внутренняя политика Лжедмитрия 1 окончательно переполнила чашу терпения россиян, когда юный царь решил жениться. Его избранницей стала полячка Марина Мнишек. На свадьбу были приглашены многие поляки, которые оскверняли русские обычаи и традиции, высмеивали и оскорбляли русских.В народе все чаще стали появляться мнения о том, что только свержение Лжедмитрия 1 может остановить беспорядок в стране. Кроме простого люда царем были недовольны и знатные бояре, которые начали подготавливать бунт для свержения неугодного монарха. В результате был реализован боярский заговор. Случилось же оно 17 мая 1616 года. Лжедмитрий был убит.

Таким образом

1. Проведение самостоятельной политики, нежелание быть марионеткой в руках Боярской думы.

2. Падение популярности в низах столичного общества, поскольку он пренебрежительно относился к русским обычаям, окружил себя поляками, не учитывая настороженного отношения русских к иноверцам и заносчивости «латинян».

3. Неисполнимость обещаний, которые он раздавал, стремясь к трону.

4. Чуждость политической программы Лжедмитрия I сознанию боярской элиты и других слоев общества.
 

Объясните, где находятся Чудов монастырь, Китай-город, Запорожская Сечь, Тушино, Ярославль. С какими событиями Смуты связано каждое из этих географических названий?

Чудов монастырь находился на территории московского Кремля, на так называемой Царской (или Ивановской) площади. Чудов монастырь был основан в 1365 году митрополитом Алексием, наставником князя Дмитрия Донского. Юрий Отрепьев постригся в монахи под именем Григория и попал в кремлёвский Чудов монастырь, бежал монах-расстрига Григорий Отрепьев в Польшу. В Смутное время в 1610 году в этот московский монастырь насильно постригли князя Василия Шуйского, которого затем переправили в Польшу, где он и скончался.

В 1612 году в монастыре был уморен голодом патриарх Гермоген.

Кита́й-го́род начинается от Красной площади, граничит на севере с Охотным Рядом, Театральной площадью и Театральным проездом, на востоке с Лубянской и Старой площадями, на юге с Москвой-рекой. В конце марта 1611 г. первое ополчение осадило Москву, польский гарнизон отошел в пределы Китай-города и Кремля.

5 сентября 1612 года Пожарский отправил к осажденным в Кремле и Китай-городе полякам письмо, в котором убеждал их сдаться и обещал отпустить весь гарнизон невредимым. На это великодушное письмо осажденные ответили отказом. В октябре ужасающих размеров достиг голод. 22 октября 1612 года казаки Трубецкого ударили по Китай-городу. Голодные поляки не были в состоянии защищаться и ушли в Кремль. Этот день считается днем освобождения Москвы от интервентов

Тушино, когда Лжедмитрий II разбил здесь свой лагерь (июнь 1608 — март 1610) и получил прозвище «Тушинский вор». В результате село превратилось в большой город — альтернативную столицу» России, который в свою очередь был полностью сожжен в марте 1610 г. при отступлении тушинцев, так что на месте Тушино осталась пустошь

Ярославль — первый из русских городов на Волге, упоминаемый в летописи. возник на том месте, где в Волгу — главную артерию Волжского торгового пути — впадает река Которосль.

В Ярославле было создано временное правительство России «Совет всея земли» - государственный орган, подобный Земскому собору. Правительство из представителей духовенства и Боярской думы, дворян и посадских людей. Земское ополчение оставалось в Ярославле около 4-х месяцев; это время прошло в напряженной работе над восстановлением порядка в стране, над созданием центральных правительственных учреждений, над собиранием сил и средств для самого ополчения. Из Ярославля назначали в города воевод.

Запорожская сечь - организация казачества за Днепровскими порогами. Участвовали казаки в войске Лжедмитрия I и Лжедмитрия II.

Кого во времена Смуты уговаривали стать царём? Что случилось с каждым из этих претендентов? Чем отличался их приход к власти, если таковой случался, от избрания Михаила Федоровича Романова?

Василий Иванович Шуйский был, «выкрикнули» царём на Красной площади и он оставался им четыре бурных года, с 1606-го по 1610г.В июле 1610 года, после нанесения поляками сокрушительного поражения русским войскам под селом Клушино, Василий Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен в монахи. «Семибоярщина» заключила договор о призвании на русский престол царевича Владислава. Во главе посольства стоял митрополит Филарет. Планы Сигизмунда были другие: он не хотел отпускать молодого сына в Москву, тем более не хотел позволить ему принять православие; он намеревался сам занять московский престол. Владислав в Москву не приехал.

