Учебно-дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся
Тема педсовета: «Учебно - дидактические игры как средство развития познавательной активности учащихся»
Цель: Осмысление роли учебно - дидактических игр в учебно-воспитательном процессе»
Задачи:
Рассмотреть знание дидактических игр в учебно-воспитательном процессе.
Типология игр, их особенности.
Рассмотреть положительные и отрицательные стороны применения дидактических игр на различных уроках.
Заключение.
Как всегда сначала немного теоритических аспектов.
Задачи современной школы - воспитать и вооружить ученика такими знаниями, чтобы он мог занять достойное место в обществе и приносить ему максимальную помощь следовательно возникает необходимость постоянно совершенствовать структуру учебного процесса, вносить элементы новизны, активизирующие познавательную деятельность.
Одним из видов активной деятельности обучения для школьников остается учебно-дидактическая игра. Так что же такое игра? Игра-вид деятельности, в которой важен не столько сам результат, сколько сам процесс.
Особенности игры:
1. Мы выполняем реальные действия.
2. Эти действия носят условный характер.
Классики русской педагогики Ушинский, Сухомлинский, Макаренко уделяли особое место игре.
Учебная игра обладает той же структурой что и любая деятельность:
1. цель (дидактическая задача)
2. средства (игровые приемы)
3. процесс игры ( равила игры, игровые действия)
4. результат
Дидактическая задача формируется учителем и включает либо закрепление материала, либо повторение и т.д. игровая задача осуществляется детьми. Игровые действия – основа игры. Чем разнообразнее действия, тем интереснее для детей сама игра, тем успешнее решаются познавательные задачи. Что касается правил, то в дидактической игре они уже заданы. С помощью правил учитель управляет игрой, поведением уч-ся.
Помимо воспитательной игра преследует две цели:
А) игровая
Б) учебная
Творческая атмосфера нейтрализует чувство тревоги, создает ощущение спокойствия. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки. В играх знания ученики получают свободно. Поэтому часто то, что на уроке оказалось трудным для уч-ся, во время игры легко усваивается.
Известный французский ученый Луи де Бройль говорил, что все игры, даже самые простые, имеют много общего с работой ученого. И в том и в другом случае сначала привлекает поставленная задача, трудность, которую надо преодолеть, затем радость от решения этой задачи. Поэтому всех людей независимо от возраста привлекает игра. Ребенок играет с рождения, игра- основа в детском саду, придя в школу он продолжает играть и задача учителя правильно организовать работу на уроке, используя дидактические игры.
Я хочу предложить вам несколько вариантов таких игр, которые можно использовать на уроках в любом звене, а не только в начальной школе.
Существуют различные типы дидактических игр:
1. По характеру познавательной деятельности игры можно разделить на 2 группы:
- игры, требующие от детей исполнительной деятельности, т.е. дети выполняют действия по образцу
- игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. Например - формирование вычислительных навыков:
Игра «Определить курс движения самолета»
Летчик- командир наметил курс движения самолета из одного города в другие. Самолет должен лететь над городами от меньшего номера к большему. Номер каждого города записан примером, ученики решают примеры и определяют номер города и устанавливают курс.
2. Игры, в которых запрограммирована контролирующая деятельность уч-ся: Игра «Контролер»
Две команды, от каждой к доске выходит по 1 контролеру, которые следят за правильностью ответов и показывают знаки разного цвета: красный - ответ неверный, зеленый - правильный ответ.
3. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность:
«Числа - перебежчики»
Учитель делит класс на 3 команды (по рядам). Сначала он вызывает 5 учеников из первой команды и выдает им карточки с цифрами и знаками действий. Дети составляют пример на сложение 2+8=10, затем учитель предлагает числам (ученикам) перебежать так, чтобы получился другой пример 8+2=10 и т.д.
4. Игры, включающие элементы поисковой деятельности « Угадай-ка» и т.д.
Существует еще огромное число дидактических игр:
А- игры- путешествия
Б- игры- поручения
В- игры- предложения
Г- игры- загадки
Конечно, использование игр требует много сил и времени для подготовки необходимого дидактического материала, но они оправдываются положительными результатами.
Также необходимо сказать и об игровых приемах. Приведу несколько примеров:
1. Игровые разминки, физкультминутки.
2. Игры - загадки
А) какой звук я загадала и учитель называет 5 слов, в которых встречается один и тот же звук
Б) необычный телефон - На диске вместо цифр - буквы и ученики набирают слово по определенной теме.
В) «Правда – ложь» - это игра на внимательность - Учитель показывает слова, в которых допущены ошибки, а ученики должны найти эти ошибки.
3. Лексические игры – это игры на карточках, загадки, кроссворды, например «Найди слово», « Составь пословицу», « Снежный ком» и т.д.
