Выступление по теме «Шорская культура в практике учителя начальных классов»
Пояснительная записка к презентации
Научно-практическая конференция «Калықтың қуды»
Направление: краеведческое
Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бискамжинская средняя общеобразовательная школа
Тема работы: «Шорская культура в практике учителя начальных классов»
Педагог:Заковряжина Вера Борисовна
Абакан
2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение……………………………………………………………………………...3
Основная часть………………………………………………………………………4
Заключение…………………………………………………………………………...8
Список литературы…………………………………………………………………..9
Приложение…………………………………………………………………………10
ВВЕДЕНИЕ
Россия – одно из самых многонациональных государств мира. Среди народов России нет больших и малых, есть многочисленные и малочисленные. Но даже самый малочисленный народ имеет свою неповторимую национальную культуру. И хотя все эти народы различны по происхождению, языку, культуре, особенностям быта, они тесно связаны общностью исторических судеб. Приобщение детей к культурному наследию – проверенное веками средство воспитания в духе патриотизма. Любовь к Родине, служение Отечеству, верность долгу, уважительное отношение к людям, их образу жизни, другой национальной культуре всегда почитались как высшая гражданская доблесть, и сегодня эти качества являются необходимым условием сохранения единства, мира и социально-экономического развития страны.
Каждая национальная группа, какой бы малочисленной она не была, имеет конституционное право на существование и развитие. В настоящее время стала очень актуальна тема сохранения традиционной культуры малочисленных народов России.
Для современного поколения необходимо знать, кто их предки, как они жили, каковы были традиции, язык, обычаи.
Посёлок Бискамжа - место компактного проживания коренного малочисленного народа - шорцев.
Шорское население, в основной своей массе, постепенно утратило родной язык, обычаи, перестало соблюдать традиции, носить национальную одежду, культовые и обрядовые места преданы забвению, утрачена родовая память.
Ученый, исследователь шорского языка и литературы, педагог Андрей Ильич Чудояков писал: «Шорцы имеют очень богатое культурное наследие: легенды, песни, героические поэмы, сказки... Очень больно, что все это богатство постепенно теряется, так же, как исчезает и сам народ».[ 2 ]
В поселке Бискамжа считают себя шорцами 174 человека, что составляет 13 % от общей численности населения. Из них обучаются в МБОУ Бискамжинская СОШ 30 учащихся.
По итогам анкетирования было выявлено, что в Бискамже большинство шорцев, это в основном молодое поколение и смешанные семьи недостаточно знают о культуре шорского народа.
С целью активизации работы в данном направлении была разработана программа «Истоки».
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Введение данной программы в процесс обучения и воспитания учащихся своевременно и актуально, так как она направлена на ознакомление младших школьников с традициями и культурой шорского народа.
Новизна программы заключается в том, что в процессе знакомства с этнокультурой шорцев, мы сопоставляем их культуру, быт, традиции с русской народной культурой. Находим не только очевидные различия, но и «созвучие» этих культур, точки соприкосновения и общность.
Программа построена на теоретическом изучении традиционной культуры шорского народа и практической деятельности по возрождению и сохранению традиций и обычаев шорцев.
Цель данной программы: формирование национальной самоидентификации личности ребёнка через изучение культурного, духовного наследия шорского народа.
Программа призвана решать следующие задачи:
формирование элементарных знаний в различных видах деятельности, связанных с духовной культурой шорского народа (этнография, фольклор, игры);
развитие памяти, кругозора, речевой культуры, навыков исследовательской и поисковой деятельности;
воспитание бережного отношения к культурному наследию народов, толерантности, ответственности, гражданственности и патриотизма.
В результате освоения программы «Истоки» формируются следующие универсальные учебные действия, соответствующие требованиям ФГОС НОО:
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению родного края;
развитие интеллектуальных и творческих способностей, дающих возможность выражать своё отношение к окружающему миру;
воспитание ответственного отношения к культурному наследию шорского народа;
формирование мотивации дальнейшего изучения шорской культуры, истории шорской народной одежды и жилищного быта.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности, доступных для детей младшего школьного возраста; формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление плана, фиксирование результатов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и др.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации.
Предметные результаты:
ценностно-ориентационная сфера – сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
познавательная сфера – наличие углубленных представлений о взаимосвязи мира живой и неживой природы, между живыми организмами; об изменениях природной среды под воздействием человека; применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни.
эстетическая сфера – умение приводить примеры, дополняющие научные данные образами из литературы и искусства.
Программа рассчитана на детей 9 - 10 лет, 1 час в неделю, включает в себя теоретическую и практическую работу.
Посредством данной программы, учащиеся получают знания: кто такие шорцы, их символы, о богатом и разнообразном шорском фольклоре, о героических сказаниях шорского народа. Изучают элементы национальных танцев, пословицы, загадки, сказки. Играют в национальные игры.
