12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Хазиева Ирина Масгутовна401
Россия, Курганская обл., Курган
2

Практическая работа. Техническое обслуживание автомобильного генератора

Практическая работа. Техническое обслуживание автомобильного генератора

Генератор преобразует механическую энергию, получаемую от двигателя, в электрическую и, питает все потребители электрического тока, заряжая АКБ при работающем двигателе. На автомобилях применяются генераторы переменного тока, представляющие собой трехфазную синхронную электрическую машину с электромагнитным возбуждением.

Неисправности автомобильного генератора условно делятся на электрические и механические.

К электрическим относятся:

Износ и выход из строя щеток.

Нарушения контакта или обрыв электрических цепей.

Короткое замыкание обмоток ротора.

Поломка регулятора напряжения или диодного моста.

Механические неисправности возникают при износе подшипников, что вызывает радиальное биение ротора, который будет задевать обмотку статора и провоцировать возникновение короткого замыкания. О неисправности генератора судят по следующим признакам:

Во время работы двигателя горит или мигает лампа разряда аккумуляторной батареи.

Перезаряд аккумуляторной батареи или его регулярная разрядка.

Тусклая работа фар и электроприборов во время работы двигателя.

Сила света фар изменяется в зависимости от частоты оборотов двигателя.

От генератора во время его работы слышатся посторонние звуки.

После пуска двигателя датчик показывает, что зарядки нет.

Возможные причины:

плохо натянут ремень привода генератора;

обрыв в проводки, которая питает цепь возбуждения (использовать для этого вольтметр или контрольную лампочку);

проверить исправность амперметра, остановить двигатель и включить все фары (исправный амперметр будет показывать разрядку).

Диагностирование генераторов осуществляют при помощи вольтметра, амперметра и нагрузочного устройства для задания эталонных нагрузочных режимов проверки, поскольку включение всех потребителей тока автомобиля при полностью заряженной батарее не обеспечивает полной загрузки генератора.

При проведении ТО запрещается:

запускать двигатель, если отсоединен от генератора плюсовой провод, при этом может возникнуть опасное для выпрямителя напряжение;

подсоединять АКБ неправильной полярности;

допускать работу генератора при отсутствии АКБ;

допускать отсоединения АКБ от сети при работающем двигателе и отключенных потребителях;

проверять исправность генератора «искрой» путем внешнего замыкания между собой клемм регулятора напряжения или генератор питать от постороннего источника питания;

соединять шину щеткодержателя, с «+» генератора или клеммами;

проверять исправность генератора и всей цепи автомобиля контрольной лампочкой или другими приборами, питаемыми напряжением более 36 В при подключенном генераторе;

допускать попадание воды или масла на генератор;

допускать касания проводов корпуса регулятора напряжения.

При проведении ТО следует обратить внимание на натяжение ремня генератора. Если ремень слишком ослаблен, то будет иметь место так называемая «пробуксовка». При этом генератор не сможет нормально выполнять своих функций.

Чt1676874736aa.jpgt1676874736ab.jpg тобы проверить натяжение, необходимо нажать пальцем в середине ремня с усилием 80-100 Н (8…10 кгс). Идеальный прогиб – не более 15 миллиметров (рис).

1 — ручка; 2 — шкала; 3 — бурт; 4 — втулка; 5 — планка

Рис – Проверка натяжного ремня привода генератора и динамометр для проверки натяжения ремней привода

Далее производится измерение напряжения на клеммах аккумулятора – на отключенном и заведенном двигателе. Измерение необходимо производить при средних оборотах двигателя. Напряжение на клеммах АКБ после запуска двигателя должно повыситься. Если это так, то генератор работоспособен и полностью исправен. И, следовательно, он дает необходимую энергию подзаряда. Нормальный уровень напряжения – 14,3…14,5 В (зависит от модели транспортного средства).

Проверку и регулировку регулятора напряжения осуществляют при повышенной частоте вращения коленвала двигателя и выключенной нагрузке (сила тока равна нулю или незначительна). При этом регулируемое напряжение, определяемое по показаниям вольтметра, должно также соответствовать нормативному, равному 13,8…14,1 В. При его несоответствии производят регулировку. Необходимо отметить, что повышение напряжения генератора выше расчетной на 10…12% снижает срок службы АКБ и осветительных приборов примерно в 2 раза.

Если реле-регулятор не поддается регулировке, его заменяют. Ограничивающее напряжение проверяют при включенных потребителях тока и повышенной частоте вращения коленвала двигателя.

Проверка работоспособности диодного моста производится мультиметром в режиме измерения переменного напряжения. Мультиметр подключается к клеммам «В+» (или «30») на генераторе и к «массе» автомобиля (двигатель во время измерений должен быть заведен). Нормальный уровень напряжения должен составлять 0,5 Вольта. Если уровень напряжения выше, то можно делать вывод о неисправности диодного моста. Если диодный мост целый, необходимо проверить целостность обмотки ротора генератора:

с генератора снимается щеточный узел и измеряется сопротивление обмотки (мультиметр необходимо переключить на соответствующую шкалу). Для измерения щупы прикладываются к контактным кольцам. Нормальный уровень сопротивления – 5-10 Ом. При отсутствии цепи говорит об обрыве обмотки.

Далее следует замерить сопротивления между корпусом генератора и любым из контактных колец. В этом случае прибор должен показать максимальное сопротивление. Если же звучит «звонок» или сопротивление слишком малое, то обмотка, скорее всего, «сидит» на корпусе. Обмотки статора необходимо проверить аналогичным образом. Все замеры делаются при снятом диодном мосте.

Далее следует осмотреть щеточный узел генератора на факт залегания щеток и их износа. В случае, когда щетки выступают из щеткодержателя более, чем на 5 мм, необходимо заменить весь узел.

Изношенную щетку необходимо заменить новой и притереть ее по кольцу, для чего полоску стеклянной бумаги кладут гладкой стороной к кольцу, а к шероховатой стороне прижимают щетку. Двигая бумагу, притирают щетку соответственно кривизне кольца.

При проведении ТО со снятием генератора с двигателя автомобиля обязательно необходимо проверять высоту щеток. Она должна быть равна 8 миллиметров от основания щетки до пружины. При износе щеток более 0,5 миллиметров по диаметру, необходимо щетки заменить на новые. Также при этом необходимо обязательно проточить контактные кольца, минимальный диаметр которых должен составлять не менее 29,3 миллиметра.

План отчета:

1.Тема.

2.Перечислить неисправности генератора.

3. Нарисовать схему проверки натяжного ремня привода, описать ее.

4.С помощью каких приборов и приспособлений диагностируют генератор?

5. Можно ли проверять исправность генератора и всей цепи автомобиля контрольной лампочкой или другими приборами, питаемыми напряжением более 36 В при подключенном генераторе? Обоснуйте ответ.

6. Какое напряжение на клеммах АКБ считается нормальным?

7. Опишите проверку работоспособности диодного моста.

8. Какие особенности учитывают при проведении ТО со снятием генератора с двигателя автомобиля?

9. Какое напряжение при проверке и регулировке регулятора напряжения соответствует нормативным?

10. Как притирают изношенную щетку?

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.