Программа элективного курса «Изобразительно-выразительные средства русского языка» (10 класс)
Программа элективного курса
« Изобразительно-выразительные средства русского языка».
Оглавление.
Титульный лист.
Оглавление
Пояснительная записка.
Основное содержание курса с указанием часов по разделам.
Учебно-тематический план.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Воспитать чуткость к красоте и выразительности родной речи, привить любовь к русскому языку, интерес к его изучению можно разными путями. Данный курс берет за основу один из них: последовательную демонстрацию изобразительных возможностей русского языка в разных его проявлениях. Под этим углом зрения на занятиях рассматривается известный учащимся лингвистический материал и углубляются сведения по фонетике, лексике, словообразованию, грамматике и правописанию.
Курс предусматривает систематическое наблюдение за использованием разных языковых средств в лучших образцах художественной литературы, в которых наиболее полно проявляется изобразительная сила русского языка. Многоаспектная языковая работа с литературными текстами позволит не только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать навыки лингвистического анализа и выразительного чтения художественного произведения. Тем самым курс в известной степени поможет реализовать на практике идею межпредметных связей школьного курса русского языка и курса русской литературы.
Основные задачи курса:
— раскрыть перед учащимися богатство и выразительность русского языка, систематизировать и углубить знания о культуре речи, полученные на уроках русского языка в 5-9 классах;
— углубить знания о фонетических, лексических, морфологических и синтаксических средствах выразительности русского языка;
— обеспечить практическое использование знаний и умений по изобразительно-выразительным средствам языка в собственных творческих работах учащихся;
— обучить многоаспектному лингвистическому анализу и выразительному чтению художественного текста.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение. (1 час)
Богатство и выразительность русского языка.Русский язык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка.
Звуковые изобразительные возможности русского языка (2 часа)
Словесное ударение в стихотворной речи. Основные типы интонационных конструкций. Фонетико-интонационный анализ.
Лексические средства выразительности (3 часа)
Лексическое богатство русского языка. Основные пути обогащения словарного состава. Переносное значение слова и его использование в поэтических тропах. Синонимы, антонимы, омонимы в художественных текстах. Стилистическое расслоение словарного состава: диалектная, профессиональная, жаргонная лексика и ее использование в произведениях художественной литературы. Устаревшие слова, языковые и авторские неологизмы.
Словообразование и его изобразительные ресурсы (2часа)
Морфемы как значимые части слова. Синонимия и многозначность морфем.
Словообразовательная модель как источник пополнения словарного состава языка. Использование словообразовательных средств в изобразительных целях.
Морфологические средства выразительности (3 часа)
Морфологические свойства русской речи и их изобразительные возможности. История произношения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Олицетворение. Краткие и усеченные прилагательные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Особенности употребления числительных, глаголов, наречий, служебных частей речи в текстах художественной литературы.
Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (2 часа)
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики.
Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл высказывания. Стилистические возможности средств графики, орфографии и пунктуации в произведениях художественной литературы.
Синтаксические изобразительные возможности языка (5 часов)
Синтаксическая синонимия как источник стилистического богатства русского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформления вопросительных, восклицательных, побудительных предложений. Риторический вопрос. Использование в художественных текстах односоставных предложений. Инверсия как изобразительное средство. Семантико-стилистические функции однородных членов предложения. Обращение как средство поэтического синтаксиса. Сравнение, способы его выражения и использование как поэтического тропа.
Употребление сложных предложений. Структурный параллелизм сложных предложений как средство выразительности. Антитеза. Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура художественной речи.
