12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Карнаух Юлия Владимировна402
Россия, Брянская обл., Дубровский район, посёлок Сеща
10

Практическая работа «Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ». (Химический практикум свойства металлов и их соединений)

Химия 9 класс.

Практическая работа №3

«Экспериментальные задачи по распознаванию и получению веществ».

(Химический практикум свойства металлов и их соединений)

План-конспект урока по химии для обучающихся девятых классов.

Вид урока: урок совершенствования  знаний, умений и навыков на практике.

Форма: практическая работа.

Цели урока:                                                                                                         

  1. применить знания, полученные при изучении  темы «Металлы», в экспериментальном решении задач;

  2. закрепить навыки проведения химического эксперимента.

Планируемые результаты: знать свойства металлов главных подгрупп ПСХЭ Д.И. Менделеева и железа; уметь применять полученные и теоретические знания о химии металлов в практических работах, проводить опыты по осуществлению реакций в соответствии с правилами пользования химической посудой и правилами безопасного обращения с химическими веществами, описывать наблюдения и характеризовать результаты выполненных опытов, составлять уравнения реакций, характеризующих свойства металлов и их соединений.

Оборудование и реактивы:

Оборудование:  лабораторный штатив,штатив с пробирками, воронка.

Реактивы:  карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия, железные скрепки; растворы соляной кислоты, серной кислоты, хлорида бария, красной кровяной соли, сульфата меди (II).

План урока.

1. Организационный момент.

2. Инструктаж по технике безопасности.

3. Выполнение экспериментальной части.

4. Обсуждение результатов.

5. Оформление работы в виде отчета в тетради для лабораторных работ.

6. Подведение итогов урока.


Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Работа по теме урока.

 Инструкция по технике безопасности при проведении практической работы

  • Пододвиньте к себе лоток и работайте только над лотком.
  • При работе со стеклом (пробирки, колбы, стаканы, трубки) всегда помните, что стекло - очень хрупкий материал и что его легко разбить. Поэтому избегайте чрезмерных усилий.
  • При работе с растворами кислот и щелочей  проявите осторожность. Если кислота или щелочь  попала на кожу – не паникуйте, а сообщите об этом учителю, и немедленно промойте большим количеством проточной воды.
  • При работе с веществами наливайте небольшие количества. Не забывайте закрывать склянки с веществами.
  • После окончания работы, уберите за собой посуду, вылейте вещества в сосуд для отработанных реактиво, уберите рабочее место, сдайте лоток на стол учителю.

Экспериментальная задача №1.

В трех пробирках находятся следующие вещества: CaCO3, Na2SO4, KCl.

Опытным путем определите, в какой пробирке находится каждое из выданных вам веществ. Напишите уравнения соответствующих реакций в молекулярном и ионном видах.

 

Экпериментальная задача №2.  

Получите сульфат железа (II), исходя из железа. Докажите качественный состав сульфата железа(II).  Запишите уравнения проделанных реакций и разберите окислительно-восстановительные процессы.

Практическую работу оформите в виде отчета в тетради.

 

ОТЧЕТ:

Оборудование:  лабораторный штатив, штатив с пробирками, воронка, стеклянная палочка  _______________________________________

Реактивы: карбонат кальция, сульфат натрия, хлорид калия, железные скрепки; растворы соляной кислоты, серной кислоты, хлорида бария, красной кровяной соли, сульфата меди(II).

 

Задача 1.

Определить, какие вещества находятся  в пробирках №№ 1, 2, 3

1) Из трёх выданных веществ два являются растворимыми (Na2SO4, KCl), а CaCO3 – нерастворимым (по данным таблицы растворимости). Поэтому добавим  воду во все три пробирки.   

 

2) Вещества в пробирках №2 и №1 растворились. Вещество в пробирке №3 не растворилось в воде, следовательно, в ней находится карбонат кальция.

 

3) Для большей уверенности можно провести качественную реакцию на карбонат-ион. Добавим раствор соляной кислоты  в пробирку №3

Наблюдаем выделение газа

Вывод: В пробирке №3 находится карбонат кальция

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах): 

Качественная реакция на карбонат-ион

CaCO3 + 2HCl = CaCO3 + H2O +  CO2↑

CaCO3  + 2H+ + 2Cl- = Ca2+ + 2Cl- + H2O +  CO2↑

CaCO3  + 2H+ = Ca2+ + H2O +  CO2↑

 

4) для дифференциации  содержимого пробирок №1 и №.2 добавим в обе пробирки раствор хлорида бария.

В пробирке №2 наблюдаем выделение белого осадка, в пробирке №1 никаких изменений не происходит.

Вывод: В пробирке №2 находится сульфат натрия, а в пробирке №1 – хлорид калия 

Уравнение реакции (в молекулярной и ионной формах):  Взаимодействие сульфата натрия с хлоридом бария

BaCl2 + Na2SO4 = 2NaCl + BaSO4↓

Ba2+ + 2Cl- + 2Na+ + SO42- = 2Na+ + 2Cl- + BaSO4↓

Ba2+ + SO42- = BaSO4↓

KCl + BaCl2 ≠ (реакция не идет)

 

Задание 2. Получите сульфат железа (II), исходя из железа. Докажите качественный состав сульфата железа (II). 

1-й способ: В пробирку с железными скрепками прильем разбавленный раствор серной кислоты

Наблюдаем растворение железа и выделение водорода

Вывод: В результате реакции образуется сульфат железа (II)

Уравнение реакции (в молекулярной форме, окислительно-восстановительные процессы): 

Fe +H2SO4 = FeSO4 + H2↑

Fe0 – 2e→Fe+2    восстановитель

2H+ + 2e→H20 окислитель

 

2- й способ: В пробирку с раствором сульфата меди (II) добавим железные скрепки

Наблюдаем  изменение окраски раствора  со светло-голубого до зелено-желтого. Раствор мутнеет. Выделяется медь красного цвета.

Вывод: В результате реакции образуется сульфат железа (II)

Уравнение реакции (в молекулярной форме, окислительно-восстановительные процессы): 

CuSO4 + Fe = FeSO4 + Cu↓

Fe0 – 2e→Fe+2    восстановитель

Cu2+ + 2e→Cu0    окислитель

Определение качественного состава сульфата железа (II)

Опубликовано


Комментарии (4)

Анна Алексеевна, 26.11.15 в 13:11 1Ответить Пожаловаться
Очень интересный и наглядный урок. Спасибо.
Манина Ольга Борисовна, 25.11.16 в 15:55 1Ответить Пожаловаться
Урок продуман, нагляден. Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.