Дидактическая игра «Познавательный зонтик»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №180» общеразвивающего вида
(МБДОУ «Детский сад №180) (г. Барнаул)
«Все начинается с игры»
Остробородова Ирина Николаевна
педагог - психолог
Тема: «Познавательный зонтик»
Барнаул, 2018
Актуальность.
Дидактическая игра дает возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной для дошкольников.
Ценность дидактических игр заключается в том, что они создаются в обучающих целях. Благодаря их использованию можно добиться более прочных и осознанных знаний, умений и навыков. Дидактическая игра будит детское воображение. Создает приподнятое настроение.
Исследования психологов показали, что в процессе игры интеллектуально пассивный ребенок способен выполнить объем учебной работы, какой ему совершенно недоступен на обычном занятии.
Учебная игровая деятельность как форма обучения в полной мере отвечает актуальной задаче методики, дидактики, психологии и педагогики, которые стремятся активизировать учебный процесс.
Новизна
Новизна моего опыта заключается в разработке дидактической игры для старшей возрастной группы, что позволило совершенствовать формы, методы, приёмов работы по использованию новых информационных технологий в учебном процессе, в создании и определении эффективных условий применения дидактических игр, нацеленных на активизацию и развитию познавательных способностей дошкольников.
Данное дидактическое пособие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Дидактическая игра «Познавательный зонтик», развивает у детей мышление, внимание, фантазию, восприятие устной и зрительной информации. Совершенствует все виды счета, учит обобщать и сравнивать предметы по величине, развивает мелкую моторику пальцев рук.
Игра расширяет представления детей об окружающем мире, обучает ребёнка наблюдать и выделять характерные признаки предметов, различать их, а также устанавливать простейшие взаимосвязи. Автором разработана оригинальная многофункциональная развивающая игра.
Описание и характеристика:
Пособие представляет собой зонт обвязанный разноцветной пряжей, его можно легко переносить. В работе используются различные карточки по любой теме.
Цель: Развитие познавательных процессов и навыков общения.
Задачи: 1. Развитие логического мышления.
2. Развитие мелкой моторики.
3. Развитие внимания.
4. Развитие памяти.
5. Развитие интеллектуальных способностей.
6. Способность формирования навыков общения.
7. Создание положительного эмоционального фона
Придумай сказку
Жили-были.
И вдруг однажды…
Герой сталкивается с какой-то проблемой, конфликтом, совпадающей с проблемой ребенка.
Из-за этого…
Показано в чем состоит решение проблемы, и как это делают герои сказки.
Кульминация.
Герои сказки справляются с трудностями.
Развязка.
Развязка терапевтической сказки должна быть позитивной.
Мораль сказки…
«Разноцветные ленточки»
Цель: Учить выделять в процессе восприятия несколько качеств предметов, сравнивать предметы по величине (длина, толщина, ширина) цвету; развивать мелкую моторику пальцев рук.
Ход игры: Предложите детям назвать ленточку и найти ей пару по дине, ширине, толщине, цвету. Из ленточки предлагается завязать бантик, тем самым украсить зонтик и научится делать бантики из разных ленточек.
«Познавательный зонтик ».
Цель: развивать дыхание детей.
Материал: зонтик, на концах спиц которого прикреплены ленточки.
Описание: взрослый предлагает одному из детей встать под зонтик и подуть на ленточки, словно ветерок (старший возраст).
«Найди предмет»
Цель: формирование умений
сопоставлять формы предметов с геометрическими
образцами.
Материал. Геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), картинки с предметами
Содержание.
Взрослый прикрепляет геометрическую фигуру и предлагает найти предмет такой же формы. Найденный предмет крепится на зонтик
Игра продолжается, пока все предметы не подойдут.
«Найди капельку»
Цель: Закрепить и расширить пространственные представления: справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади, между.
Ход игры: Создаём игровую мотивацию «Путешествие капельки». Взрослый поме перед рещает капельку в определенное место зонтика. Задаёт вопрос ребёнку на ориентировку: «Между какими предметами находится капелька? Что находится от капельки вверху, внизу?»и т.д.
«Что в мешочке угадай»
Цель игры: Совершенствовать чувственный опыт детей через тактильное восприятие предметов; развивать чувство веса, учить уравнивать предметы. Развивать «чувства веса». Упражнять в сравнении предметов по тяжести (тяжелее - легче) путем взвешивания их на ладонях. Обогащать представления о цветах и их оттенках.
Ход игры: 1. Выложить перед ребёнком мешочки. Предложить на ощупь определить, что в нем находиться (гречка, песок, вата, стружки, бобы, семечки, и т.д.), назвать цвет мешочка. Ребёнок, который ответил правильно подвешивает мешочек к зонтику. 2.Подвесить с одной стороны зонтика мешочек (лёгкий или тяжёлый) и предложить ребёнку уровнять зонтик с помощью подвешивания другого мешочки с противоположной стороны. 3.Предложить сравнить мешочки: самый лёгкий, самый тяжёлый.
«Весёлый счет»
От нуля и до нуля
Не дойти до костыля,(1)
Не добраться без лошадки,(2)
Без витой ватрушки сладкой,(3)
Без винтовки со штыком, (4)
Без кошевки с облучком.(5)
Без шелково кнутика, (6)
Без кривого прутика, (7)
Без шаров и бубенца (8,9)
Не отъехать от крыльца!
Цель: Совершенствовать навыки количественного и порядкового счёта в пределах 10. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда ( 6 больше 5 на 1, а 5 меньше 6 на 1), умение увеличивать и умение уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10) Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующие и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Ход занятия: 1.Дети рассматривают различные фигуры на зонтике, считают количество того или иного предмета ( например: геометр. фигуры, сердечки, посуда, домики, ленточки и т.д.) и показывает нужную цифру. 2. Ребёнок показывает цифры в прямом и обратном порядке. 3.Дети показывают последующие или предыдущее число, число больше на 1, число меньше на 2 и т.д.
«Волшебные часы»
Цель: 1Учить определять время по часам с точностью до 1 часа. 2.Закреплять временные понятия: утро, день, вечер, ночь.
Ход игры:
Напомнить детям значение больше и маленькой стрелки; назначение циферблата.
Взрослый предлагает показать, сколько сейчас времени, перевести на 1 час раньше, позже;
Показать в какое в время у нас проходят те или иные режимные моменты.
Загадка:
Две сестрички друг за другом
Пробегают круг за кругом:
Коротышка – только раз,
Та, что выше – каждый час.
(стрелки часов)
Закреплять понятие о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.