12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена277
Россия, Камчатский край
6

Познавательно–игровая программа «СПАСАТЕЛИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»



Именно в дошкольном и младшем школьном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает природу очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях воспитания и привития экологической культуры.

Предоставленная методическая разработка представлена в виде сценария познавательно - игровой программы «Спасатели окружающего мира» для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Целью методической разработки является формирование у детей данного возраста экологических представлений и знаний о ценности окружающего мира и правилах поведения в нем. В соответствии с целью нами были определены следующие задачи:

  • воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
  • воспитание элементарных норм поведения в природе,
  • формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь, а также навыков элементарной природоохранной деятельности;
  • формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Приложение разработки включает в себя мультимедийную презентацию к познавательно-игровой программе «Спасатели окружающего мира», атрибуты к использованным в сценарии играм, а также справочный материал, который содержит стихи об охране природы и экологических проблемах Земли, календарь эколога, информацию об экологических днях, экологических проблемах планеты.

Данный материал может быть использован учителями начальных классов и воспитателями дошкольных организаций для составления конспектов уроков и занятий по экологическому воспитанию. А также педагогами организаторами для проведения мероприятий, посвященных Дню Земли или Дням охраны окружающей среды. Презентация и сценарий данного мероприятия может быть использован как целое занятие или как часть занятия или урока по воспитанию экологической культуры детей данного возраста.

Сценарий познавательно – игровой программы

«Спасатели окружающего мира».

Ресурсное обеспечение:

  • Мультимедийная презентация;
  • Разрезные картинки с изображением воды, земли, воздуха к игре «Собери картинку»; 
  • Эмблемы команд; 
  • Маски: стихия Вода, стихия Земля, стихия Воздух;
  • Плакат с написанными в стихах правилами поведения в лесу (Приложение 1);
  • Эмблемы правил поведения в лесу (Приложение 2);
  • Карточки к игре «Помоги природе» (Приложение 3)

Предварительная работа:

  • распределение ролей Стихии Воды, Земли и Воздуха;
  • разучивание стихотворений о стихиях с исполнителями ролей;
  • изготовление масок и элементов костюмов;
  • изготовление заготовки плаката;
  • изготовление эмблем и распечатка картинок к играм.

Ход занятия.

Слайд 1

Ведущий: Наш дом родной, наш общий дом - Земля, где мы с тобой живем.

 

Слайд 2

Давайте вместе с вами посмотрим на изображение нашей планеты. Как называется планета, на которой мы живем? Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг. 

Ведущий: Ребята, а мы с вами одни живем на планете? (Ответы)

- А что нас окружает вокруг, я вам предлагаю узнать из стихотворения Н. Пахмутовой, Л. Домрачевой «Обращение, к другу».

 

Слайд 3

Посмотри, мой юный друг,

Что находится вокруг:

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года —

Это все кругом природа.

Ведущий: Природа – это весь окружающий нас мир с множеством бегающих, прыгающих, скачущих, ползающих, летающих и плавающих животных, десятками тысяч растений, с различными водоемами и возвышенностями…

Появляются 3 ребенка (желательно 2 девочки и 1 мальчик) в масках стихии Воды, стихии Земли и  стихии Воздуха.

Слайд 4

Вода: Я – самая счастливая, самая популярная и самая загадочная из всех стихий.

Ни умыться, ни напиться без воды,

Листику не распуститься без воды,

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

 

Слайд 5

Но человек не ценит меня: убивает сточными водами, загрязняет мои реки и моря, убивает моих животных.

 

Слайд 6

Я возмущена! Ребята, помогите мне решить мои проблемы, очистить мои реки и озера от мусора, а океаны и моря от нефти. 

 

Слайд 7

Земля: Я Земля весь мир кормлю, а сама не ем.

Никого не родила, а все матушкой меня зовут.

Сколько ни езди, ни ходи, мне конца не найти.

 

Слайд 8

Но человек не бережет меня, оставляет мусор на моих просторах, вырубает мои леса, от пожаров погибают мои животные.

