Познавательно - творческий проект «Золотая осень»
Познавательно - творческий проект
«Золотая осень»
Аннотация проекта.
Актуальность проекта. В современном мире остро стоит проблема экологии. Дело охраны природы зависит в большей мере от сознательности каждого человека, его гражданской ответственности за судьбу родной природы, и это в свою очередь требует усиления внимания к воспитанию у людей бережного отношения к природе, начиная уже с дошкольного возраста – периода становления основ будущей личности.
Воспитание бережного и заботливого отношения к живой и неживой природе возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о ней, будут уметь наблюдать природу, видеть её красоту. На этой основе и формируется любовь детей к природе, родному краю.
В беседах с детьми выяснилось, что, некоторые из них затрудняются называть названия месяцев, признаки осени. Они в недостаточной степени имеют представление об осенних явлениях в живой и неживой природе. Не могут точно определить значение слов «золотая осень». Так же воспитанники мало используют в речи слова (глаголы, прилагательные, определения), связанные с осенью. В связи с этим была определена тема данного проекта. В ходе проекта решается задача повышения познавательной и речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.
Количество участников проекта: 4 человека в возрасте 3 – 6 лет
Тип проекта: познавательный
Вид проекта: творческий
Продолжительность проекта: среднесрочный (29 дней)
Проблема: как меняется живая и неживая природа с приходом осени
Объект: осенние изменения в живой и неживой природе
Предмет: деревья, кустарники, явления неживой природы (небо, ветер, дождь)
Цель проекта: дать воспитанникам элементарные представления об изменениях в живой и неживой природе осенью. Воспитывать у детей бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
- Способствовать формированию у детей умение вести наблюдения в живой и неживой природе.
- Развивать у детей интерес к наблюдениям за явлениями природы.
- Организовать изучение детьми объектов живой и неживой природы во взаимосвязи со средой обитания и формирование в детях осознанно правильного взаимодействия с окружающим их большим миром природы.
- Способствовать формированию начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста; развивать познавательную активность; воспитывать любовь к природе.
- Способствовать развитию умения делать выводы, устанавливая причинно-следственные связи между объектами природы.
- Пополнять и обогащать знания воспитанников по лексическим темам:«Осень», «Овощи», «Фрукты».
- Способствовать развитию диалогической формы речи, вовлекать детей в разговор во время рассматривания картин; формировать умение слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него.
- Способствовать формированию умения передавать в рисунке и аппликации красоту окружающей природы; обращать внимание на подбор цвета, соответствующего изображаемому предмету; развивать умение ритмично наносить пятна, мазки, составлять композицию изображения на листе бумаги; развивать эстетическое восприятие.
Предполагаемые результаты:
- расширение знаний и представлений детей об осени, её признаках и дарах;
- расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики;
- отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (художественно - продуктивной, познавательной, игровой);
- сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между погодными изменениями в природе, вести наблюдения за объектами неживой природы.
Этапы и методы реализации проекта
Этапы реализации проекта | Сроки | Цели и задачи | Ожидаемый результат |
1. Подготовительный этап | 1-2 октября | Цель: создать развивающую среду для реализации проекта Задача: самообразование педагога | - разработка плана по реализации проекта; - подбор материалов, иллюстраций, игр, художественной литературы |
2. Основной этап | 3 – 24 октября | Цель: формирование у воспитанников представления об осени Задачи: -обобщать и систематизировать представления детей об осенних изменениях в природе, о характерных сезонных явлениях; -расширить представления детей о многообразии и пользе осенних даров природы; -расширять и активизировать речевой запас детей на основе углубления представлений об окружающем; -развивать умение видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм через наблюдения во время прогулок, при рассматривании иллюстраций и картин художников - формировать умение передавать с помощью художественных средств явления осенней природы; -способствовать развитию памяти, восприятия; -воспитывать у детей бережное отношение к природе. | - закрепление знаний и представлений воспитанников о признаках осени, осенних изменениях в живой и неживой природе; - расширение и активизация речевого запаса детей на основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики; - применение сформированных навыков связной речи в различных ситуациях общения; - отражение знаний, накопленных в процессе реализации проекта, в различных видах деятельности (художественно - продуктивной, познавательной, игровой) |
3. Заключительный этап | 29 октября | Цель: обобщение результатов проделанной проектной деятельности Задачи: развивать коммуникативные навыки | - умение делать самостоятельные выводы; - повышение уровня экологической, эстетической культуры несовершеннолетних |
Управление проектом
Управление проектом осуществляется воспитателем отделения диагностики и социальной реабилитации Игнатенко Ольгой Дмитриевной. В проектной группе участвуют 4 несовершеннолетних центра в возрасте 3-7 лет.