 

Авраамий Палицын, характеризуя эпоху Смуты, пишет: «И разделишася на двое вси человецы, вси же мысляще лукавне о себе». Объясните смысл этих слов.

Авраамий Палицын подробно анализирует причины Смуты, толкуемые им как грехи русских людей перед Господом. В частности, первым грехом, по его мнению, стало убийство Борисом Годуновым молодого царевича Димитрия. Главный же грех, — "всего мира безумное молчание", — трактуется Авраамием Палицыным как подавление общественной инициативы, обернувшееся своеобразным социальным эгоизмом. Ведь в решающий момент, оставшись без законного царя, "безумно молчащее" русское общество не смогло достойно перенести это испытание и распалось на отдельные противоборствующие группы, руководимые своекорыстными интересами. В итоге, государство пришло в упадок, а безначальная русская земля "побрела розно". В этом и заключалась суть Божиего наказания, допустившего то, что Россия впала в пучину "самовластия" — "И сего ради попусти ны в самовластии быти".
 

Какие государства хотели, воспользовавшись Смутой, захватить русские земли? Кто из них выставлял своих претендентов на московский престол? Как на судьбе этих государств сказалось участие в Смуте?

Польский король Сигизмунд III - осада Смоленска 1609 год. 1611 год - захват шведами (полководец Делагарди) Новгорода и поляками Смоленска. Новгородцы отдавались под покровительство шведского короля Карла IX.

Какая часть Московского государства была наиболее разорена во времена Смуты?

В период междуцарствия (1610-1613 гг.) положение Московского государства поляки занимали Москву и Смоленск, шведы - Великий Новгород; шайки иноземных авантюристов и своих "воров" разоряли несчастную страну, убивали и грабили мирное население, разоряли хозяйство.

 

Подберите к картине П.Чистякова «Патриарх Гермоген в темнице отказывается подписать грамоту поляков» наиболее подходящую цитату из писем патриарха.

«Обращаюсь к вам, бывшим православным христианам, всякого чина и возраста. Вы отпали от Бога, от правды и Апостольской Церкви. Я плачу, помилуйте свои души. Забыли вы обеты Православной веры вашей, в которой родились, крестились, воспитались, возросли. Посмотрите, как отечество расхищается и разоряется чужими, какому поруганию предаются святые иконы и церкви как проливается и вопиет к Богу кровь невинных. На кого вы поднимаете оружие? Не на Бога ли сотворившего вас, не на своих ли братьев, не свое ли Отечество разоряете? Заклинаю вас именем Господа Бога, отстаньте от своего начинания пока есть время, чтобы не погибнуть. А мы прием вас кающихся».

 

Какую роль в преодолении Смуты сыграла Православная Церковь?

Православная Церковь вдохновила народ на сопротивление. Гермоген выступал против боярских предложений о присяге королю Польши Сигизмунду III. На требование изменников-бояр остановить русское ополчение, приближающееся к Москве, твердо ответил: «Я их благославляю против вас стояти и помереть за православную христианскую веру». Он не смирился с оккупацией Москвы и, находясь под домашним арестом, стал рассылать грамоты по Русской земле с призывами выступать против интервентов.
 

В картине Верещагина В. П. «Осада Троице-Сергиевой лавры» выделите любого героя, определите его социальное положение, составьте небольшой диалог с его участием о событиях, отражённых в данном сюжете. Что произошло в Троице-Сергиевом монастыре дальше?

Страх и томительное ожидание неминучей гибели все сильнее и сильнее обуревали осажденных. Несколько раз делались вылазки, чтобы найти, откуда ведется подкоп, или чтобы добыть "языка", т. е. пленного, который мог бы сказать это. Наконец удалось на одной из вылазок поймать раненого казака, от которого и допытались, что подкоп ведется под Пятницкую башню. Тогда наскоро стали против этой башни строить новое укрепление, чтобы обороняться в случае, если бы врагам и удался взрыв... Стали очищать и рыть потайные подземные ходы. Несколько раз делали вылазки, чтобы найти и уничтожить подкоп, но все напрасно. Наконец двум крестьянам удалось добраться до устья подкопа, еще не доведенного до конца. Они, недолго думая, вскочили туда и зажгли порох; раздался взрыв; погибли и русские удальцы, но работа врагов была уничтожена, и монастырь был спасен от этого подкопа.2

Историк Н.И.Костомаров вкладывает в уста известной исторической личности следующие слова: «Вы нехорошо сделали: меня послали от всего государства послом просить Владислава, а сына моего государем выбрали без моего ведома». Кем и когда сказаны эти слова? Какова последующая судьба этого человека?

