12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
 Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Дмитрий127
Россия, Кемеровская обл., Кемерово
3

Практическая работа по химии для учащихся восьмых классов "Наблюдения за горящей свечой"

План-конспект урока по химии для учащихся восьмых классов.

Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.

Вид урока: урок применения новых знаний и умений на практике.

Форма: лабораторная работа.

Цели урока:

1)                Обучающая: способствовать формированию практических умений проводить наблюдения за явлениями, происходящими при горении свечи, давать описание признаков этих явлений; научить различать химические и физические явления, научиться пользоваться лабораторным оборудованием.

2)                Воспитательная: содействовать воспитанию любознательности, трудолюбия и формированию естественно-научной картины мира.

3)                Развивающая:  способствовать развитию умений анализировать, обобщать, проводить сравнения и делать выводы на основании полученных данных.

Межпредметные связи: физика, природоведение.

План урока.

1. Организационный момент (сообщение цели работы, рассмотрение оборудования).

2. Инструктаж по технике безопасности.

3. Выполнение экспериментальной части.

4. Обсуждение результатов.

5. Оформление работы в лабораторном журнале.

6. Подведение итогов урока.

 

Ход урока.

Эпиграф к уроку: Природа окружает нас загадками, и попытка их решения  принадлежит к величайшим радостям жизни.

                                                                                           У.Рамзай

Цель:  наблюдать физические и химические явления при горении свечи.

Оборудование:  предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель, два химических станана на 500 мл. и на 1000 мл.

 

Инструкция по технике безопасности:

1.                Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.

2.                Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.

3.                Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.

 

Первая помощь при ожогах:

При ожоге первой степени необходимо поражённую часть поместить на 10-15 минут под струю холодной (не ледяной!) воды, затем, в случае загрязнения раны обработать её этиловым спиртом и наложить сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.

Первая помощь при порезах:

а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);

б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;

в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;

г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.

 

Выполнение экспериментов.

 

Опыт №1. Описание свечи.

Внимательно рассмотрите свечу. Обратите внимание на цвет, запах, твёрдость материала, из которого она изготовлена. Как называется этот материал?

Опыт №2. Физические явления при горении свечи.Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место? Почему? Дайте ответы на следующие вопросы:

а) Что представляет собой жидкость у основания фитиля?

б) Что происходит с фитилём в процессе горения свечи?

в) Нагревается ли свеча в процессе горения?

г) Слышен ли звук при горении свечи?

д) Выделяется ли тепло в процессе горения свечи?

е) Что происходит с пламенем, если провести над ним рукой?

ж) Что происходит с жидким парафином, когда он стекает с поверхности свечи вниз? Какое в данном случае происходит явление – физическое или химическое?

Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.

Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.

Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.

Опыт 3. Влияние концентрации кислорода на продолжительность горения.

Подожгите фитиль второй свечи. Затем одновременно накройте горящие свечи химическими стаканами различной вместимости. В каком случае пламя свечи погаснет быстрее? Сделайте вывод о влиянии концентрации кислорода на продолжительность горения. Что видно на дне и стеках стаканов?

Обсуждение результатов.

В каких случаях в процессе горения свечи имели место химические явления? Когда наблюдались физические явления?

Оформление работы.

Сделайте отчёт о проделанной работе по следующей форме:

Номер опыта           Что делали             Что наблюдали                Выводы

1

2

3

 

Подведение итогов урока.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.