12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубровина Юлия Олеговна725
Учитель начальных классов, семейный психолог, психолог детей-сирот
Россия, Ярославская обл., Ярославль
Материал размещён в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»
8

Познавательные и увлекательные задания по родному языку (русскому языку) для детей начальной школы


Познавательные и увлекательные задания

по родному языку (русскому языку)

для детей начальной школы


Ученика(цы) _____________________________________________________

Класс____________________________________________________________


t1641112393aa.jpg


Разработала:

Дубровина Юлия Олеговна

Учитель начальных классов

Г. Ярославль


Пояснительная записка

Цели изучения предмета «Родной язык (русский)»: расширение представлений о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него – к родной культуре.

Задачи:

Формирование первоначальных представлений о национальной специфике языковых единиц русского языка;

совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке;

совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования;

обогащение словарного запаса и грамматического строя речи;

развитие потребности к речевому самосовершенствованию.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности.

Метапредметные результаты:

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

определение общей цели и путей ее достижения.

Предметные результаты:

Понимание родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни, как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя.

Задание 1. Вставьте пропущенные буквы, выдели корень.

ХОЛМ - х...лмы, х...лмистый.

ЛЕС - л...сник, л...сной.

ЗВОН - зв...нить, зв...нок.

САД - с...довый, с...довник.

СКРИП - скр...петь, скр...пучий.


Задание 2. Игра «Волшебник». Образуй слова, подобрав нужный суффикс.

Терем - __________________

Дождь -__________________

Вагон - __________________

Куст - ___________________

Ком - ____________________

День - ___________________

Зверь - ___________________

Дым - ____________________


Задание 3. Вставь пропущенные окончания прилагательных.

Ранн___ весна

ая

ее

яя

ое

ый

ий

ые

ие

Син___ небо

Быстр____ ручей

Красн____ солнце

Син____ подснежник

Красив___ лента

Хрустальн___ тарелки

Мелк___ капли (дождя)


Задание 4. Какие русские фразеологизмы изображены на этих рисунках? Подпиши.

t1641112393ab.jpg________________________________________

t1641112393ac.jpg________________________________________

t1641112393ad.jpg________________________________________

t1641112393ae.jpg________________________________________

t1641112393af.jpg_________________________________________

t1641112393ag.jpg_________________________________________


Задание 5. Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Дополни предложения.

Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.
Ира узнала, что поездка откладывается, и 
загрустила.
Кирилл целый день 
бездельничал.
Мы догадывались, что он нас 
обманывает.
Первого сентября Зоя проснулась 
очень рано.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Справочный материал: повесить нос; водить за нос; ни свет, ни заря; бить баклуши; пропустить мимо ушей.


Задание 6. Прочитай фразеологизмы. О чём они? Напиши современные словосочетания.

Повесил нос – ____________________________­­­____________________

Водить за нос –_______________________________________________

Ни свет ни заря –______________________________________________

Бить баклуши –________________________________________________

Пропустить мимо ушей –_______________________________________


Задание 7. Соотнесите антонимы:

Быстрый

Богатый

Весёлый

Смеяться

Глухой

Медленный

Плакать

Грустный

Бедный

Звонкий


Задание 8. Подчеркните из списка пары слов, которые относятся к антонимам.

Быстрый – Медленный

Быстрый – Скорый

Тепло – Холодно

Охранять – Стеречь

Грязно – Чисто

Радоваться – Веселиться

Далёкий — Близкий

Умный – Вежливый

Прямой — Кривой


Задание 9. Подберите к данным словам антонимы:

Добро – ____________________________________

Большой – __________________________________

Сладкий – ___________________________________

Длинный – __________________________________

Свет – ______________________________________

Правда – ____________________________________

Тяжёлый – ___________________________________

Шумный – ___________________________________

Старый – ____________________________________

Яркий – _____________________________________

Родной – _____________________________________

Больной – ____________________________________


Задание 10. Найди начало и конец пословицы и соедини их линией.


