ОГЭ: задание 3. -1в
1 Найдите предложение, в котором средством выразительности речи является эпитет. Назовите выразительное средство в предложении б.
а/ Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
б/Тот сидел сгорбясь — локти в парту, кулаки под подбородком, — от всех отгорожен, замкнут, защёлкнут на замок.
в/Я видела на почтамте, как Жека отправлял белоснежные конверты!
г/Она вдруг явственно увидела, как толстые Жекины конверты, обклеенные марками, цепочкой движутся на север.
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Назовите выразительное средство в предложении в.
а/ Слушал и смотрел выступления студенческого хора, концерты студентов эстрадного отделения, спектакли, поставленные и сыгранные студентами.
б/Подбежав к отверстию колодца, он вполголоса зовёт: – Жучка, Жучка!
в/ Не теряя времени, Тёма обвязывает вожжами несчастную собаку, затем поспешно карабкается наверх.
г/Мальчик с ужасом вслушивается в слова няни, и мысли роем теснятся в его голове.
3.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Назовите выразительное средство в предложении б.
а/ Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.
б/Ребятишки всегда собирались вокруг него, ложились на траву, подперев кулачками свои головы и ,пораскрыв рты, слушали, как сказку
в/А она обиделась... Академик живописи рисует гораздо лучше, чем говорит.
г/Потом садился, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь.
4.В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
Назовите выразительное средство в предложении г.
а) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
б/– Шашки вон! – командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал стебли жирной лебеды.
в) Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором.
г) По рыхлому снегу ступали наугад, то и дело проваливаясь в ненавистные колдобины.
1.Укажите вариант ответа, в котором средством выразительности речи является метафора. Назовите выразительное средство в предложении а.
а/Все леса хороши, но особенно прекрасны горные леса около моря: в них слышно, как шумит прибой.
б/Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения.
в/Сначала она ничего не слышала. Внутри у неё шумела буря.
г/ Стиснув до побеления губы, зыркая исподлобья, Жека пытался отнять портреты, а их перебрасывали с парты на парту .
2.Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является метафора. Назовите выразительное средство в предложении г.
а/У дороги застыли вербы в серебряном пуху.
б/Птицы не спеша поклёвывали на берёзах почки, важно прохаживались по веткам.
в/ Динка молча сидела за столом, рассеянно улыбалась Лёне, не замечая, что он давно следит за ней беспокойным взглядом.
г/Миновали железнодорожное полотно и через поле по узкой тропе заспешили к ещё сонному, голубеющему вдали лесу.
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
Назовите выразительное средство в предложении а
а) Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней.
б) Родители сами понимали, что по их стопам я не пойду, и даже не намекали на это.
в) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
г) Решив немедленно идти спасать свою любимицу, Тёма на цыпочках подходит к стеклянной двери и тихо, чтобы не произвести шума, выходит на террасу.
4. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является гипербола. Назовите выразительное средство в предложении в.
а/ Все соседи включились в поиски кота, а несчастная Марья Павловна совсем отчаялась и слегла с сердечным приступом.
б/ В сто сорок солнц закат пылал….
в/ Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства, как могла не приговаривать своих ласковых слов, как могла не помочь Алексею?
г/ На улице тишь, только шаркает метлой дворник.
5. Какого из перечисленных средств выразительности нет в предложении: «Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это чёрное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие берёзки, тронутые желтизной».
а) сравнительный оборот б) метафора в) эпитет г) фразеологизм