Сказал тушинский патриарх Филарет (боярин Федор Никитич Романов) , отец Михаила Романова. Был в польском плену. 14 июня Филарет прибыл в Москву. 24 июня Филарета стал московским патриархом.

 

Как в сентябре 1610 г. в Кремле оказался польский гарнизон, если войска Сигизмунда всё ещё безрезультатно осаждали Смоленск?

Бояре в августе 1610 открыли ворота польскому гарнизону гетмана Жолкевского. Жители Москвы на Девичьем поле присягнули королевичу Владиславу.
 

В какие периоды истории России наш народ так же, как и в период Смуты, смог объединиться перед лицом вражеского нашествия?

Во время интервенции, когда территорию России оккупировали англичане, французы, японцы, американцы.. 1918-1922 гг.
 

Какое отношение к событиям и лицам Смуты имеют имена М.И. Глинки, А.С.Пушкина, С.Ф. Бондарчука, царя Ивана Грозного?

Пушкин А.С "Борис Годунов". М.И. Глинка опера «Жизнь за царя» («Иван Сусанин», 1836).

Бондарчук экранизация трагедии Пушкина "Борис Годунов" (по одноименной драме А. С. Пушкина, совместно с Чехословакией, при участии Западного Берлина и Польши)

 

Кому из героев Смуты до сих пор нет ни памятника, ни памятного знака?

На презентации издания «Люди Смуты. История народного подвига» в Рязани выступающие отметили тот факт, что на родине первого ополчения до сих пор нет даже памятного знака в честь наших великих предков - это герои первого рязанского ополчения 1611 года: воевода Прокопию Петровичу Ляпунову и святителю Феодориту. ..

Назовите итоги Смуты.

1.Отрицательные

- экономическое и хозяйственное разорение страны;

- резкая убыль населения;

- длительно продолжающиеся социальные столкновения в городах;

- разбойничьи нападения многочисленных разбойных людей.

2.Положительные

- в январе 1613 г. в Москве собрался Земский собор, на котором новым царем России был избран Михаил Федорович Романов.

- в 1617 г. заключен Столбовский мир со Швецией: Россия вернула Новгород, но теряла все побережье Финского залива.

- в 1618 г. заключено Деулинское перемирие с Речью Посполитой: Россия уступила Смоленск и ряд городов и земель, расположенных по западной границе.

- рост национального самосознания;

- ощущение единства государства, единства народа в рамках одного государства;

- более широкое участие сословий в представительных органах государства.

 

Кто из героев Смуты стал одним из наиболее вдохновляющих примеров для советских воинов, сражающихся с фашистской Германией? Приведите примеры в доказательство вашей мысли (названия советской военной техники, улиц, памятники).

Установлено, что советские воины, повторили бессмертный подвиг Ивана Сусанина за время Великой Отечественной Войны - 50 раз. Первыми в 1941 на такой подвиг пошли и погибли разведчица Великолукского партизанского отряда спец. назначения Настя Дроздова (8 октября) и колхозник из Московской области Иван Петрович Иванов (11 декабря).

Звания Героя Советского Союза удостоен колхозный сторож Матвей Кузьмич Кузьмин . 14 февраля 1942 он вывел на позиции 31-й отд. учебной бригады в Псковской области большой отряд гитлеровцев и, погубив его, погиб сам.

27 февраля 2013 года исполнилась 401 годовщина памяти погибшего в плену от рук поляков московского патриарха Гермогена (Ермогена).

Патриарх Гермоген, также Ермоген (ок.1530 —- 17 (27).02.1612) — 2-й (фактически 3-й, считая Игнатия) Патриарх Московский и всея Руси (1606—1612, в заточении с 1 мая 1611), общественный деятель эпохи Смутного времени, Святой Русской Церкви; дни памяти священномученика Ермогена: 17.02.(по Юлианскому календарю) — преставление, и 12.05.— прославление в лике святителей.

Будущий патриарх Гермоген (Ермоген) 1580-х годах был священником в Казани при гостинодворской церкви святителя Николая Чудотворца.

В 1579 году совершилось явление чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Будучи ещё священником, он, с благословения тогдашнего Казанского архиерея Иеремии, переносил новоявленную икону с места обретения в церковь, где служил священником.

Принял монашество и с 1582 года был архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казани.

13 мая 1589 года хиротонисан во епископа и стал первым Казанским митрополитом.

В 1595 году участвовал в открытии мощей святителя Гурия и составил его первое краткое житие.

