Практика работы учителя начальных классов по реализации Программы «Орлята России»

5
0
Материал опубликован 16 August

Практика работы учителя начальных классов по реализации Программы

«Орлята России»

Тема: Реализация треков «Орлята России» в МБОУ «Успенская СОШ»

Подготовила: Шнайдер Наталья Владимировна-учитель начальных классов


Всероссийская программа социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России» была создана по поручению министра просвещения РФ Сергея Кравцова в 2021 году, в рамках реализации федерального проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», и разработана ВДЦ «Орлёнком  и Российским движением школьников. Программа создана с целью удовлетворения потребностей школьников в социальной активности, поддержания и развития интереса к учебным и внеурочным видам деятельности, направлена на формирование социально значимых качеств личности обучающихся, ключевых базовых ценностей: Родина, Команда, Семья, Здоровье, Природа, Познание.

Программа «Орлята России» - это программа про нашу страну, нашу малую родину, про региональный компонент, про дружбу.


Главный принцип участия в программе – всё делать вместе, сообща и делать для других! Вместе радости и удачи, вместе активное действие и увлекательное путешествие!


Реализация программы в нашей школе началась с 2022-2023 учебного года.

В течение 2022-2023 учебного года обучающиеся 2 класса под моим руководством приняли участие в треках.

В личном кабинет я зарегистрировала учеников, с согласия их родителей, а с октября 2022года мы начали работать по трекам - заданиям.

С ребятами мы разрабатывали и проводили коллективные творческие дела разных направленностей.


С сентября 2023-2024 учебного года продолжилась реализация программы «Орлята России», но теперь уже всеми начальными классами МБОУ «Успенская СОШ». До начала учебного года все педагоги начальных классов прошли дистанционное обучение по программе «Орлята России» и зарегистрировали классы в личных кабинетах.


В сентябре в классах были проведены вводные игровые занятия.

Со второй половине сентября проводились вводные Орлятские уроки, для того, чтобы дети понимали, кто такие Орлята, в какую программу им предлагается вступить, кем они могут стать, какие законы и традиции у «Орлят России».  

25 декабря 57 обучающихся начальных классов были торжественно посвящены в «Орлята России», получили значок и сувенир.


В программе «Орлята России» 7 треков.

В каждом классе своя логика построения реализации трека.

1. Трек - «Орлёнок-Лидер» (октябрь)

Цель трека: формирование лидерских качеств и умения работать в команде.

Учащиеся знакомятся с понятием Лидер, кого можно назвать лидером, какими качествами обладает человек, которого можно назвать - Лидер.

Ребята смотрели обучающие видеоролики о взаимопомощи, играли в игры, разгадывали ребусы, создавали портрет человека – Лидера, выполняли упражнения на взаимодействие, чтобы понять, для чего лидеры нужны (как добиться того, чтобы коллектив работал как один организм, и почему важен человек, который будет вести за собой), составили Азбуку Лидера «От А до Я» – ответили на вопрос, какой он – лидер?  На каждом элементе с буквой написали  прилагательные, которые характеризуют лидера, начинающиеся именно с представленной буквы. Этот конструктор ребята заполняли

в течение всего трека «Орлёнок-лидер».

В заданиях-треках присутствовали фрагменты из уроков, но в игровой форме.

В завершение провели Коллективно Творческое Дело «Вместе мы можем всё», играли в игры на сплочение детского коллектива, рассуждали на тему «Дружба».


2. «Орлёнок – Эрудит» (ноябрь)

Логика построения трека:

Цель трека - формирование целостного отношения к знаниям через интелектуальную, поисковую и исследовательскую деятельность.

Символом трека, который помогает закреплять выводы, является конверт - копилка эрудита, в который ребята складывают слова – понятия.

На занятиях учащиеся знакомились с понятием, кто такой эрудит и как им стать.

Во время реализации трека ребята работали с карточками - лото, знакомились с учёными, их изобретениями расширяли свой кругозор, работали с разными видами кроссвордов, разгадывали ребусы, в игровой форме учились работать с различного рода источниками информации, формулировать факты и учились задавать вопросы (3 занятие «Игра – это интересно», игра «Эврика»), участвовали в олимпиадах, учились работать в группах.

По итогам занятий символ трека конверт-копилка пополняется карточками –формулировками и работами детей.

В методических разработках есть активные ссылки, переходя по которым можно скачать весь необходимый материал для занятий:  презентации, кроссворды, лото, карточки, музыку и многое другое.


3. «Орлёнок – Мастер» (декабрь)

Цель трека «Орлёнок – Мастер»- это развитие творческих способностей детей и эстетического вкуса. В рамках трека в детях развиваются те ценности, которые позволяют эту цель достичь: ценность красоты, познания и творчества. Символ трека – Шкатулка Мастера, в которую вкладываются все выводы, поделки.

