Методические указания и рекомендации «Внедрение активных методов обучения в практику работы учителя начальных классов»
Пояснительная записка к презентации
/data/files/b1529077238.pptx (Презентация АМО)Мастер- класс по теме:
«Внедрение активных методов обучения в практику работы учителя начальных классов»
Слайд 1
Слайд 2
ЦЕЛЬ: Научиться применять активные методы обучения на уроках в начальной школе
ЗАДАЧИ:
Узнать, что такое АМО;
Познакомиться с видами АМО;
Научиться применять АМО на разных этапах уроков.
ОБОРУДОВАНИЕ: компьютер, мультимедийный проектор, раздаточный материал для участников мастер-класса.
ОФОРМЛЕНИЕ: на доске солнечная поляна ( солнышко с лучиками и цветы: синие, красные, желтые, белые).
Участники мастер-класса выбирают любой цветок с доски и занимают соответствующие места. Таким образом, участники делятся на 4 группы.
Слайд 3
Уважаемые коллеги! Позвольте начать мастер-класс вот с такой притчи.
«Все в твоих руках» (видеоролик)
- В наших руках, чтобы ребенок чувствовал себя любимым, нужным, а главное – успешным.
-Быть учителем - значит ежедневно создавать ситуацию успеха для ребят на уроке. И, может быть благодаря этому, мы добиваемся хороших знаний, получаем успешных учеников.
-Успех нашей работы обеспечивает применение активных методов и приемов.
Именно они позволяют раскрыться духовным силам ребенка, а процесс обучения делают легким и доступным.
Слайд 4
Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным Стандартам требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения.
Слайд 5
Работая многие годы в школе мы замечаем, что как бы мы ни старались – обучаются успешно только 10%. Почему? На слайде (слайд №5) мы видим процентное соотношение уровня запоминания учащихся в зависимости от вида деятельности, с помощью которой они вовлечены в процесс познания. Объяснение простое: только 10% людей способны запомнить и понять, то что они читают. И только, когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем на 90%.
Современный учитель должен идти в ногу со временем, внедряя новые технологии. Возникает вопрос: почему же мы продолжаем использовать те методы обучения, которые вызывают скуку, почему ничего не делаем для изменения этой ситуации? А ведь можно внедрить в привычную практику новые формы и методы реализации образовательных программ, тем более, что серьезная потребность в этом давно уже существует. Как это сделать? Все просто, как в притче: «Всё в твоих руках»
Слайд 6
Метод «Разминка»
Ответьте, пожалуйста, на вопросы, только быстро.
-Какое сегодня число? А день недели?
-Как кричит осел?
-Вытянутый круг.
-На чем путешествовал Емеля?
-Как называется рот у птицы?
-Кто сидит на троне и управляет царством?
-Наименьшее однозначное число.
-Ее наклеивают на конверт.
-Сколько гласных звуков в русском языке?
Молодцы. Вот вы и приободрились и готовы сотрудничать.
Слайд 7
Пример АМ начала образовательного мероприятия
Начать урок можно необычно, предложив ученикам поздороваться глазами.
Упражнение «Поздоровайся глазами»
Цель – положительный настрой на работу, установление контакта между учениками.
- Уважаемые коллеги, давайте мы тоже начнём наш мастер-класс с этого упражнения.
- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Слайд 8
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений (Постановка цели)
Для выяснения образовательных целей участников мастер-класса, их ожиданий и опасений можно использовать следующий метод:
Метод «Что у меня на сердце»
- Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое.
Я Вам раздам сердечки, с одной стороны вы напишите ожидания, а с другой – опасения, от данного мастер- класса по теме «Полезные ископаемые».
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно.
Также можно использовать метод «Фруктовый сад»
Учителю результаты применения данных методов позволяют лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы учитель сможет использовать при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий).
Обучающимся, данный метод позволит более четко определиться со своими образовательными целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать и учитывать в образовательном процессе.
Слайд 9
Кубик Блума
Приемы смыслового чтения.