Избран Патриархом при поддержке Василия Шуйского. Однако, политику его разделять отказался. Этот промежуток с 1605 по 1612 год в его биографии исторически освещён слабо, с явными противоречиями свидетельств. Имеется мнение, что в этом случае на источники стали влиять воцарившиеся Романовы. Об этом говорят труды Казимира Валишевского начала XX века и советского учёного исследователя Р.Я. Скрынникова начала XXI века.

Доподлинно известно, что Гермоген был против полуторатысячного посольства к польскому королю Сигизмунду под Смоленск, отказался признавать русским царём сына польского короля Сигизмунда - Владислава и благословил оба ополчения, призванные освободить Москву от поляков.За противодействие полякам он был заточён в 1611 году поляками в Чудовом монастыре и доведён до голодной смерти.

Церковная деятельность Гермогена характеризовалась внимательным и строгим отношением к богослужению. При нём были изданы: Евангелие, Минеи месячные за сентябрь (1607), октябрь (1609), ноябрь (1610) и первые двадцать дней декабря, а также напечатан «Большой Верховный Устав» в 1610 году. Патриарх тщательно наблюдал за исправностью текстов. По его благословению с греческого на русский язык была переведена служба святому апостолу Андрею Первозванному (память 30 ноября) и восстановлено празднование памяти в Успенском соборе. Под наблюдением первосвятителя были сделаны новые станки для печатания богослужебных книг и построено новое здание типографии, пострадавшее во время пожара 1611 года, когда Москва была подожжена поляками.

Заботясь о соблюдении благочиния, Гермоген составил «Послание наказательно ко всем людям, паче же священником и диаконом о исправлении церковного пения». «Послание» обличает священнослужителей в неуставном совершении церковных служб: многогласии, а мирян — в неблагоговейном отношении к богослужению. Среди его сочинений: Сказание о Казанской иконе Божией Матери и служба этой иконе (1594), послание Патриарху Иову, содержащее сведения о казанских мучениках (1591), сборник, в котором рассматриваются вопросы богослужения (1598), патриотические грамоты и воззвания, обращенные к русскому народу (1606—1613).

 

Патриарх, за отсутствием Государя и при измене русскому народу временного его правительства («Семибоярщины»), в качестве начального человека земли Русской счел себя в праве призвать всех к оружию, чтобы идти на поляков и литовцев. С декабря 1610 года Патриарх, находясь в заключении, рассылал по городам грамоты с призывом к борьбе с польской интервенцией.

Страшное разорение погибающей России видно было в Троицкой Лавре. К ней двигалось, можно сказать, погребальное голгофское шествие Руси. У одних людей, приходящих туда, были отсечены руки, у других глаза были вырваны из глазниц, у третьих на спине ремни из кожи были выкроены. И шли они к Троице не для того, чтобы вылечиться или утолить голод. Нет. Русские люди умеют безропотно умирать. Но для них тяжело было умирать без церковного напутствия, без покаяния и Святого Причастия. Жутко оставаться без христианского погребения. Они шли сюда за могилой и крестом. Сотням и тысячам приходящих ученики преп. Сергия подавали утешение в пище, одежде, лечении, напутствовании Св. Таин, хоронили. 600, 800, иногда до 4 тысяч почивших в месяц погребали лаврские монахи. И так продолжалось полтора года. Бог услышал молитвы и принял пост россиян. И вестниками утешения и помощи явились св. Арсений и преп. Сергий, и был суд Божий о том, что завтра Москва будет в руках россиян. Нижегородцы взывали, что идут под Москву по благословению и приказу Святейшего Патриарха Гермогена, идут за веру Православную, за Русь, за народ свой.

Гермоген был великим историческим деятелем. Без его подвигов не было бы России, народности, веры, а были бы польские и шведские провинции и исповедание католичества и протестантства.

В Русской Православной Церкви дни празднования памяти священномученику Ермогену: 1-2 марта — преставление, и 22 мая — прославление в лике святителей.
 

XV–XVI века — начало новой страницы в русской истории, время формирования Московской Руси. В XVI веке Россия не только закончила собирание земель вокруг Москвы, но уже успела заявить о себе как о стране, претендующей на статус великой державы. Была присоединена Казань, Астрахань, начато присоединение Сибири. На Западе во время Ливонской войны была предпринята, хоть неудачная, но серьезная попытка выйти к Балтийскому морю. Россия начала свое движение к тем стратегическим целям (контроль над Балтийским и Черноморским регионами), достижение которых сделает ее к началу XIX века ключевым государством Европы. Она осознавала себя «Третьим Римом», преемницей завоеванной в 1453 году турками Византийской империи, страной, на которую возложена всемирно-историческая миссия сохранения и защиты православия и традиций православной культуры.
 

