12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Заковряжина Вера Борисовна102
Учитель начальных классов первой квалификации.
Россия, Хакасия респ., рп. Бискамжа
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
2

Выступление по теме «Шорская культура в практике учителя начальных классов»



Научно-практическая конференция «Калықтың қуды»

Направление: краеведческое

Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бискамжинская средняя общеобразовательная школа

Тема работы: «Шорская культура в практике учителя начальных классов»

Педагог:Заковряжина Вера Борисовна

Абакан

2018

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение……………………………………………………………………………...3

Основная часть………………………………………………………………………4

Заключение…………………………………………………………………………...8

Список литературы…………………………………………………………………..9

Приложение…………………………………………………………………………10

ВВЕДЕНИЕ

Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Среди народов России нет больших и малых, есть многочисленные и малочисленные. Но даже самый малочисленный народ имеет свою неповторимую национальную культуру. И хотя все эти народы различны по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, они тесно связаны общностью исторических судеб. Приобщение детей к культурному наследию – проверенное веками средство воспитания в духе патриотизма. Любовь к Родине, служение Отечеству, верность долгу, уважительное отношение к людям, их образу жизни, другой национальной культуре всегда почитались как высшая гражданская доблесть, и сегодня эти качества являются необходимым условием сохранения единства, мира и социально-экономического развития страны.

Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет конституционное право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России.

Для современного поколения необходимо знать, кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи.

Посёлок Бискамжа - место компактного проживания коренного малочисленного народа - шорцев.

Шорское население, в основной своей массе, постепенно утратило родной язык, обычаи, перестало соблюдать традиции, носить национальную одежду, культовые и обрядовые места преданы забвению, утрачена родовая память.

Ученый, исследователь шорского языка и литературы, педагог Андрей Ильич Чудояков писал: «Шорцы имеют очень богатое культурное наследие: легенды, песни, героические поэмы, сказки... Очень больно, что все это богатство постепенно теряется, так же, как исчезает и сам народ».[ 2 ]

В поселке Бискамжа считают себя шорцами 174 человека, что составляет 13 % от общей численности населения. Из них обучаются в МБОУ Бискамжинская СОШ 30 учащихся.

По итогам анкетирования было выявлено, что в Бискамже большинство шорцев, это в основном молодое поколение и смешанные семьи недостаточно знают о культуре шорского народа.

С целью активизации работы в данном направлении была разработана программа «Истоки».

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Введение данной программы в процесс обучения и воспитания учащихся своевременно и актуально, так как она направлена на ознакомление младших школьников с традициями и культурой шорского народа.

Новизна программы заключается в том, что в процессе знакомства с этнокультурой шорцев, мы сопоставляем их культуру, быт, традиции с русской народной культурой. Находим не только очевидные различия, но и «созвучие» этих культур, точки соприкосновения и общность.

Программа построена на теоретическом изучении традиционной культуры шорского народа и практической деятельности по возрождению и сохранению традиций и обычаев шорцев.

Цель данной программы: формирование национальной самоидентификации личности ребёнка через изучение культурного, духовного наследия шорского народа.

Программа призвана решать следующие задачи:

формирование элементарных знаний в различных видах деятельности, связанных с духовной культурой шорского народа (этнография, фольклор, игры);

развитие памяти, кругозора, речевой культуры, навыков исследовательской и поисковой деятельности;

воспитание бережного отношения к культурному наследию народов, толерантности, ответственности, гражданственности и патриотизма.

В результате освоения программы «Истоки» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:

Личностные результаты:

развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;

развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру;

воспитание ответственного отношения к культурному наследию шорского народа;

формирование мотивации дальнейшего изучения шорской культуры, истории шорской народной одежды и жилищного быта.

Метапредметные результаты:

овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста; формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;

формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;

развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.

Предметные результаты:

ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;

познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.

эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства.

Программа рассчитана на детей 9 - 10 лет, 1 час в неделю, включает в себя теоретическую и практическую работу.

Посредством данной программы, учащиеся получают знания: кто такие шорцы, их символы, о богатом и разнообразном шорском фольклоре, о героических сказаниях шорского народа. Изучают элементы национальных танцев, пословицы, загадки, сказки. Играют в национальные игры.

Учащиеся знакомятся с производящим хозяйством шорцев: скотоводством, земледелием, пчеловодством, рыболовством, охотничьим промыслом, собирательством.