БЕЗ БЕДЫ


НЕТ РАССТОЯНИЯ.

ДЛЯ ДРУЖБЫ


ДОРОЖЕ БОГАТСТВА.

ДРУЖБА И БРАТСТВО


А ТОВАРИЩА ВЫРУЧАЙ.

САМ ПРОПАДАЙ,


ДРУГА НЕ УЗНАЕШЬ.



 Задание 11. Прочитай стихотворные строки, впиши пропущенные слова и поставь в них ударение.

 Если есть в тебе таланты,

Завяжи на праздник ____________.


Красит здания маляр,

Мебель делает _________________.

 

Слово __________________ я прочту

С ударением на «у».


А у нашей Марфы

 Все в полоску __________________.


Мама сына баловала,

Только ___________________ не давала.


Задание 12. Рассмотри фотографию и изучи подпись. Письменно ответь на вопросы.

t1641112393am.jpg

Памятник первопечатнику Ивану Федорову в Москве, установленный 12 октября 1909 году перед зданием Синодальной типографии (бывшего печатного двора)

Кому был установлен этот памятник? _______________________________________________________________________

Когда был установлен памятник? _______________________________________________________________________

В какой стране был установлен этот памятник? _______________________________________________________________________

В каком городе был установлен памятник? _______________________________________________________________________

В каком месте установлен памятник? _______________________________________________________________________


Задание 13. Прочитай слова в первом столбце. Образуй от них новые слова с помощью суффиксов и запиши их.

Слова

-К-

-ЕНЬК- (-ОНЬК-)

-ИЩ-

Нога




Рыба




Берёза




Трава





Задание 14. Образуй от данных слов названия профессий и запиши их. Определи, с помощью, каких суффиксов это удалось сделать, выдели их.

Писать


Преподавать


Учить


Трактор


Водить


Связь


Строить


Пианино


Спасать


Журнал


Машина


Такси



Задание 15. Прочитай отрывок из стихотворения Т. Лисенковой «Матрёшка». Какую характеристику автор даёт матрёшкам? Раскрась матрёшку.

У семёновских матрёшек

Сарафанчики в горошек,

Разноцветные платочки,

Нарумяненные щёчки.

Веселушки, хохотушки

Деревянные подружки.

Любят в прятки поиграть

И попеть, и поплясать.

Не нарадуется взгляд,

Если выстроятся в ряд,


А попрячутся друг в дружку-

Видишь старшую подружку.

Миловидны, простодушны,

Так улыбчивы, радушны

Наши русские матрёшки

И загадочны немножко.

Кто в гостях у нас бывал

И матрёшек не видал,

Тот и матушку Россию

До конца не разгадал.


t1641112393an.png

Задание 16. Из перепутанных слов восстанови и запиши предложения.

Стояла, малыши, морозная, надели, погода, валенки.

Мы, бабушка, ходили, испекла, в, пироги, лес.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


Задание 17. Составь и запиши одно – два предложения о любимой игрушке.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 18. Составь и запиши два – три предложения о любимом времени года.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 19. Прочитай. Спиши предложения. Напиши, сколько слов в каждом предложении.

Щенок Тузик бегает за курами. Богатый урожай созрел в саду. Мы с ребятами гуляли. Пошёл первый снег.

 _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 20. Замени одну букву и запиши новые слова.


Коза –_______________________________

Палка –______________________________

Рога – _______________________________

Дом – _______________________________

Печка – ______________________________

Сода –________________________________


Задание 21. Отгадай загадку и выпиши слова со слогом ки.

Вот иголки и булавки

Выползают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 22. Первые звуки замени парными звонкими. Запиши новые слова.

Кол, кости, шар, Сима, почка, точка.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 23. Спиши слова, разделяя их на слоги.

Шары, фонарь, воробей, машина, рама, улитка, радуга, ракушка, картина, школа, огурец, пароход, павлин.

