Практическая работа по химии для учащихся 8 классов «Наблюдения за горящей свечой»
План-конспект урока по химии для учащихся восьмых классов.
Наблюдения за изменениями, происходящими с горящей свечой.
Вид урока: урок применения новых знаний и умений на практике.
Форма: лабораторная работа.
Цели урока:
1) Обучающая: способствовать формированию практических умений проводить наблюдения за явлениями, происходящими при горении свечи, давать описание признаков этих явлений; научить различать химические и физические явления, научиться пользоваться лабораторным оборудованием.
2) Воспитательная: содействовать воспитанию любознательности, трудолюбия и формированию естественно-научной картины мира.
3) Развивающая: способствовать развитию умений анализировать, обобщать, проводить сравнения и делать выводы на основании полученных данных.
Межпредметные связи: физика, природоведение.
План урока.
1. Организационный момент (сообщение цели работы, рассмотрение оборудования).
2. Инструктаж по технике безопасности.
3. Выполнение экспериментальной части.
4. Обсуждение результатов.
5. Оформление работы в лабораторном журнале.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока.
Эпиграф к уроку: Природа окружает нас загадками, и попытка их решения принадлежит к величайшим радостям жизни.
У.Рамзай
Цель: наблюдать физические и химические явления при горении свечи.
Оборудование: предметное стекло, свеча, спички, сухая пробирка, держатель, два химических станана на 500 мл. и на 1000 мл.
Инструкция по технике безопасности:
1. Стекло – хрупкий материал, имеющий малое сопротивление при ударе и незначительную прочность при изгибе. Категорически запрещается использовать посуду, имеющую трещины и отбитые края.
2. Пробирку закрепляют в держателе так, чтобы от горлышка пробирки до держателя было расстояние 1 – 1, 5 см.
3. Предметное стекло вначале прогревают полностью, а затем вносят в зону тёмного конуса горящей свечи.
Первая помощь при ожогах:
При ожоге первой степени необходимо поражённую часть поместить на 10-15 минут под струю холодной (не ледяной!) воды, затем, в случае загрязнения раны обработать её этиловым спиртом и наложить сухую стерильную повязку. Во всех остальных случаях накладывают стерильную повязку после охлаждения места ожога и обращаются в медпункт.
Первая помощь при порезах:
а) в первую очередь, необходимо остановить кровотечение (давящая повязка, пережатие сосуда);
б) если рана загрязнена, грязь удаляют только вокруг неё, но ни в коем случае – из глубинных слоёв раны. Кожу вокруг раны обеззараживают йодной настойкой или раствором бриллиантовой зелени;
в) после обработки рану закрывают стерильной салфеткой так, чтобы перекрыть края раны, и плотно прибинтовывают обычным бинтом;
г) после получения первой помощи обратиться в медпункт.
Выполнение экспериментов.
Опыт №1. Описание свечи.
Внимательно рассмотрите свечу. Обратите внимание на цвет, запах, твёрдость материала, из которого она изготовлена. Как называется этот материал?
Опыт №2. Физические явления при горении свечи.Зажгите свечу. Вы увидите, как начинает таять парафин около фитиля, образуя круглую лужицу. Какой процесс здесь имеет место? Почему? Дайте ответы на следующие вопросы:
а) Что представляет собой жидкость у основания фитиля?
б) Что происходит с фитилём в процессе горения свечи?
в) Нагревается ли свеча в процессе горения?
г) Слышен ли звук при горении свечи?
д) Выделяется ли тепло в процессе горения свечи?
е) Что происходит с пламенем, если провести над ним рукой?
ж) Что происходит с жидким парафином, когда он стекает с поверхности свечи вниз? Какое в данном случае происходит явление – физическое или химическое?
Опыт №2. Обнаружение продуктов горения в пламени.
Возьмите предметное стекло, закрепите в держателе (т/б), внесите в зону тёмного конуса горящей свечи и подержите 3 – 5 с. Быстро поднимите стекло, посмотрите на нижнюю плоскость. Объясните, что там появилось.
Сухую пробирку закрепите в держателе (т/б), переверните вверх дном и держите над пламенем до запотевания. Объясните наблюдаемое явление.
Опыт 3. Влияние концентрации кислорода на продолжительность горения.
Подожгите фитиль второй свечи. Затем одновременно накройте горящие свечи химическими стаканами различной вместимости. В каком случае пламя свечи погаснет быстрее? Сделайте вывод о влиянии концентрации кислорода на продолжительность горения. Что видно на дне и стеках стаканов?
Обсуждение результатов.
В каких случаях в процессе горения свечи имели место химические явления? Когда наблюдались физические явления?
Оформление работы.
Сделайте отчёт о проделанной работе по следующей форме:
Номер опыта Что делали Что наблюдали Выводы
1
2
3
Подведение итогов урока.
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»