Практическая работа по дисциплине «Русский язык» для студентов 1 курса «Выразительные средства языка»

7
0
Материал опубликован 13 January 2021

Практическая работа по дисциплине «Русский язык» для студентов 1 курса «Выразительные средства языка»


Составила: преподаватель УИФ ГБПОУ «ИЭК» Т.В. Аксенчик


Цель: обобщить и закрепить теоретический материал по теме «Выразительные средства языка» в ходе выполнения практических заданий


1. Определите, какое художественное средство речи используется, запишите название:


Его лицо было хмурым, как осенний дождь.

Класс приветствовал учителя стоя.

Ее карие глаза были обрамлены бархатными ресницами.

Радостное время бежит быстро.


2. Определите, какое художественное средство речи используется, запишите название:


1. Все флаги в гости будут к нам.

2. Какой на улице мороз: щиплет руки, щиплет нос!

3. В мрачные времена средневековья все было совсем по-другому.

4. Он вскрикнул, будто раненая птица – и как-то тихо стало вдруг…


3. Определите, какое художественное средство речи используется, запишите название:


1. Подобно быстрому ручью несет он влагу и весну.

2. Внезапно пошел сильный дождь.

3. Хрусталь и бронза на столе, духи в граненом хрустале.

4. Утром мы увидели за окном только седой туман.


4. Определите, какое художественное средство речи используется, запишите название:


Лес, точно терем расписной…(И. Бунин)

Сквозь волнистые туманы пробирается луна…(А. Пушкин)

Не то на серебре – на золоте едал. (А. Грибоедов)

И воск слезами с ночника на платье капал. (Б. Пастернак)

Но степь поет. (И. Бунин)

Земля дымилась, точно щей горшок (Б. Пастернак)

Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И. Бунин)

Морозные белые пальмы

На стеклах беззвучно цветут.(В. Ходасевич)

День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А. Грин)

Недаром помнит вся Россия

Про день Бородина. (М. Лермонтов)


5. Отметьте предложения, в которых используется метафора, выпишите ее.


В доме было тихо, даже часы в гостиной стояли.

Совсем скоро зарумянится зорька и начнется новый день.

Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно.

Все решили, что он просто сошел с ума.

Жизнь ее текла медленно и туманно, как будто она жила во сне.


6. Отметьте предложения, в которых используется метонимия, выпишите ее.


Об этом происшествии очень скоро узнала вся улица.

По дну оврага бежал прозрачный ручей.

За обедом он съел только полтарелки супа и больше ни к чему не притронулся.

Он с интересом читал Платона и Аристотеля.

Она всегда доверяла ему, как себе самой.


7. Отметьте предложения, в которых используется сравнение, выпишите его.


Дождь пошел такой сильный, что о прогулке нечего было и мечтать.

Осенью цветы сыплют созревшими семенами, словно льют слезы об уходящем лете.

В этот день красные девицы водят хороводы, поют веселые песни и озорные частушки.

Темнота опустилась на город так стремительно, как будто кто-то выключил свет.

Ее глаза светились точно звезды.


8. Отметьте предложения, в которых используется эпитет, выпишите его.


Отговорила роща золотая березовым веселым языком.

Эта роковая встреча навсегда изменила ее жизнь.

Ищу я в этом мире сочетанья, прекрасного и тайного, как сон.

Всем домом правила его мать, поэтому ей подчинялись беспрекословно.

Его окружение составляли мятежные юноши, для которых несогласие было основой существования.


9. Определите, какая фигура речи использована в предложении:


Для их компании одного нашего города мало: им нужен весь район, вся область, вся страна.

У нас есть достаточный опыт, у нас есть необходимые средства, у нас есть даже помещение, чтобы реализовать этот проект.

Не врал я тебе, очень надо мне тебя обманывать!

Чем больше это изменяется, тем больше остается тем же самым.

Директора нет, он будет через секунду.

Инфляция достигла космических размеров.

Я их прошу, а они не делают и молчат, молчат и не делают.

Вы же сами говорили, что так нельзя, где же тут логика?!

Вот когда настанет зима, тогда и снег выпадет.

Лучшие студенты нашего института в будущем могут стать Циолковскими и Курчатовыми.


10. Определите, какая фигура речи использована в предложении:


Мело, мело по всей земле

Во все пределы... (Б. Пастернак)

Оставь свой край глухой и грешный

Оставь Россию навсегда (А. Ахматова)

Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. (Н. Некрасов)

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле.(А. Блок)

И никто с начала мира не видал такого пира. (А. Пушкин)

Не думаю, не жалуюсь, не спорю. (М. Цветаева)

Младший сын был ростом с пальчик… (А. Ахматова)

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.