 

Слайд 9

Я извергаюсь от возмущения! Ребята, помогите мне!!!

 

Слайд 10

Воздух: Я воздух - невидимка: и в дом я не прошусь,

Невесомый и бесцветный я,

Но вам я пригожусь!

Помогаю всем дышать,

птицам высоко летать.

 

Слайд 11

Но человек постоянно меня загрязняет, из труб выходит грязный серый дым, автомобили загрязняют меня выхлопными газами, мусорные кучи засоряют меня едкими ядовитыми запахами.

 

Слайд 12

Поэтому я превращаюсь в ураганы от безисходности!!! 

Я не знаю, что делать, помогите мне, ребята!

 

Слайд 13

А теперь о самом важном: Взглянуть на нашу Землю страшно!

Вода мутнеет с каждым днем!

А воздух! Сколько грязи в нем!

Когда-то чистый, голубой,

Теперь он грязный и больной!

Погибнуть может все живое

Земля, что сделали с тобою?

Ведущий: Ребята, почему мы говорим, что наша Земля в опасности? (Потому что воздух, земля и вода загрязняются людьми).

- Да, наша планета в опасности! Она требует помощи. Как мы с вами можем помочь планете? (Ответы детей). Как называются люди, которые спасают? (Спасатели).

 

Слайд 14

Да, а у российских спасателей есть даже своя организация, которая называется Российский Союз Спасателей, а это их эмблема, на ней написано SOS, вы знаете, что он обозначает? SOS - международный радиосигнал бедствия. Его подают с тонущих кораблей. Теперь мольба о спасении раздаётся не только с тонущих кораблей. Всё чаще в природе звучит этот сигнал. Наша планета в опасности! Она требует помощи, мы должны ее спасти…

Ведущий: Я хочу предложить вам стать юными спасателями. Хотите?

- Нам нужно разбиться на три команды:

«Спасателей водных просторов»,

«Спасателей недр земли»,

 «Спасателей воздушного пространства», а сделать нам это поможет игра.

Игра «Собери картинку»

Детям выдаются разрезные картинки с изображением воды, земли, воздуха. Дети собирают картинки и тем самым делятся на три команды.

- Картинки собрали, и у нас получилось три команды. Сейчас Вода, Земля и Воздух раздадут вам эмблемы ваших команд, наденьте их. Займите свои места там, где изображена ваша эмблема.

- Итак, СПАСАТЕЛИ ВПЕРЕД! (звучит музыка)

 

Слайд 15

1 задание: «Очистить водоемы, воздух, землю».

Ведущий загадывает детям тематические загадки и на экране исчезает мусор и загрязнения.

Загадки для «Спасателей водных просторов».

1. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

2. Чуть дрожит на ветерке лента на просторе,

Узкий кончик – в роднике, а широкий – в море. (Река)

3. Состоит он из морей.

Ну, давай, ответь скорей.

Это – не воды стакан,

А, огромный … (Океан).

4. Плещет в речке чистой

Спинкой серебристой. (Рыбка)

 

Загадки для «Спасателей недр земли»

1. В шубе летом, а зимой раздетый. (Лес)

2. Летом ходит без дороги возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. (Медведь)

3.  Стоят в лугах сестрички:

Золотой у них глазок,

Белые реснички (Ромашки)

4. В лесу у пня суета, беготня:

Народ рабочий целый день хлопочет. (Муравьи)

 

Загадки для «Спасателей воздушного пространства»

1. Бежал по тропке луговой – кивали маки головой.

Бежал по речке голубой – речка сделалась рябой. (Ветер)

2. Пушистая вата плывет куда-то.

Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Облака)

3. Чего ни в комнате, не на улице не увидишь. (Воздух)

4. Голубой шатер весь мир накрыл. (Небо)

 

Молодцы, ребята вы отгадали все загадки, и у нас получилась очень красивая картинка с чистой не загрязненной природой.