Рассматриваются обряды как важная составная часть шорской праздничной культуры. Слушают национальную музыку и записи народных песен. Знакомятся с литературным творчеством шорских писателей и поэтов.

Детям предлагается попробовать себя в качестве модельера национальной одежды и повара национальных блюд.

Ребятам даётся общее представление о декоративно-прикладном искусстве шорцев, видах росписи: ее содержании, композиции, цветосочетании; они учатся рисовать элементы шорской росписи.

Занятия проводятся с различными формами учебно-игровой деятельности:

занятия - беседы, дающие знания по традиционной народной культуре;

развивающие, музыкальные и спортивные игры, способствующие снятию психофизической нагрузки детей;

слушание музыки, записей народных песен, которые потом иллюстрируют;

просмотр видеоматериалов обрядовых действий и праздников;

творческие задания, презентации;

создание художественного проекта;

работа с литературой: подбор репертуара, текстов и расширение кругозора.

Таким образом, программа, нацелена на погружение в другую национальную среду – это благоприятный фон для развития толерантного отношения к окружающему миру и развитию толерантного мышления.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Жизнь неумолимо диктует свои права. Нам никогда не вернуться в далекое прошлое, когда слово шамана было законом. Молодое поколение - дети другого времени, сложного динамичного.

Не всё принимает в нас наша душа, она остро переживает кризис нравственности и духовности, она тоскует о прошлом своего народа, который всегда жил в ладу со своей совестью и окружающей прекрасной природой. [1]

Нам надо помочь сохранить нашим учащимся связь с далёким прошлым.


Презентация "Шорская культура в практике учителя начальных к
PPT / 1.14 Мб

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Аракелян С. С. Формирование этнической толерантности обучающихся [Текст] / С. С. Аракелян // Социальная политика и социология. – 2010. - № 11. – С. 190-195.

Арбачаков И.В. Новь старой Сибири. // Путь к победе. –2012, 16 октября.

Кимеев В. Шорцы. Кто они? [Текст] / В. Кимеев. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1989. С. 189.

Нуржанова Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 596-601.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тематическое планирование внеурочной деятельности «Истоки»

п\п

Тема занятия

1

Вводное занятие.

2

«Шорцы, кто они?». Родовое древо

3

Презентация «Родовое дерево»

4

Игра – путешествие «Истоки шорского фольклора»

5

Рисование «Герои и богатыри»

6

Презентация «Производящее хозяйство шорцев: скотоводство, земледелие, пчеловодство». Лепка «Домашние подворье»

7

Презентация: «Производящее хозяйство шорцев: охотничий промысел, рыболовство и собирательство». Коллективная работа «Дом охотника»

8

Презентация «Традиционное жилище шорцев». Творческая композиция «Шорский улус»

9

Коллективный коллаж «На охоте».

10

Презентация «Предметы быта». Изготовление книжки-малышки «Шорские народные пословицы и загадки»

11

Изготовление предметов быта из пластилина и теста.

12

Шорские народные сказки.

13

Рисование иллюстраций к сказкам.

14

Викторина по сказкам.

15

Изготовление книжки-малышки «Шорские сказки».

16

Презентация «Легенды и сказания шорского народа». Конкурс рисунков по героическим сказаниям шорцев»

17

Презентация «Символы Шорцев».

18

Аппликация из бересты «Журавль».

19

Презентация «Игрушки и изображения религиозного значения». Изготовление куклы - оберега.

20

Изготовление кукол – оберегов.

21

Презентация «Национальная одежда и обувь». Модель одежды для бумажной куклы.

22

Проект: «Особенности национальных шорских причесок и украшений»

23

Изготовление украшения для головы.

24

Проект: «Шорские праздники».

25

Проект: Национальная шорская кухня. Конкурс «Лучший кулинар».

26

Проект: «Декоративно-прикладное творчество».

27

Сувенир «Роза» из бересты

28

Сувенир «Оберег» из кожи.

29

Вышивка «Шорский узор»

30

Презентация «Национальные музыкальные инструменты».

31

Шорские игры.

32

Шорские игры.

33

Презентация: «Развитие шорского танца». Основные танцевальные движения.

34

Выставка творческих работ.

/data/files/k1555860780.ppt (Презентация "Шорская культура в практике учителя начальных к)
Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.