Практическая работа «Требование к речи оратора»
Практическая работа № 8 (У 1-6 3-1-6 ОК-1-9)
Подготовьте информационную речь (5 мин.). Обоснуйте актуальность выбранной темы. Используйте во вступлении приемы привлечения внимания аудитории. Продумайте заключительные фразы речи. Составьте и сообщите аудитории план речи. Учтите, что ваша аудитория – слушатели группы.
Материалы к заданию
I. Примерные темы для информационной речи
— События в нашей стране
— События за рубежом
— Новости культурной жизни города
— Спортивные новости
— Новинки литературы
— Системы ЭВМ
— Как стать интересным собеседником
— Зачем нужно изучать риторику
— Как бороться с плохим настроением
— Как я отделался от дурной привычки
— Что делает нас привлекательными
— Как ладить с родителями
— Удивительный характер
— Человек, который меня поразил (изменил мою жизнь)
— Самые трудные (счастливые) минуты в моей жизни
— Случай, который помог мне узнать себя (своего друга)
— Как я утратил иллюзии
— Новые достижения науки (медицины, техники ...)
— Что дает реклама потребителю, и насколько она должна быть честной
— Быть руководителем — это значит...
— Деньги в нашей жизни
— А счастье, что оно...?
— Хочу ли я стать политиком?
— Что значит для меня свобода?
— Семья или карьера?
— Моя совесть и я
II. Схема оценки информационной речи
1. Тема и цель
Интересны? Уместны? Актуальны?
2. Вступление Интересно ли?
Использован ли прием привлечения внимания? Не слишком ли длинно?
3. Главная часть
Продуман ли план? Весь ли материал относится к делу? Достаточно ли примеров? Конкретно ли содержание? Достигнута ли цель?
4. Заключение
Ясно? Есть ли обобщение сказанного?
5. Произношение
Уверен ли говорящий в себе? Правильна ли поза? Жесты? Удачен ли темп речи? Монотонно? Есть ли контакт с аудиторией? Есть ли речевые ошибки?
6. Советы выступающему.
III. Памятка
Информационная речь с первого до последнего слова — продукт обдуманного плана. Иначе она не будет ни интересна, ни ясна. Достичь того и другого можно, если она построена с учетом интересов слушателя, на целесообразном сочетании элементов нового и старого, конкретна в частностях и в целом, если она поддерживает ощущение поступательного движения, использует моменты конфликтно-драматического порядка, создает в аудитории все нарастающее ожидание, завершаемое развязкой.
Вступление следует подобрать и проработать так, чтобы оно вызвало внимание, приподняло интерес, пояснило намерения оратора. Главная часть речи должна быть развита в соответствии с определенным планом и с учетом тематического задания, состава аудитории и обстановки.
В заключении еще раз поясняется поставленная цель, поднимается на высшую ступень интерес слушателей, подчеркивается смысл речи и делается все возможное, чтобы создать у аудитории надлежащее настроение (П. Сопер).