Но превращение Московской Руси из конгломерата удельных княжеств в большое централизованное государство не могло пройти без трудностей. XVI век принес не только свершения, но и проблемы, а следующее, 17 столетие, началось с великого испытания Русской земли — со Смутного времени.

 

Прологом Смуты стал династический кризис. В 1598 году умер последний прямой представитель династии Рюриковичей сын Ивана Грозного царь Феодор Иоаннович. Земской Собор избрал на царство Бориса Годунова. Несмотря на то, что Годунов уже в правление царя Феодора показал себя умелым правителем и, став царем, продолжал усердно заниматься государственными делами, его преследовали неудачи. Царю Борису не удалось остановить опасный для страны процесс массового обезземеливания мелкопоместного дворянства, а введенная им отмена Юрьева дня привела к недовольству крестьян и их массовому бегству от помещиков на Дон и в Запорожье. В 1601–1603 гг. в Московском государстве из-за трехлетнего неурожая разразился страшный голод, который привел к смерти и разорению десятков тысяч людей. Авторитет нового царя подрывался упорными слухами о том, что Годунов повинен в смерти сводного брата Феодора Иоанновича царевича Димитрия, найденного 15 мая 1591 года в Угличе с перерезанным горлом. Роковым для Годунова стало появление в 1604 г. на южных окраинах России самозванца, объявившего себя спасшимся Димитрием и при поддержке польской шляхты, беглых крестьян, донских и запорожских казаков двинувшегося на Москву.

 

В разгар борьбы с Лжедмитрием Годунов внезапно умер. Престол перешел к его сыну Феодору, который, процарствовав всего несколько дней, был свергнут в результате бунта, поднятого москвичами по наущению боярина Василия Шуйского. Василий надеялся, что падение Годуновых проложит дорогу к трону для него самого, но просчитался: поднявшие бунт москвичи открыли ворота столицы для самозванца. Феодор и его мать были убиты, а Лжедмитрий провозглашен царем. Около года продолжалось правление этого авантюриста, приведшего с собой в Москву отряды польских шляхтичей, безнаказанно унижавших и притеснявших местных жителей. Чашу терпения московских людей переполнила свадьба Лжедмитрия на приехавшей из Польши католичке Марине Мнишек. Во время свадебных торжеств против Лжедмитрия вспыхнул бунт, он был свергнут и умерщвлен. Собравшаяся на Красной площади толпа «выкликнула» новым царем Василия Шуйского.

 

Однако воцарение Василия не прекратило, а только усилило разгулявшуюся по России Смуту. Под лозунгом защиты прав «царя Димитрия» на Москву двинулось состоящее из казаков, мелкопоместных дворян и беглых крестьян войско Ивана Болотникова. Едва Василий успел оттеснить его от Москвы, как в Стародубе объявился еще один самозванец — Лжедмитрий II, который начал занимать южнорусские города, а затем расположился лагерем в Тушине (всего за восемнадцать верст от столицы). Сюда собрались польские и казацкие отряды, а также многие перебежчики из Москвы. Тушинцы фактически взяли Москву в блокаду. Из подмосковных крепостей одна только Троице-Сергиева Лавра не сдалась войскам самозванца.

 

В этих условиях Шуйский решил обратиться за помощью к шведскому королю Карлу IX. Он отправил своего племянника князя Михаила Скопина-Шуйского на север России, чтобы, тот, собрав здесь ополчение и соединив его со шведским войсками, выступил против Лжедмитрия. М.В.Скопин-Шуйский блестяще справился с этой задачей и оттеснил самозванца от Москвы. Он был встречен москвичами с ликованием как герой и спаситель Отечества. Однако спустя всего несколько недель после своего возвращения молодой (ему было всего двадцать три года) князь внезапно умер. Многие считали, что он был отравлен по приказанию Шуйских, опасавшихся растущей популярности племянника царя. Между тем, к бедам Московского государства добавилась еще одна. Польский король Сигизмунд, находившийся в состоянии войны с Карлом IX, воспользовался русско-шведским союзом в качестве повода для начала открытой войны с Россией. Поляки подступили к Смоленску и начали осаду этого города.

 

Московское войско, лишившееся талантливого полководца, стало терпеть поражение за поражением. Войска Лжедмитрия вновь подошли к столице. Сюда же подтянулись и польские рати под командованием гетмана Жолкевского. Нити управления страной окончательно ускользали из рук царя Василия. 17 июля 1610 года москвичи свергли его с престола. Было решено пригласить на царство сына Сигизмунда королевича Владислава при обязательном условии принятия им православия и обещании править вместе с Боярской Думой и Земскими Соборами. В ожидании прибытия королевича власть в Москве взял совет из семи бояр — «семибоярщина». Для поддержания порядка в столицу были пропущены польские отряды, которые встали гарнизоном в Кремле. На переговоры с Сигизмундом под Смоленск отправилось Великое посольство во главе с боярином В.В.Голицыным и митрополитом Ростовским Филаретом (Романовым).
 