 В 3 классе трек начинается с занятия, на котором ребята работали в микрогруппах. Учащиеся в стиле игры «Крокодил»  знакомились с профессиями, раписывали шаги мастера.

На занятиях (Н/р «В гости к мастерам» ) ребята делали поделки, раскрывали свои творческие, артистические способности: умение выразительно говорить, работать с мимикой, эмоциями, жестикулировать.

На всём этапе дети демонстрируют свои таланты, происходит всё поэтапно: где-то проводится работа со всем коллективом, где-то в микрогруппах коллектива, где-то индивидуальное участие.

На завершающем этапе проводится занятие - встреча «Мастер - это звучит гордо».  Мы с ребятами посещали Успенский СДК, в котором руководитель кружка Кондрашова Марина Александровна поделилась с ребятами секретами актёрского мастерства.

По завершению трека ребята наполнили Сундучок Мастера поделками, словами - символами.


 4. «Орлёнок – Доброволец» (январь)

"Орленок - доброволец" – это трек программы "Орлята России", предназначенный для формирования у детей нравственных ценностей, таких как любовь к труду и взаимопомощь близким, добровольческих качеств. Основным символом трека является круг добра – открытая ладонь каждого ребенка, символизирующая дружелюбие и готовность оказывать помощь, совершать добрые поступки.

Учащиеся знакомятся с Волонтёрским движением России, волонтёрскими организациями, их деятельностью и возможностью.

Ребятам было предложено решить несколько кейсов, в которых предложены действия, которые совершает тот или иной человек. В процессе решения кейсов и обсуждения детьми делаются выводы, что волонтёрство и добровольчество - это значит безвозмездно для других, а не за награду или признание.

Наши ребята перечислили такие ценные качества волонтера, как доброта, отзывчивость, эмпатия, сострадание, милосердие и стремление приходить на помощь другим.

В рамках данного трека было реализовано  9 тематических занятий по темам «От слова к делу», «Спешить на помощь безвозмездно», КТД «Создай хорошее настроение», «С заботой о старших», КТД «От идеи к делу», КТД «Подари улыбку миру», «Доброволец – это доброе сердце», «Портрет добровольца»- подведение итогов.


5. «Орлёнок – Спортсмен» (февраль)

Цель трека – воспитание ценностного отношения к здоровому образу жизни и привитие интереса к физической культуре.

На протяжении трека прошло 9 занятий, во время которых мы с ребятами

говорили о нашем здоровье, разработали проекты по здоровому образу жизни, составили комплекс утренней зарядки, заполнили чек – лист, который помогает  всегда  видеть  перед глазами  список  дел.

Ребята познакомились с великими российскими спортсменами, вспомнили различные виды спорта.

На протяжении трека Орлята готовились к КТД. Так в прошлом году это было спортивное соревнование между учащимися – Орлятами начальных классов, а в этом году, в завершение трека и в рамках проекта «Вызов Первых»  прошли соревнования между Орлятами 3 класса «Успенской СОШ» и «СОШ № 4».


6. «Орлёнок – Эколог» (март) Сдача отчётов по треку

29.03.2024 00:00

02.04.2024 00:00

Цель: формирование экологической культуры и ответственного отношения к окружающему миру.

Первое занятие начинается с погружения детей в проблематику важности изучения трека, важности сохранения природы.

На занятии «Страна Экологии» ребята составили правила настоящего экологи, решали экологические задачи.

На занятии «Мой след на планете» посмотрели видеоролик и учились находить экологические проблемы. Провели игру «Что в мусорном ведре?» и закрепили правила правильной утилизацией твёрдых отходов.

Провели интеллектуальную игру «Знаю, умею, действую»: проводили наблюдения за изменениями в природе и за природными объектами.

Провели экологический квест «Ключи природы», играли в игру «Путешествие в природе».

На итоговом занятие проводилась игра «Шагая в будущее, помни о планете», во время которой ребята работали в группах и решали экологические задачи.

В течение всего трека шло формирование понятия об экологии, как науке и экологе, как профессии, формирование чувства заботы и бережного отношения к окружающему миру. Формировались у детей умения высказывать свою точку зрения и обосновывать её, извлекать информацию.


7 "Орлёнок-Хранитель исторической памяти"

Цель: воспитание чувства любви к своей семье, малой родине, России.

01.04.2024 - 24.04.2024 (апрель)

Реализация трека начнётся с 1 апреля.

На сайте ВК в группе «Орлята России» 21 марта есть запись установочного вебинара, посмотрев который можно познакомиться с логикой построения и содержанием треков по каждому классу.

В прошлом году мы с ребятами (2 класс) частично реализовали трек. На занятиях уделялось внимание семейным традициям, традициям страны, значимым государственным праздникам и памятным датам.


8. Май - подведение итогов участия в программе в текущем учебном году.

Все треки будут реализованы до этого месяца.

Комментарии
Комментариев пока нет.