Одним из основных приёмов осмысления информации является постановка вопросов к тексту и поиск ответов на них.
Понадобиться обычный бумажный куб, на гранях которого написано:
Назови.
Почему.
Объясни.
Предложи.
Придумай.
Поделись.
2. Формулируется тема урока «Полезные ископаемые». То есть тема должна обозначить круг вопросов, на которые придется отвечать. Дети знакомятся с темой самостоятельно.
3. Учитель бросает кубик. Выпавшая грань укажет: какого типа вопрос следует задать. Удобнее ориентироваться по слову на грани кубика — с него и должен начинаться вопрос.
Слайд 10
АМ презентации учебного материала
- Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».
Цели метода: представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания обучающихся. Он применяется при работе в группах.
- Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Итак, тема «Полезные ископаемые». Листок разделён на сектора-группы.
Слайд 11
Сектор 1 – «понятие». Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу.
Ответы педагогов
Полезные ископаемые-это породы и минералы, которые человек использует в хозяйстве
Сектор 2 – изучение свойств полезных ископаемых
Ответы педагогов:
Известняк- твердый, хрупкий,тонет в воде, белого цвета, без запаха.
Слайд 12
Сектор 3 – виды полезных ископаемых.
Ответы педагогов:
нерудные, рудные, горючие
Сектор -4. Применение полезных ископаемых в хозяйстве.
Ответы педагогов:Нефть- топливо, горючесмазочные материалы, асфальт, стиральный порошок и т.д.
Активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он перестаёт быть «пассивным сосудом», который мы наполняем знаниями, и становится активным участником образовательного процесса. Раньше ученик полностью подчинялся учителю, теперь от него ждут активных действий, мыслей, идей и сомнений.
Слайд 13
Метод кластеров универсален. Он может применяться на этапе вхождения или погружения в тему для систематизации имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На этапе проработки содержания темы кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На этапе подведения итогов (рефлексии) понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи.
Суть этого метода заключается в:
выделение смысловых единиц темы и их графического оформления в определенном порядке в виде «грозди» - схемы. Важно:
выделить главную смысловую единицу (тема);
выделить связанные с ключевым словом смысловые единицы (категории информации);
конкретизировать фактами и мнениями.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся», т.е. располагаются в определенном порядке.
Последовательность действий при составлении кластера:
1. В начале чистого листа пишется ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы.
2. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи.
В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы.
В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.
Слад 14
Вот так составили кластер по теме «Торф» мои третьеклассники .
Слайд 15
Синквейн - прием технологии развития критического мышления, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему. «Синквейн» от французского слова «пять». Синквейн - это специфическое стихотворение, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме
1 строка - тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
2 строка - два слова (прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
3 строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
4 строка - фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (афоризм).
5 строка - одно слово-резюме, характеризующее суть вопроса или объекта.
Слайд 16 Предлагаю готовый синквейн по теме «Нефть»
Ископаемое
Жидкое , чёрное, горючее
Горит , пахнет, течет
Это черная кровь Земли
Топливо
Каждая группа составляет синквейн с одним из предложенных полезных ископаемых:
1 группа: гранит
2 группа: каменный уголь
3 группа: природный газ
4 группа: золото
Синквейн можно применять на различных этапах урока. Причём синквейн может быть как верный, так и с искажёнными данными.
Слайд 17-18 Устройство «Конструктор»
«было» (первое состояние объекта);
«стало» (второе состояние объекта);
«что изменилось» (указывается имя признака и направление изменения значений).
Конструктор будет иметь вид:
Предлагается работа по группам.
Слайд 19
Метод «Шесть шляп»
Итак, сейчас каждый из Вас «наденет» виртуальную шляпу и поразмышляет шестью разными способами по теме, допустим, «25 января 2018 года в окрестностях города Балаково геологи обнаружили месторождение нефти»
1. Белая шляпа - статистическая (событие, факты). Только то, что говорит автор.
2. Жёлтая шляпа - позитивная (положительная оценка события). Всё хорошее.