Однако польский король не спешил отпускать своего сына в Москву: он считал Россию своей военной добычей и надеялся сам стать в ней царем — без всяких предварительных условий. Участники Великого посольства, пытавшиеся спорить с ним (в их числе В.В.Голицын и митрополит Филарет), были арестованы и отправлены в Польшу. В Москве власть оказалась в руках ставленников Сигизмунда.

 

Замедление с присылкой Владислава встревожило москвичей. Когда намерения польского короля окончательно обнаружились, стали понятны и связанные с ними опасности — утрата Россией самостоятельности, насильственное насаждение католичества. Патриарх Гермоген принялся рассылать по русским городам грамоты, в которых призывал подняться против Сигизмунда (войско самозванца к тому времени распалось, а сам он был убит одним из своих приспешников). Узнав об этих грамотах, поляки заключили Патриарха в темницу, но призыв уже был услышан русской землей. В ответ на него по городам стало собираться ополчение. Оно подступило к Москве, заняло посад и блокировало поляков в Китай-городе. В ответ по совету русских предателей поляки пошли на чудовищный по жестокости шаг и подожгли Москву. За три дня город выгорел полностью. Тысячи людей погибли в огне, лишились крова и пропитания. Но русское войско все же смогло продолжить осаду Китай-города. Казалась, победа была близка, однако среди осаждавших начались раздоры. Казаки убили вождя земского ополчения Прокопия Ляпунова, после чего ополчение распалось.

 

В этот момент бедствия Смуты достигли своей высшей точки. Россия оказалась на грани национальной катастрофы. Вот как описывает ситуацию этого времени крупнейший русский историк С.Ф.Платонов: «К осени 1611 года положение Московского государства стало отчаянным. Поляки занимали Москву и взяли Смоленск после двухлетней геройской защиты. Вместе со Смоленском перешли во власть короля и другие города по юго-западной границе. Шведы, ставшие открытыми врагами Москвы после избрания Владислава в цари, захватили Новгород и финское побережье. Таким образом, вся западная часть государства оказалась в руках врагов. Земское ополчение распалось. Казаки грабили и своевольничали. Никакого правительства не существовало, и русские люди, не желавшие повиноваться ни полякам в Москве, ни казакам под Москвою, были предоставлены самим себе. Города, ожидавшие обыкновенно указаний из Москвы, теперь не знали, что делать и откуда ждать совета и приказа. Отчаяние русских людей было полное: оплакивая свое погибшее царство, они просили Бога, чтобы Он сохранил хотя бы остаток народа русского от зол смуты и от насилия врагов. Казалось, всему приходил конец».

 

__________________

 

Приостановим здесь изложение событий и задумаемся, почему же Россия оказалась в таком положении. Конечно, вопрос о причинах Смуты чрезвычайно сложен. Смута — явление комплексное, охватившее все стороны жизни общества, и можно говорить об экономических, политических факторах, повлекших ее. Но современники тех событий подчеркивали, прежде всего, факторы нравственные. Для них главной причиной Смуты было нравственное оскудение общества. «И разделишася на двое вси человецы, вси же мысляще лукавне о себе», — пишет один из деятелей той эпохи Авраамий Палицын. Недаром Межрелигиозный совет России в своем заявлении назвал Смутное время «глубочайшим многолетним духовным и нравственным кризисом». Кризис заключался в том, что эгоистические интересы отдельных лиц, отдельных социальных групп в какой-то момент возобладали над стремлением к единству. Общество атомизировалось, распалось на ряд группировок. Борьба боярских родов за престол, хищнические грабежи казаков и деклассированной голытьбы, продажность многих представителей государственного аппарата — все это открывало дорогу к власти различного рода авантюристам (за Смуту появилось полтора десятка самозванцев, выдававших себя за сыновей и внуков Ивана Грозного), а также внешним врагам России, преследовавшим далеко идущие политические цели (и Польша, и Швеция в то время претендовали на то, чтобы стать ведущими европейскими державами, «империями» — для этого им нужно было взять под свой контроль регион от Балтийского моря до Черного, а, следовательно, вытеснить оттуда Россию).
 

Повторим: Смута поставила нашу страну на грань национальной катастрофы, на грань утери государственности. Для того чтобы спастись от Смуты, была необходима консолидация общества.