3.УЧЕБНО-ТЕМАТИТЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
Тема |
Кол-во часов |
Примерное содержание |
Дата проведения занятия по плану |
Дата проведения занятия по факту |
Введение. Богатство и выразительность русского языка (1 час) |
|||||
1. |
Введение. Богатство и выразительность русско-го языка.Русский язык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выра-зительности русского языка. |
1 |
Русский язык среди других языков мира. Писатели и ученые о богатстве и выразительности русского языка. |
||
Звуковые изобразительные возможности русского языка (2 часа) |
|||||
2 |
Словесное ударение в стихотворной речи. Основные типы интонационных конст-рукций. Фонетико-интонационный анализ. |
1 |
Организующая роль словес-ного ударения в стихотвор-ной речи.Наблюдение над использованием в произве-дениях художественной литературы основных типов интонационных конструк-ций.Фонетико-интонацион-ный анализ и выразитель-ное чтение художествен-ного произведения. |
||
3 |
Основные типы интонационных конст-рукций. Фонетико-интонационный анализ. |
1 |
|||
Лексические средства выразительности (3 часа) |
|||||
4 |
Лексическое богатство русского языка. Основ-ные пути обогащения словарного состава. Пе-реносное значение слова и его использование в поэтических тропах. |
1 |
Лексическое богатство рус-ского языка.Основные пу- ти обогащения словарного состава: словообразование, изменение значения слов, заимствования.Использо-ание переносного значения слова в поэтических тропах: метафоре, метонимии, эпи-тете, гиперболе, олицетво-рении, сравнении и т. п. Выбор синонимов для точ-ного, правильного и образ-ного выражения мысли. Наблюдение над употреб-лением антонимов в текстах художественной литера-туры.Виды омонимов и их использование в художест-венных произведениях. Стилистическое расслоение словарного состава.Лекси- ка ограниченного употреб-ления (диалектная, профес-сиональнотерминологичес-кая и жаргонная) и ее ис-пользование в речи, в про-изведениях художественной литературы. Непрерывность развития словарного состава языка. Выпадение и устаревание слов или некоторых их зна-чений, использование таких слов в художественных текстах. Неологизмы языковые и авторские.Фразеологизмы. Источники фразеологизмов. Крылатые слова, пословицы и поговорки; их использова-ние в художественной лите-ратуре.Фонетико-интонаци-онный анализ и выразитель-ное чтение художествен-ного текста. |
||
5 |
Синонимы, антонимы, омонимы в художест-венных текстах. |
1 |
|||
6 |
Стилистическое расслоение словарного состава: диалектная, профессиональная, жаргонная лексика и ее использование в произведениях художественной литературы.. Устаревшие слова, языковые и авторские неологизмы. |
1 |
|||
Словообразование и его изобразительные ресурсы (2часа) |
|||||
7 |
Морфемы как значимые части слова. Синонимия и многозначность морфем. |
1 |
Морфемы как значимая часть слова. Синонимия и многозначность морфем. Словообразовательная мо-дель как источник пополне-ния словарного состава язы-ка.Наблюдение за исполь-зованием различных сло-вообразовательных средств в изобразительных целях (словообразовательный повтор, использование сти-листически окрашенных морфем, слов с уменьши-тельно-ласкательными суф-фиксами, окказионализмов, паронимов, однокоренных слов в тексте)Фонетичес- кий, интонационный, лек-сический анализ и вырази-тельное чтение художест-венного текста. |
||
8 |
Словообразовательная модель как источник по-полнения словарного сос-тава языка. Использова-ние словообразователь-ных средств в изобрази-тельных целях. |
1 |
|||
Морфологические средства выразительности (3 часа) |
|||||
9 |
Морфологические свой-ства русской речи и их изобразительные возмож-ности. История произно-шения имен собственных. Фамилии литературных героев как средство их художественной характе-ристики. |
1 |
Морфологические свойства русской речи и их изобра-зительные возможности. Некоторые сведения из ис-тории произношения имен собственных. Фамилии ли-тературных героев как сред-ство их художественной характеристики. Грамматический род и пол живых существ. Морфологические средства создания образно-поэти-ческого олицетворения. Наблюдение за использова-нием кратких и усеченных прилагательных в поэти-ческой речи, в произведе-нииях устного народного творчества.Употребление относительных, качествен-ных и притяжательных при-лагательных в переносном значении.Особенности употребления числитель-ных в текстах художествен-ной литературы.Наблюде- ние за использованием в речи различных форм на клонения и времени глагола в разных значениях.Семан- тико-стилистические осо-бенности причастия и дее-причастия; использование их в текстах художествен-ной литературы.Особен- ности образования, напи-сания и употребления наре-чий в русском языке.Роль служебных частей речи в семантико-стилистическом оформлении художествен-ного текста.Многоаспект- ный лингвистический ана-лиз и выразительное чтение художественного текста. |