_____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 24. Запиши слова, которые начинаются с согласного звука, а затем с гласного.

Качели, астра, ручка, телефон, утка, хлеб, икра, бумага, карандаш.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 25. Выпиши из текста имена собственные.

Меня зовут Марина. Марина Галкина читает книгу. Папу зовут Олег Иванович. Анна Краснова пишет. А Даша Маркелова рисует карандашами.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 26. Закончи и запиши предложения.

Я живу в городе __________________________

В нашем городе течёт река _________________

Мой дом стоит на улице ___________________

Я учусь в школе под номером ______________

  

Задание 27. Расставь слова в алфавитном порядке и спиши.

Молоток, клещи, лопата, ножницы, грабли, топор, рубанок, акация, улыбка, магазин, иней, сковорода, щавель, рюкзак, пенал, чайник.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Задание 28. Запиши слова на указанную букву.

М



М



М



М



М




Л



Л



Л



Л



Л




Задание 29. Разгадай кроссворд на тему «Дни недели». Запиши слова. Какое главное слово у тебя получилось?


t1641112393aq.jpg


Задание 30. Спиши. Вставь в слова пропущенные буквы.

Ул…ца, п…нал, Ро…ия, к…ртина, д…журный, кв…драт, М…сква, ябл…ко, д…ван, к…нфета, кист...чка, кар…ндаш, тел…фон, д…рога, л…пата.


Задание 31. Напиши слова по образцу:

светло – светлый

весело - __________________________________

хорошо - _________________________________

быстро - __________________________________

вежливо - _________________________________

прилежно - ________________________________

красиво - __________________________________


Задание 32. Вместо пропусков впиши слова. Озаглавь текст.

__________________________

Ночью ударил сильный _________ . Он сковал лужи на _____ и ______ . ______ ветер гулял по лесу. Холодно стало _____ . _______ спрятались в гнёздышки. Там птичкам тепло. ______ стали готовить ________ для птиц.


Слова для справок: мороз, дорожка, тропинка, холодный, птицы, они, ребята, кормушки.


Задание 33. Реши ребусы. Запиши слова, которые у тебя получились.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

t1641112393ar.jpg


Задание 34. Вставь в слова нужную гласную букву. Поставь в словах ударения.

а

К…стрюля

о

а

К…мната

о

а

К…гда

о

а

К…нечно

о

а

К…стёр

о

а

К…стюм

о

е

Л…герь

и

е

Л…мон

и


Задание 35. Составь предложения из слов, озаглавь и запиши текст.

Осторожный, и, лиса, зверь, хитрый.
На, длинная, шерсть, и, пушистая, ней.
Красивая, у, мордочка, лисы.
Хорош, хвост, особенно.
Рыжими, на, переливается, солнце, она, искрами.

_________________________________

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 36. Составь предложения из слов и запиши текст.

Подарок.

щенка, на, подарили, день, Петьке, рождения.

подарок, это, дорогой, был, самый.

о, мечтает, ведь, собаке, каждый.

говорил, в, о, школе, своём, Петька, дружке, только, и, маленьком.

Торопыгой, назвал, его, он.

стал, откликаться, имя, на, щенок, сразу, это.

голос, и, он, к, спешил, хозяину, подавал.

в, пришлось, гости, напроситься.

пакет, колбасы, кошку, я, в, и, положил, кусок, плюшевую.

погоняется, ней, Торопыга, за, пусть.

________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 37. Прочитай. Пронумеруй предложения по порядку, чтобы получился текст. Спиши текст.

__На ней растут цветы. __Большие цветы золотыми головками качают. __Есть у нас во дворе клумба. __Эти маленькие цветы очень похожи на бабочек. __А маленькие цветы лепестками машут. __Это так красиво!

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 38. Реши кроссворд. Впиши слова.

t1641112393as.png

Задание 39. Игра со словами «Буквенный веер». Рассмотри образец. Допиши буквы, чтобы получились разные слова.

t1641112393at.jpg


Задание 40. РУССКАЯ РАСКРАСКА «СОВА».