Рабочий план реализации проекта
№ п/п | Наименование мероприятий | Сроки | Ответственный |
1 | Подбор материалов, разработка занятий по реализации проекта | 1-2 октября | |
2 | Беседы: - «Что нам осень принесла?»; - «Почему деревья меняют свой наряд?»; - «Труд людей осенью»; - «Осень. Что ты теперь о ней знаешь?» | 4 октября 11 октября 18 октября 19 октября | |
3 | Цикл наблюдений на прогулке: - за изменениями в неживой природе (за солнцем, небом, силой ветра, осенним дождём) - за изменениями в живой природе (за цветником, за деревьями и кустарниками, растущими на территории центра) | 3-29 октября | |
4 | Целевые прогулки: «Деревья и кустарники нашего центра», «Ищем приметы осени» | 9 октября 16 октября | |
5 | Игровая деятельность. Дидактические игры: «Что у осени в корзине?», «Времена года», «С чьей ветки детки?», «Отгадай загадку – нарисуй отгадку!», «Чудесный мешочек». Пальчиковые игры: «Листья», «Вышел дождик на прогулку», «Осенний букет» Подвижные игры: «У медведя во бору», «Перелёт птиц» Физкультминутки: «Мы – осенние листочки», «За грибами». | 3-29 октября | |
6 | Чтение художественной литературы: - пословицы, поговорки, загадки об осени; - Н. Сладков «Осень на пороге»; - И. Бунин «Листопад» (отрывок); - А. Майков «Осенние листья по ветру кружат…»; - И. Соколов – Микитов «Листопадничек»; - русская народная сказка «Мужик и медведь» | 3-29 октября | |
7 | Заучивание наизусть: И. Токмакова «Опустел скворечник» | 3-29 октября | |
8 | Рассматривание фотографий с изображением осенней природы. Рассматривание и сравнение репродукций картин: И. Левитан «Золотая осень» В. Поленов «Золотая осень» | 3-29 октября | |
9 | Индивидуальная творческая деятельность: «Осеннее дерево»; «Что у осени в корзине?»; «Грибная полянка»; :Осенний карнавал» | 9 октября 16 октября 23 октября 28 октября | |
10 | Коллективная творческая деятельность: «Осенний букет»; «Ходит осень по дорожкам»; «Портрет осени» | 7 октября 14 октября 21 октября | |
11 | Выставка творческих работ «Вот какая наша осень» | 28 октября | |
12 | Подведение итогов проекта | 29 октября | |
Оценка результативности проекта
Данный проект внёс определённый вклад в развитие у несовершеннолетних различных видов деятельности (художественно - продуктивной, познавательной, игровой).
У них расширились представления об осени, её признаках и дарах. Научившись наблюдать за окружающей красотой, у воспитанников сформировалось чувство восприятия прекрасного. На основе углубления и обобщения представлений об окружающем, а также в процессе знакомства с рассказами, стихами, пословицами, загадками осенней тематики у несовершеннолетних расширился и активизировался речевой запас.
В ходе реализации проекта детям приходилось участвовать в различных видах совместной деятельности, что способствовало развитию чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи.
Используемая литература
Васильева А.И. Учите детей наблюдать природу. – М., 2002
Майорова Ю.А. Поделки. Мастерим вместе с детьми.- Нижний Новгород, Доброе слово, 2012.
Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. – М., 2016
Новикова И.В., Базулина Л.В. 100 поделок из природных материалов.- Ярославль, Академия холдинг, 2003.
Сержантова Т.Б. 365 модедей оригами. – М.: Айрис – пресс, 2001.
Другие источники
Государственное казённое учреждение Краснодарского края «Краевой методический центр». Методические рекомендации по разработке социальных проектов. – kmz23.ru