12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Онищук Лидия Александровна690
Учитель географии. Стаж работы более 30 лет. Являюсь участником конкурсов разного уровня. Я сама и мои ученики являются победителями, призерами многих конкурсов.
Россия, Смоленская обл., Смоленск
0

Практическая работа №16 по географии: «Сравнение двух экономических районов»

Практическая работа №16 Сравнение экономических районов Урала и Поволжья.

Цель: обобщение и закрепление знаний об Урале и Поволжье.

Задачи:

Предметные: 

- сравнить экономико-географическое положение (ЭГП) Уральского и Поволжского районов; составить описание природных условий, ресурсов и хозяйства районов;

- установить связь между природными условиями, природными ресурсами и хозяйством районов, сделать сравнение и сформулировать вывод о роли и перспективах экономического развития каждого из районов.

Личностные:

- сформированность учебно- познавательного интереса к изучению географии;

- понимание темы, понимание и принятие правил выполнения практической работы.

Метапредметные УУД:

Познавательные: 

- составление плана описания территории района;

- продолжить формирование умения работать с различными источниками географической информации, развивать навыки работы с картами атласа, учебником;

- способствовать развитию познавательного интереса к предмету.

- развивать творческую активность учащихся.

Регулятивные:

- определять цель, проблему, задачи выполнения работы;

- выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально;

- планировать выполнение работы;

- оценивать степень и способы достижения цели в учебных ситуациях;

- самостоятельно исправлять ошибки.

Коммуникативные:

- излагать свое мнение, умение слушать другого;

- корректировать свое мнение под воздействием контраргументов.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Оборудование: карта атласа, учебник.
Используемая методическая литература: 

Методические рекомендации к учебнику географии 9 класс под редакцией С.В.Банникова, С.В.Жукова, Издательство «Русское слово», 2015 г., к учебнику Е.М.Домогацких, Н.И.Алексеевского, Н.Н.Клюева


 

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветствие, подготовка к уроку..

II. Проверка знаний.

Актуализация

Важнейшим методом географической науки является районирование, которое позволяет характеризовать крупные районы страны по специализации, участию в территориальном разделении труда. С какими районами Западной экономической зоны мы познакомились? (предполагаемые ответы)

.

Учитель: Определите район по описанию, о каком экономическом районе идет речь. Покажите его на карте.

«Автомобильный цех страны». На юге района открыто крупное газоконденсатное месторождение. Перед Великой отечественной войной существовала республика немцев. Острые экологические проблемы, связанные с загрязнением водного бассейна. (Поволжский)

«Каменный пояс русской земли». В нем находится самый крупный центр тяжелого машиностроения в России; требуется неотложная реконструкция металлургических предприятий, насчитываются небольшие ГЭС, ТЭС и одна мощная АЭС. В районе кризисная экологическая ситуация. (Уральский)

III. Выполнение практической работы.

Сегодня на уроке мы обобщим знания по изучению Уральского и Поволжского экономических районов. Закрепим его состав, повторим экономико-географическое положение, природно-ресурсный потенциал и хозяйство района. Выполним практическую работу. А теперь откроем учебники, карты атласа и перейдем к выполнению практической работы по плану:
1) состав
2 )эгп
3) природные условия и ресурсы

4) хозяйство, отрасли специализации

5) проблемы района

6) сделаем вывод:

Влияние различной специализации районов на уровень хозяйственного развития региона.

Выявление экономической роли этих районов в жизни страны.


 

Ход урока

Задание. Сравнить экономические районы Урал и Поволжье по плану. Данные занести в таблицу.


 

План сравнения

Поволжье

Урал

1. Состав

   

2. ЭГП

1. Образуют регион Урало – Поволжье

2. Оба находятся на востоке европейской части России.

3. Оба вытянуты с севера на юг.

4. Оба граничат с Казахстаном.

5. Транзитные дороги пересекают оба региона с запада на восток

6. Омывается Каспийским морем

Сухопутный

7. Ось района – река Волга

Ось района – Уральские горы

3. Природные условия

1.Рельеф – равнинный.

Рельеф – горный.

2. Климат- умеренно- континентальный, на юге континентальный , увлажнение на юге недостаточное, возможны засухи.

Климат меняется с севера на юг. На юге лето теплее, длиннее. Предуралье получает больше осадков, чем Зауралье. Иногда бывают засухи, пыльные бури.

3. Почвы- чернозем, плодородные.

Почвы- плодородные.

4. Природные ресурсы.

   

5. Хозяйство.

Отрасли специализвции.

   

6. Проблемы района.

Загрязнение реки Волга.

Конверсия оборонных предприятий.

Безработица.

Экологическая.

Конверсия ВПК.

Истощение ресурсов.

Захоронение ядерных отходов.


 

Вывод сделать с учетом данных вопросов.

1. Влияние различной специализации районов на уровень хозяйственного развития региона.

 2. Выявление экономической роли этих районов в жизни страны.

IY. Оценивание: оценки все получат за выполнение практической работы.

Y. Домашнее задание. Подготовить вопросы для повторения темы: Экономические районы Западного макрорегиона.

Опубликовано в группе «Предметные недели (декады) учителей естественно-математического цикла»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.