Отрабатывает знания на сочетания «жи-ши, ча-ща, чу-щу».

t1641112393au.jpg

Источники

https://infourok.ru/primernye-zadaniya-k-kontrolnoj-rabote-po-rodnomu-russkomu-yazyku-3klass-5116196.html

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=задания%20по%20родному%20русскому%20языку%203%20класс

https://yandex.ru/images/search?text=Игра%20со%20словами%20«Буквенный%20веер».%20Рассмотри%20образец.%20Допиши%20буквы%2C%20чтобы%20получились%20разные%20слова.%20&from=tabbar&pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fimg2.labirint.ru%2Frcimg%2Fe6975a1db8e6fef9f9c1f833bd59ed21%2F1920x1080%2Fbooks49%2F488536%2Fph_5.jpg%3F1563824345&rpt=simage

https://yandex.ru/images/search?text=ребусы%20по%20родному%20языку%202%20класс&from=tabbar (иллюстрация)

https://yandex.ru/images/search?text=кроссворды%20по%20родному%20языку%202%20класс&from=tabbar&pos=3&img_url=https%3A%2F%2Ffhd.multiurok.ru%2Ff%2F4%2F1%2Ff41ebb44e2c24bf2781c219985b2f64833df930f%2Fkrossvordy-po-russkomu-iazyku-dlia-2-4-klassov_10.jpeg&rpt=simage (иллюстрация)

https://yandex.ru/images/search?text=задания%20по%20родному%20русскому%20языку%203%20класс%20раскрась%20&from=tabbar&pos=1&img_url=https%3A%2F%2Fds05.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F00a9%2F0014ada0-fdc0be9e%2Fhello_html_2d98f54c.jpg&rpt=simage (иллюстрация)

https://yandex.ru/images/search?text=задания%20по%20родному%20русскому%20языку%203%20класс%20&from=tabbar (иллюстрация)

https://yandex.ru/images/search?from=tabbar&text=Какие%20русские%20фразеологизмы%20изображены%20на%20этих%20рисунках%3F%20задание&pos=10&img_url=https%3A%2F%2Fds04.infourok.ru%2Fuploads%2Fex%2F00da%2F00069089-e6ccb15a%2Fimg8.jpg&rpt=simage (иллюстрация)

https://yandex.ru/images/search?text=алфавит&from=tabbar&pos=4&img_url=https%3A%2F%2Fpbs.twimg.com%2Fmedia%2FE5ygc8zXoAIAI-J.jpg&rpt=simage (иллюстрация)

https://yandex.ru/images/search?text=ежик%20картинки%20для%20детей&from=tabbar&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fimages.vfl.ru%2Fii%2F1400778901%2F9f18aa10%2F5212392.jpg&rpt=simage (иллюстрация)​​​​​​​

Опубликовано в группе «Креативное обучение. Методика и опыт»


Комментарии (5)

Фокина Лидия Петровна, 02.01.22 в 11:58 1Ответить Пожаловаться
Юлия Олеговна! Спасибо за ресурс и Ваше желание делиться с коллегами. Ваша работа окажет большую помощь при подготовке к занятию. Творческих Вам идей. С уважением, Лидия Петровна.
Дубровина Юлия Олеговна, 02.01.22 в 12:05 1Ответить Пожаловаться
Лидия Петровна, спасибо большое за отзыв! Мне нравится использовать такого вида задания на родном языке. Детям интересно и просят ещё и ещё!!!
Фокина Лидия Петровна, 02.01.22 в 12:53 1Ответить Пожаловаться
Тогда ждём продолжения!
Дубровина Юлия Олеговна
Комментарий был удалён пользователем 02 янв 2022 в 12:04
Перминова Елена Федоровна, 03.01.22 в 07:58 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, отличная работа!
Дубровина Юлия Олеговна
Комментарий был удалён пользователем 03 янв 2022 в 09:08
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.