Спасение от Смуты

 

Силой, консолидирующей русское общество, стала Русская Православная Церковь. Именно из уст православного духовенства звучал призыв к единению. Церковь оказалась настоящим духовным вождем нации. Это признавали и сами интервенты. Так, командир одного из крупнейших польских отрядов, действовавшего около Москвы, Лев Сапега отмечал в письме к польскому королю, описывая обстановку в России: «Попы имеют огромное значение, они главы народных движений».
 

Пример твердости и героизма показали во время Смуты насельники Троице-Сергиева монастыря под Москвой. Они выдержали шестнадцатимесячную осаду (1608–1610), мужественно отражая превосходящие силы противника и терпеливо перенося тяготы осадного положения. После снятия осады монастырь принимал на лечение раненых воинов, устраивал больницы и странноприимницы для умножившихся нищих и разоренных людей, оказывал ополчению помощь деньгами и продовольствием. Отсюда по русской земле рассылались грамоты с призывом к единению и борьбе с интервентами.

 

Пример твердого и мужественного патриотизма показывал Патриарх Гермоген. Посаженный поляками под стражу и томимый голодом, он пользовался всякой возможностью передать на волю свой призыв к борьбе с захватчиками. Последнее письмо ему удалось послать в августе 1611 года. Поляки, узнав об этом, ужесточили условия его содержания и уморили непреклонного старца голодом.
 

Послания из Троице-Сергиева монастыря и послания Патриарха Гермогена распространялись по русским городам. Попали они и в Нижний Новгород, где особое впечатление произвели на нижегородского купца («говядаря», т.е. продавца мяса) Кузьму Минина. 1 сентября он был избран земским старостой (главой городского самоуправления). Вдохновленный патриаршими и троицкими посланиями, Минин начал призывать горожан к созданию ополчения. 25 августа он выступил с пламенной речью перед сошедшимся у Земской избы народом. На следующий день по звуку колокола нижегородцы собрались в главном городском храме. Протопоп Савва Ефимиев прочитал с амвона троицкое послание и сказал вдохновенную проповедь с призывом пожертвовать всем для спасения Земли Русской. Затем говорил Кузьма Минин. «Будет нам похотеть помочи Московскому государству, — призывал он, — ино нам не пожалети животов своих, да не токмо животов своих, ино не пожелеть и дворы свои продавать, и жены и дети и закладывать и бити челом, хто бы вступился за истинную православную веру и был бы у нас начальником». Эти речи произвели на всех огромное впечатление. Было решено, что всякий даст пятую или даже третью часть своего имения на ополчение. Некоторые жертвовали гораздо больше. Так, некая вдова сказала: «Осталась я после мужа бездетной и есть у меня 12 000 рублей, 10 000 отдаю в сбор, а 2 000 оставляю себе».
 

Нижегородские посадские люди «в лице своего старосты Кузьмы, — писал выдающийся русский историк И.Е.Забелин, — и кликнули свой знаменитый клич, что если помогать Отечеству, то не пожалеть ни жизни и ничего; не то, что думать о каком захвате или искать боярских чинов, боярских вотчин и всяких личных выгод, а отдать все свое, жен, детей, дворы, именье продавать, закладывать, да бить челом, чтобы кто вступился за истинную православную веру и взял бы на себя воеводство. Этот клич знаменит и поистине велик, потому что он выразил нравственный, гражданский поворот общества с кривых дорог на прямой путь»
 

Военным предводителем ополчения стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, а Кузьме Минину было поручено заведовать казной и хозяйством. К нижегородцам стали присоединяться жители других городов. Таким образом, призыв Церкви к «очищению земли Русской» был услышан и подхвачен широким земским движением, которое и смогло вывести Россию из Смуты.

 

В июле ополчение подошло к Москве и повело осаду закрывшихся в Китай-городе и Кремле поляков. 22–24 августа русским войскам удалось не пропустить в Москву шедший на подкрепление осажденным отряд Ходкевича. После этого положение польского гарнизона стало крайне трудным. У поляков начался сильный голод, но все же они не сдавались. Решающий успех был достигнут 22 октября (4 ноября по н. ст.), когда русские взяли приступом Китай-город. Через четыре дня укрывшиеся в Кремле поляки сдались, и Москва была освобождена. Освобождение Москвы от поляков сделало возможным созыв зимой 1613 г. Земского Собора, избравшего на царство Михаила Романова, что и знаменовало собой окончательное преодоление Смуты и восстановление российской государственности.

Казанская икона Божией Матери и праздник

 

22 октября (4 ноября н. ст.)