Как видите эти игры и игровые приемы можно использовать не только в начальной школе, но и среднем и старшем звеньях.
Теперь немного об использовании дидактических игр на различных уроках
На уроках обучения грамоте, русского языка и чтения можно использовать такие виды игр:
1. кроссворд - игра на отгадывание слов
2. ребус – загадка, в которой слово или предложение зашифрованы с помощью рисунков, букв, знаков.
3. метаграммы – загадки, в которых заданные слова отгадывают по признакам, сформулированным в сжатом рифмованном тексте, в содержании указаны буквы изменения которых меняет смысл слова
Я с «П» - кругла, желта, на вкус приятна
И прячусь под поверхностью земли
А с « К» - я то мала, то необьятна
И поднимаю часто корабли
(репа – река)
4. Шарада - загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей, представляющих в свою очередь отдельное слово.
Слог первый – восклицание
Второй - достоин порицания
А все – на севере далеком обитает
И жителей тех мест и греет и питает
( О – лень)
Использование дидактических игр на уроках:
1. При обучении грамоте:
-- волшебницы-буквы (цель - составлять и преобразовывать слова, рой-пой; лай-май)
--- узнай букву
-- вкусные слова (Буратино шел в гости к детям и нес «вкусные слова». Дети должны помочь Буратино. Они складывают из букв и слогов слова - яблоко, слива, груша и т.д. после чтения слов дети должны придти к выводу, что Буратино нес фрукты.
--- помоги карандашу ( карандаш задумал как ему лучше нарисовать картину. Дети ему помогают составляют из опорных слов рассказ)
2. На уроках математики:
--- Поймай рыбку
--- Самый быстрый почтальон (эту игру можно использовать для закрепления материала) Учитель раздает 5 ученикам по одинаковому числу карточек( писем), на обратной стороне которых записаны примеры на сложение и вычитание. Дети, сидящие за партами изображают дома с номерами ( держат цифры от 0 до 10). Почтальон должен быстро определить на конверте номер дома, т.е. решить пример, и разнести письма в соответствующие дома.
Эти игры простые, но они позволяют в увлекательной форме повторить материал, вносят элементы соревнования, что еще больше способствует активизации деятельности уч-ся, обязывает их более вобранными и быстрыми.
Многие игры строятся на материале различной сложности, это дает возможность осуществлять индивидуальный подход, обеспечить участие в одной игре уч-ся с разным уровнем знаний.
Конечно, игра не должна быть самоцелью, а должна служить средством развития интереса к предмету, поэтому при ее организации следует придерживаться следующих требований:
1. Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными. Материал игры должен быть посилен для всех.
2. Дидактический материал должен быть прост и по изготовлению и по использованию.
3. Игра интересна в том случае, если в ней участвует каждый ребенок.
4. Подведение результатов игры должны быть справедливыми и четкими.
При подготовки урока, в котором вы будете использовать учебно-дидактическую игру, можно воспользоваться памяткой
Есть и сторонники, и противники игры. В чем они видят минусы:
1. Игра – это развлекательный момент.
2. Игра отвлекает от учебного материала.
3. Трудно поддерживать дисциплину
4. Игра – это потеря времени на уроке, т.к. На объяснение правил игры уходит много времени.
5. Часть детей не хотят играть.
6. Трудно детей ввести в игру и вывести из нее.
7. Нарушение детьми правил игры.
8. Возникают конфликты среди детей.
Сторонники приводят свои доводы:
1. Игра – это средство познания ребенком действительности.
2. В играх уч-ся учатся анализировать свою деятельность, оценивать свои поступки и возможности, умение действовать в коллективе.
3. Повышается активность детей.
4. Игра – это школа социальных отношений.
5. Игра носит обучающий характер.
Учитывая все за и против, учебно-дидактические игры проводить нужно т.к. они:
1. включают детей в учебную работу.
2. Учитываются возрастные особенности детей, например, недостаточная устойчивость, а игра помогает сосредоточиться.
К сожалению, в нашей педагогической деятельности игра далеко не всегда используется в качестве равноправной формы обучения и развития детей. Посещая уроки своих коллег, хочется сказать, что в начальной школе игре уделяют особое внимание. Но у одних учителей игра проходит плодотворно, все дети работают, а у других часть детей слишком увлекались процессом игры и долго не могли перестроиться на другой вид деятельности.
И подводя итог своему выступлению, хочу обобщить.
Учебно-дидактическая игра – это сложное, многогранное явление. В играх происходит усвоение учебных знаний, умений и навыков, развиваются все психические процессы детей. Игра помогает сделать учебный материал увлекательным, создать радостное рабочее настроение. Грамотное проведение игр обеспечивается их четкой организацией. Своим опытом в организации учебно-дидактических игр на уроках поделятся учителя.