Самоанализ «Описание опыта работы учителя начальных классов»

3
1
Материал опубликован 23 October 2019

Описание опыта работы учителя начальных классов Швыдкой Марины Витальевны по комплекту учебников, созданных авторским коллективом под руководством Н.Ф. Виноградовой в рамках проекта «Начальная школа 21 века».

 

 

Никто не знает так много,

как все мы вместе...

Сегодня целью образования является подготовка нового поколения к жизни и труду. В современном обществе человек должен быть знающим, мыслящим, инициативным, творческим, способным адаптироваться в изменяющихся условиях. И в этой связи абсолютно очевидно, что сегодня работать, делая упор лишь на формирование у учащихся предметных знаний, умений, навыков, недостаточно для развивающегося современного общества. И потому для начальной школы приоритетными становятся следующие цели:

целостное гармоничное развитие личности школьника: формирование общих способностей в соответствии с индивидуальными возможностями и особенностями каждого;

становление элементарной культуры деятельности: умение принимать учебную задачу, определять учебные операции, производить контроль и самоконтроль, оценку и самооценку;

формирование готовности к самообразованию, определенный уровень познавательной культуры и познавательных интересов учащихся.

Реализация этих задач была бы невозможна без пересмотра учебного

материала.

Я считаю, что комплект учебников, созданный авторским коллективом под руководством Н.Ф. Виноградовой, в полном объеме способен решить конкретно поставленные перед начальной школой задачи.

За 20 лет работы учителем начальных классов у меня сложился свой взгляд на построение учебного материала на уроке.

Работая по «старым» учебникам, решать учебные задачи, пользуясь лишь материалом учебника, было непросто. Всегда хотелось найти что-то новое, интересное. Приходилось подключать много дополнительной литературы, отбирать интересные задания, в ходе выполнения которых ребята активно мыслили бы, искали и, рассуждая логически, находили бы правильное решение.

Конечно, к новому, неизведанному мы всегда относимся с долей опасения, но, ознакомившись с предложенным комплектом в рамках проекта «Начальная школа XXI века», я поняла, что в нём к каждому уроку материал глубоко продуман, что право выбора имеет как учитель (выбирая необходимые, более интересные задания), так и ученик (выполняя задания от простых к более сложным и увлекательным). Процесс обучения не безразличен к роли ученика, по-новому относится к его участию в процессе обучения, дает качественно другой результат. Это выражается в следующих формулах: 

  • ученик - равноправный участник обучения, он в равной с учителем мере отвечает за свои успехи и неудачи; 
  • он участвует в деятельности контроля и оценки, анализирует свои действия, ищет пути исправления ошибок; 
  • ученику предоставляется право выбора способа и пути деятельности.

Таким образом, обучение учащихся заключается не в принятии готового образца, а в постановке предположений, в нахождении целесообразных способов решения учебной задачи путем коллективного обсуждения. Это способствует формированию у учащихся своего мнения, своей точки зрения, их развитию и закреплению. Не только иметь свое мнение, но и уметь его доказательно отстаивать - вот чему я и стараюсь учить своих ребят: Путем проб и ошибок на уроке отыскивается истина, и каждый ученик чувствует свою индивидуальную причастность к этому.

В первом классе интегрированный курс «Грамота» направлен на формирование умственного развития учащихся. Данный учебник в комплекте с тетрадью может содействовать развитию их умения давать краткие обоснования выполненных действий, формировать способность находить различие и сходство в предметах, словах, звуках. Но практика убеждает, что в школу приходят дети разного уровня: и подготовленные, и нет. Те, кому посчастливилось получить элементарные знания, представления и навыки на занятиях в детском саду, в рамках интегрированного курса познают всё новое и новое, легко овладевают технологией звукового анализа, что способствует формированию грамотного чтения и письма, формирует осознание таких арифметических операций, как сложение, вычитание, деление, умножение. А у учащихся послабее появляется шанс очень скоро восполнить недостающие знания и, включившись в учебный процесс, уже подтянувшись, овладеть навыками чтения и письма, арифметическими операциями. Поэтому по окончании первого класса нечитающих детей у меня не было. Отстающие постарались подтянуться, а для сильных учащихся была возможность для дальнейшего развития своих способностей.

Конечно, со стороны учителя налицо должна быть безграничная вера в ребенка, и ребенок должен это чувствовать. Говоря о втором классе, хочу отметить следующее моё наблюдение: так как реализовать различные учебные задачи на уроке обучения русскому языку раньше было достаточно сложно, то при подведении итогов ребята на вопрос учителя: «Чему учились?» могли просто перечислить все виды упражнений, которые на этом уроке выполнялись.

Поэтому я решила, что нужно конкретизировать задачи на уроке. То есть, если мы, например, учимся писать изложение, то на уроке должна решаться задача развития речи. Если мы задаёмся вопросом: «Почему сочетания ча, ща нужно писать с а?», то конкретный ответ именно на этот вопрос, поставленный в начале урока, мы и должны получить.

Работая по нашему комплекту, я, начиная со второго класса, к моему восторгу, увидела именно такой подход в преподавании русского языка.

В основе обучения лежат три задачи:

  1. познакомить учащихся с основами лингвистических знаний;
  2. с формировать навыки грамотного, безошибочного письма;
  3. сформировать навыки правильного использования языковых средств в различных речевых ситуациях (развитие устной и письменной речи учащихся).

Эти цели, конечно традиционны, но на уроке строго должна реализовываться какая - либо одна цель. Материал как бы разбит на блоки. Обучаясь русскому языку, мои ребята чётко понимают, чему они будут учиться на уроке, и способны определить, научились ли они этому к концу урока. А для достижения поставленной цели на уроке создаются проблемные ситуации в рубрике «Давай подумаем». В рубрике «Обрати внимание» авторы учебника предостерегают учащихся от ошибок перед выполнением упражнений. Материал рубрики «Путешествие в прошлое» отличается познавательностью и вызывает большой интерес у детей.