 

Сами участники этих событий воспринимали их как чудо и приписывали его особому заступлению Божией Матери.
 

В ополчении Минина и Пожарского находился список с одной из самых чтимых икон Руси — с Казанской иконы Божией Матери. Эта икона прославилась совсем незадолго до описываемых событий. Она была обретена чудесным образом 8 июля 1579 года в Казани. Деятельное участие в ее обретении принимал будущий Патриарх Гермоген, бывший тогда в этом городе приходским священником. Позже он написал «Сказание о явлении и чудесах Казанской иконы Божией Матери», собственноручный автограф которого сохранился до нашего времени. На месте обретения чудотворной иконы по указу царя Феодора Иоанновича был построен женский монастырь, в котором и хранилась икона.
 

В 1611 году митрополит Казанский Ефрем, которого призвал на борьбу с поляками заточенный в темницу Патриарх Гермоген, направил вместе с казанским отрядом в ополчение Минина и Пожарского список с Казанской иконы Божией Матери. Этот список стал главной святыней народного ополчения. Перед ним усердно молились о даровании русскому воинству победы. Перед началом решительного штурма Китай-города участники ополчения наложили на себя трехдневный пост и служили молебны перед Казанской иконой, испрашивая благословения Богородицы на предстоящий подвиг. Князь Д.М. Пожарский дал обет в случае успеха построить на Красной площади храм в честь Казанской иконы Божией Матери. После капитуляции польского гарнизона Казанская икона была внесена на Красную площадь торжественным крестным ходом. Навстречу ей из освобожденного Кремля была изнесена древняя Владимирская икона Божией Матери. Православное духовенство в присутствии уцелевших жителей Москвы отслужило молебен на Красной площади, и крестный ход вступил в Кремль.
 

Затем Казанская икона Божией Матери была поставлена князем Д.М.Пожарским близ его дома в церкви Введения на Сретенке. Каждый год 22 октября туда совершался крестный ход из Кремля. В 1620-х годах Пожарский во исполнение своего обета на собственные средства построил на Красной площади деревянный собор в честь Казанской иконы Божией Матери. Храм был освящен Патриархом в присутствии царя и самого Пожарского, который принес икону на руках из Введенской церкви. Вскоре деревянный храм сгорел и был восстановлен уже из царского кирпича в 1635 году мастерами Семеном Глебовым и Наумом Петровым (по другой версии — царским мастером Абросимом Максимовым) и освящен в октябре 1636 года. Каждый год 22 октября туда также совершался крестный ход из Кремля. Празднование это сначала было только московским, но в 1649 году по случаю рождения в этот день наследника престола царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». Праздник сделался общероссийским. Вся Россия в этот день вспоминала чудесное спасение от Смуты.

 

После революции 1917 года Казанский собор на Красной площади был закрыт, превращен в столовую, затем в склад. Летом 1936 года советское правительство своеобразно отпраздновало трехсотлетие собора: он был снесен. На его месте устроили сначала временный павильон III Интернационала, а затем — летнее кафе и общественную уборную.

 

В начале 1990-х годов московским правительством Казанский собор (первым из всех разрушенных московских храмов) было решено восстановить. 4 ноября 1990 года Святейший Патриарх Алексий II заложил камень в основание собора, а через три года освятил заново возведенный храм, полностью повторяющий архитектуру древнего собора.

 

Был восстановлен Казанский собор, построенный некогда в знак благодарности Богу за спасение от Смуты. Восстанавливается и общероссийское празднование 22 октября (4 ноября по н. ст.) как Дня народного единства.
 

Смута XX века оказалась гораздо тяжелее и долговременнее, чем XVII-го, и мы еще не можем сказать, что вышли из нее. Для преодоления Смуты сегодня необходимо научиться патриотизму Патриарха Гермогена, бескорыстию Минина и Пожарского, храбрости М.В.Скопина-Шуйского, непреклонному терпению защитников Троице-Сергиевой Лавры, жертвенной самоотверженности участников ополчения. Как и четыреста лет назад, России насущно необходимо единодушие ее граждан. Созиданию его и призван способствовать новый праздник — День народного единства.
 

Вспомним заключительные слова Заявления Межрелигиозного совета России:

«На протяжении веков на долю нашего народа многократно выпадали тяжелые испытания. Но каждый раз мы находили в себе силы собраться, объединиться в любви к Отечеству, в уповании на Бога, в верности традиционным духовным ценностям, завещанным предками. Чтобы, превозмогая беду, отстоять свою независимость и государственность. В этом — великий духовный подвиг нашего народа. В этом — его сила. В этом — его будущее!».


 

Источник: http://odno-okno.livejournal.co

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.