Ведущий: Вы, наверное, утомились, давайте отдохнем, закроем глаза, и послушаем музыку.

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок

Я вдыхаю его чистый,

Свежий воздух.

Колышутся травы.

Надо мной гордо кружатся птицы.

Мне хорошо и приятно.

Я хочу жить в мире с природой

Я буду другом и защитником

Всему живому.

Ведущий: Ребята, а что - же сделать, чтобы больше нам с вами не пришлось очищать природу от мусора? (ответы детей)

Предлагаю вместе создать большой плакат с правилами поведения в природе, чтобы все люди могли о них узнать и выполнять их.

Задание 2 «Правила поведения в природе».

У детей на столах лежат картинки с правилами поведения в природе. Ведущий читает правило, а дети находят и располагают на плакате.

 

Слайд 16

Игра «Вода, воздух, земля».

- Предлагаю поиграть, наши косточки поразмять. Смотрите на экран, если вы увидите того, кто обитает на земле - шагайте, в воде – «плывите», в воздухе – «машите крыльями». Молодцы, ребята, вы очень внимательные!

 

Слайд 17, 18, 19

Многие люди задумываются о проблемах нашей Земли и хотят спасти ее от гибели, поэтому 20 марта - объявлен Днем Земли, а 5 июня – Днем окружающей среды, а 2013 год объявлен годом окружающей среды. Взрослые и дети рисуют разные плакаты, чтобы привлечь внимание других людей и рассказать о проблемах нашей планеты. Давайте посмотрим на них и догадаемся, о чем хотели сказать авторы этих плакатов.

 

Слайд 20

А еще ребята, чтобы исправить катастрофическое состояние нашего окружающего мира, нашей планеты люди…

Специальные группы людей (экологический десант) собирают с берегов водоемов мусор.

 

Слайд  21

 Неравнодушные к проблемам планеты группы людей проводят акции по охране нашей окружающей среды, например акция «Мусор живет в урне».

 

Слайд 22

Для переработки мусора строят  мусороперерабатывающие заводы.

 

Слайд 23

Чтобы не загрязнять воздух выхлопными газами, люди придумали электромобили и автомобили на солнечных батареях.

 

Слайд 24

Чтобы восстановить вырубленные леса, люди сажают деревья.

А еще деревья сажают в городах, чтобы они очищали воздух.

Ведущий: Мы немного отдохнули, но спасателям нужно опять собираться в путь. Вы готовы помогать природе? А теперь за работу, юные спасатели, я предлагаю вам помочь нашей Земле решить ее проблемы.

Игра «Помоги природе»

На столах лежат карточки с изображением экологических проблем: дым из заводской трубы, грязная вода, которая вытекает в море, вырубленные деревья и вариантами как можно исправить ситуацию, дети должны выбрать правильный вариант и соединить линией

Ведущий: Молодцы, ребята, сегодня вы внесли свой вклад в спасение нашей планеты Земля!

 

Слайд 25

Ведущий: Живет на Земле человек. Он – маленький, Земля – огромная. Человек любит свою Землю, потому что не может он жить без запаха листьев, без звонкой песни, без ручья, без синей мохнатой головки василька в поле.

 

Слайд 26

Посмотрите, какой прекрасный, удивительный мир окружает нас – леса, поля, реки, моря, океаны, горы, небо, солнце, звери, птицы. Это природа! Природа кормит, поит, одевает нас. Она щедра и бескорыстна. 

 

Слайд 27

Так давайте беречь нашу природу и окружающий нас мир!!! Все в наших руках!!!

Ведущий: Спасатели вы сегодня здорово потрудились, поэтому Вода, Земля и Воздух приготовили подарки, они хотят вас угостить полезными для вашего здоровья фруктами и подарить вам календарики с изображением нашей неповторимой природы.

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/g1443608440.pptx («СПАСАТЕЛИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА»)

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1443608668.doc (Приложение 1, 2)

 

 

Здесь будет файл: /data/edu/files/e1443608839.doc (Приложение 3)

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.