3. Чёрная шляпа - негативная (отрицательная оценка события, проблемы). Как можно помочь, что сделать, как поступить.
4. Зелёная шляпа - творческая (самые невероятные, необычные идеи). Представь, вообрази и тогда…
5. Красная шляпа - эмоциональная (чувства, которые вызывает у вас данное событие). Ваши ощущения, чувства, отношение.
6. Синяя шляпа - аналитическая (отвечает на вопрос: почему? зачем?). Обобщает всё услышанное от предыдущих участников.
Слайд 20
Стадия осмысления
Ранжирование — эффективный прием, позволяющий выделить главное в новой информации. После знакомства с новым материалом учащиеся составляют список главных моментов, положений. Затем напротив каждого пункта в своем списке выставляется оценка по одному из критериев: важности, нужности, полезности и т.д.
Например, на уроке "Окружающий мир". Тема: Полезные ископаемые Саратовской области» у учащегося получился приблизительно такой список:
- Месторождения полезных ископаемых Саратовской области.
-Образование рельефной поверхности Саратовского края.
- Виды полезных ископаемых родного края.
После этого учитель просит расставить места (ранг) пунктов с точки зрения их практической важности. И вопрос: Какое их этих знаний пригодится вам для составления коллекции «Полезные ископаемые Саратовской области»?
Слайд 21
АМ релаксации
Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы релаксации позволят сделать это, не выходя из класса.
Метод "Четыре стихии»
- Упражнение называется "Четыре стихии". Это земля, вода, воздух, огонь. Если я скажу "земля" - вы приседаете на корточки и дотрагиваетесь руками до пола. Если я скажу "вода" - вы вытягиваете руки вперед и совершаете плавательные движения. Если скажу "воздух" - вы поднимаетесь на носочки и поднимаете руки вверх. Если я скажу "огонь" - вы вращаете руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Чтобы связать с темой «Полезные ископаемые» можно переделать это упражнение соответственно теме.
- Если это горючее полезное ископаемое- поднимаем руки вверх.
- Если это нерудное полезное ископаемое- хлопаем в ладоши.
-Если это рудное полезное ископаемое- топаем ногами.
Итак, начали: золото, песок, нефть, торф, гранит, алюминий, газ.
Подведение итогов мастер-класса.
С какими методами и упражнениями сегодня познакомились( «Четыре стихии», «Синквейн» «Кластер» и т.д.)
- Подводя итог нашего мастер-класса, вернёмся к методу «Что у меня на сердце».
Вспомните, какие ожидания и опасения были у вас в начале мастер-класса. Определите для себя, оправдались ли они.
К сожалению, временные рамки не позволяют познакомить вас со многими другими активными методами обучения. Но для тех кто заинтересовался ими, более подробно изучить данный материал, на сайте образовательного портала «Мой университет», где вы можете платно скачать электронную книгу «Копилочка активных методов обучения».
Слайд 22
Рефлексия.
Фразеологизм или пословица
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: слышал краем уха, хлопал ушами, шевелил мозгами, считал ворон и т.д.
Слайд 23
И в заключении хочу сказать: «Всё в твоих руках»
Приведенные здесь активные методы – лишь малая часть известных на сегодняшний день методов игрообучения. Цель этого небольшого обзора – показать логику и смысл использования АМО на уроке или во внеклассном мероприятии. Несмотря на краткость, данный обзор показывает, что перечисленные методы действительно составляют систему, поскольку обеспечивают активность мыслительной и практической деятельности учащихся на всех этапах образовательного мероприятия, приводя к полноценному освоению учебного материала, эффективному и качественному овладению новыми знаниями и умениями.
У каждой методики есть свои плюсы и минусы.
+ Активные методы обучения помогают:
развивать мотивацию к обучению и наилучшие стороны ученика,
учить учащихся самостоятельно добывать знания,
развивать интерес к предмету позволять активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.
- Активные методы обучения имеют недостатки
Дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому :
не могут совладать со своими эмоциями, следовательно, на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.