Учащиеся знакомятся с производящим хозяйством шорцев: скотоводством, земледелием, пчеловодством, рыболовством, охотничьим промыслом, собирательством.
Рассматриваются обряды как важная составная часть шорской праздничной культуры. Слушают национальную музыку и записи народных песен. Знакомятся с литературным творчеством шорских писателей и поэтов.
Детям предлагается попробовать себя в качестве модельера национальной одежды и повара национальных блюд.
Ребятам даётся общее представление о декоративно-прикладном искусстве шорцев, видах росписи: ее содержании, композиции, цветосочетании; они учатся рисовать элементы шорской росписи.
Занятия проводятся с различными формами учебно-игровой деятельности:
занятия - беседы, дающие знания по традиционной народной культуре;
развивающие, музыкальные и спортивные игры, способствующие снятию психофизической нагрузки детей;
слушание музыки, записей народных песен, которые потом иллюстрируют;
просмотр видеоматериалов обрядовых действий и праздников;
творческие задания, презентации;
создание художественного проекта;
работа с литературой: подбор репертуара, текстов и расширение кругозора.
Таким образом, программа, нацелена на погружение в другую национальную среду – это благоприятный фон для развития толерантного отношения к окружающему миру и развитию толерантного мышления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Жизнь неумолимо диктует свои права. Нам никогда не вернуться в далекое прошлое, когда слово шамана было законом. Молодое поколение - дети другого времени, сложного динамичного.
Не всё принимает в нас наша душа, она остро переживает кризис нравственности и духовности, она тоскует о прошлом своего народа, который всегда жил в ладу со своей совестью и окружающей прекрасной природой. [1]
Нам надо помочь сохранить нашим учащимся связь с далёким прошлым.
Презентация "Шорская культура в практике учителя начальных к
PPT / 1.14 Мб
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аракелян С. С. Формирование этнической толерантности обучающихся [Текст] / С. С. Аракелян // Социальная политика и социология. – 2010. - № 11. – С. 190-195.
Арбачаков И.В. Новь старой Сибири. // Путь к победе. –2012, 16 октября.
Кимеев В. Шорцы. Кто они? [Текст] / В. Кимеев. – Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1989. С. 189.
Нуржанова Т. Т. Этнокультурная компетентность учащихся начальных классов // Молодой ученый. — 2015. — №4. — С. 596-601.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тематическое планирование внеурочной деятельности «Истоки»
№ п\п |
Тема занятия |
1 |
Вводное занятие. |
2 |
«Шорцы, кто они?». Родовое древо |
3 |
Презентация «Родовое дерево» |
4 |
Игра – путешествие «Истоки шорского фольклора» |
5 |
Рисование «Герои и богатыри» |
6 |
Презентация «Производящее хозяйство шорцев: скотоводство, земледелие, пчеловодство». Лепка «Домашние подворье» |
7 |
Презентация: «Производящее хозяйство шорцев: охотничий промысел, рыболовство и собирательство». Коллективная работа «Дом охотника» |
8 |
Презентация «Традиционное жилище шорцев». Творческая композиция «Шорский улус» |
9 |
Коллективный коллаж «На охоте». |
10 |
Презентация «Предметы быта». Изготовление книжки-малышки «Шорские народные пословицы и загадки» |
11 |
Изготовление предметов быта из пластилина и теста. |
12 |
Шорские народные сказки. |
13 |
Рисование иллюстраций к сказкам. |
14 |
Викторина по сказкам. |
15 |
Изготовление книжки-малышки «Шорские сказки». |
16 |
Презентация «Легенды и сказания шорского народа». Конкурс рисунков по героическим сказаниям шорцев» |
17 |
Презентация «Символы Шорцев». |
18 |
Аппликация из бересты «Журавль». |
19 |
Презентация «Игрушки и изображения религиозного значения». Изготовление куклы - оберега. |
20 |
Изготовление кукол – оберегов. |
21 |
Презентация «Национальная одежда и обувь». Модель одежды для бумажной куклы. |
22 |
Проект: «Особенности национальных шорских причесок и украшений» |
23 |
Изготовление украшения для головы. |
24 |
Проект: «Шорские праздники». |
25 |
Проект: Национальная шорская кухня. Конкурс «Лучший кулинар». |
26 |
Проект: «Декоративно-прикладное творчество». |
27 |
Сувенир «Роза» из бересты |
28 |
Сувенир «Оберег» из кожи. |
29 |
Вышивка «Шорский узор» |
30 |
Презентация «Национальные музыкальные инструменты». |
31 |
Шорские игры. |
32 |
Шорские игры. |
33 |
Презентация: «Развитие шорского танца». Основные танцевальные движения. |
34 |
Выставка творческих работ. |