||
10 |
Олицетворение. Краткие и усеченные прилага-тельные в поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. |
1 |
|||
11 |
Особенности употребле-ния числительных, глаго-лов, наречий, служебных частейчастей речи в текстах художественной литературы. |
1 |
|||
Графика, орфография, пунктуация и их изобразительные возможности (2 часа) |
|||||
12 |
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики. Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл высказывания. |
1 |
Происхождение письма. Изобразительные ресурсы современной графики. Орфография как средство точной передачи на письме смысловой стороны речи. Пунктуация и смысл выска-зывания. Стилистические возможности средств гра-фики, орфографии и пунк-туации в произведениях ху-дожественной литературы. Многоаспектный лингви-стический анализ и выра-зительное чтение художест-венного текста. |
||
13 |
Стилистические возмож-ности средств графики, орфографии и пунктуа-ции в произведениях ху-дожественной литерату-ры. |
1 |
|||
Синтаксические изобразительные возможности языка (5 часов) |
|||||
14 |
Синтаксическая синони-мия как источник стилис-тического богатства рус-ского языка. Особенности интонации и лексико-грамматического оформ-ления вопросительных, восклицательных, побу-дительных предложений |
1 |
Синтаксическая синонимия как источник стилистичес-кого богатства русского языка.Особенности интона ции и лексико-грамматичес-кого оформления вопроси-тельных, восклицательных, побудительных предложе-ний. Риторический вопрос. Наблюдение за использо-ванием в речи семантико-стилистических возможнос- тей односоставных предло-жений.Смысловая и стилис-тическая роль порядка слов в предложении. Инверсия как изобразительное сред-ство языка.Семантико-сти-листические функции одно-родных членов предложе-ния. Смысловая градация. Наблюдение за использо-ванием обособленных чле-нов предложения в худо-жественной речи.Обраще -ние как средство поэтичес-кого синтаксиса.Сравнение, способы его выражения и использование как поэти-ческого тропа.Наблюде- ние за употреблением в ху-дожественных текстах раз-ных типов сложных предло-жений и семантико-стили-стической ролью союзов в сложно-сочиненных ислож- но-подчиненных предло- женииях.Структурный параллелизм сложных пред-ложений как средство выра-зительности. Употребление конструкций с противо-поставлением (антитезные конструкции).Период как особая форма организации сложных предложений, как поэтическая фигура худо-жественной речи.Много- аспектный лингвистический анализ и выразительное чте-ние произведенийхудожест-венной литературы. |
||
15 |
Риторический вопрос. Инверсия как изобрази-тельное средство. |
1 |
|||
16 |
Использование в худо-жественных текстах од-носоставных предложе-ний. Семантико-стилис-тические функции одно-родных членов предложе-ния. Обращение как сред-ство поэтического син-таксиса. Сравнение, спо-собы его выражения и ис-пользование как поэти-ческого тропа. |
1 |
|||
17 |
Употребление сложных предложений. Структур-ный параллелизм слож-ных предложений как средство выразитель-ности. |
1 |
|||
18 |
Антитеза. Период как особая форма организа-ции сложных предложе-ний, как поэтическая фигура художественной речи. |
1 |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
Учащиеся должны:
— иметь представление об изобразительно-выразительных средствах родного языка: фонетических, словообразовательных, лексических, морфологических, синтаксических;
— уметь выявлять и объяснять использованные в художественном тексте языковые факты в их значении и употреблении;
— использовать знания и умения, приобретенные на курсах, в своих творческих работах;
— производить многоаспектный лингвистический анализ текста.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Анненков Е.И. Анализ художественного произведения.
Бабайцева В.В. Некоторые вопросы комплексного анализа текста на уроках русского языка. Русский язык: Приложение к газете «Первое сентября». 1998. № 36 (156). Сентябрь. С. 5.
Новиков Л.А. Лингвистический анализ текста. М., 1975. С.11.
Марченко С.В, Э.М. Архангельская. Лингвистический анализ текста. Даугавпилс, 1996. С. 5–15.
Бабайцева В.В, Беднарская Л.Д. Комплексный анализ текста на уроке русского языка. Русская словесность. 1997. № 3.
Новиков Л.А. Художественный текст и его анализ. М., 1988. С.45.
9