Они также с удовольствием открывают «замочки» «волшебным ключиком» из рубрики «Тайны языка» и, сделав карточку - подсказку, кладут её в копилку - конверт. Оказывается, нет необходимости зубрить правила: достаточно научиться подбирать нужный «ключ» к замку, чтобы выполнить упражнение. Тут - то и помогает карточка - подсказка.

Содержание учебника способствует формированию у учащихся основных лингвистических понятий, таких, как «слово», «предложение», «приставка», «суффикс» и т.д.

Много удачных упражнений в учебнике по развитию речи учащихся. Дети понимают, что знание таких тем, как «Учимся писать письма», «Слово в словаре и тексте», «Заимствованные слова», «Устаревшие слова», «Фразеологизм и слово», пригодится в повседневной жизни. Благодаря этим нетрадиционным темам учащиеся знакомятся с различными словарями, учатся с ними работать, обогащают свой словарный запас. Это интересно и познавательно.

Учебный материал по курсу «Литературное чтение» развивает интерес к чтению детской книги, формирует читательские умения, способствует усвоению литературоведческих понятий, обеспечивает формирование эмоционально-эстетических ценностей, развивает творческую деятельность. Интересно построена работа над текстом в тетради. Не прочитав текста, невозможно выполнить задания, в том числе и из рубрики «Проба пера», где учащиеся выражают своё отношение к прочитанному, сравнивая поступки героев со своими.

Предлагаемые уроки творчества дают возможность учителю организовать деятельность таким образом, чтобы результат свободного творчества был успешен. Эти уроки очень нужны и важны: на них нет способных и неспособных, все заняты творчеством, так как каждый выражает свое видение окружающего мира, свое мнение. Я думаю, что такая работа учащихся должна обязательно поощряться.

На моих уроках «Литературного чтения» учащиеся сами готовят сообщения о жизни и творчестве автора того или иного произведения, высказывают свое отношение к поступкам главного героя, составляют картинные планы, а иногда и разыгрывают сценки из жизни героев.

Участвовать хотят даже те, кто еще не в полной мере овладел навыками чтения, но старается быть лучше.

Уже в начальной школе очень важно учить разбору текста (определять жанр, тему, сравнивать, сопоставлять, выражать свое мнение и отстаивать его). Именно этому я и стараюсь учить своих ребят. Все мои ученики являются читателями школьной библиотеки.

А как нравится моим ребятам заполнять пустые клеточки в таблице «Я таблицу умножения выучу без напряженья»! Каждый старается как можно быстрее заполнить пустые клеточки и приклеить красный квадрат - показатель знания таблицы умножения. А для этого серьезно нужно потрудиться. Дух соревнования постоянно подстегивает к знаниям. Уже во втором классе мои ученики свободно владеют математической речью и легко оперируют понятиями. Конечно, не все успевают на «5» и «4», но есть стремление развиваться, добывать знания путем проб и ошибок. А помогает этому применение здоровьесберегающих технологий, осуществление дифференцированного подхода в обучении, использование дополнительных уроков для внеклассной работы по предмету.

Курс окружающего мира в полной мере способствует развитию эрудиции, общей культуры учащихся, хорошо подготавливает к изучению истории, обществознания, географии и естествознания. Учащиеся не только знакомятся с окружающим миром, но и получают знания об объектах и явлениях живой и неживой природы, осознают, что каждый из них является частью природы, и в этой связи возникает необходимость уже на уроке выработать основное значимое правило: «Пользуйся, но не навреди, а сохрани и приумножь!»

Мои ребята с удовольствием придумывают, рисуют и защищают плакаты, призывающие к охране окружающей среды, к здоровому образу жизни. Вместе мы сочиняем игры и сценки, которые способствуют доступности усвоения ребятами экономических представлений. Именно уроки окружающего мира стали для моих детей познавательной книгой о родном крае - Осетии. Если не все, то очень многие темы этого курса предполагают изучение программного материала с учетом региональных, краеведческих особенностей. Мои ученики с интересом готовят сообщение о национальных обычаях, праздниках, интересных исторических событиях, связанных с нашей Осетией, с нашим небольшим, но великим народом - осетинами, знакомятся с биографиями интересных людей. В рамках изучения темы «Природа России» невозможно было не заострить внимание учащихся на необыкновенной красоте нашего края с его животным и растительным миром, с его целебными источниками и здравницами.

В общем, еще раз хочу отметить, что на каждом уроке есть место творчеству и учителя и учащихся. И каждый урок любого курса должен быть плодом груда учителя и учеников, ибо, «никто не знает так много, как все мы вместе».

Выпуск первых учеников, обучавшихся по обновленной программе показал динамику роста успеваемости как в начальной школе, так и в среднем звене. Сохраняется преемственность в обучении, повышается активность учащихся и как результат этого - призовые места на школьных олимпиадах по русскому языку и математике.

Именно поэтому я решила продолжить обучение детей по обновленным учебникам, созданных группой авторов под руководством Н.Ф. Виноградовой.

В нынешнем моем третьем классе неуспевающих нет. Конечно, трудности есть, но все дети хотят знать больше, многое умеют, могут рассуждать и доказывать, стремятся к изучению нового. И это немало. Ведь, как сказал Сократ, «воспитание и образование - единственное средство, ведущее к идеалу человека разумного и доброжелательного».

В заключение хотелось бы сказать об оценке знаний учащихся. Уже в начальной школе я ввожу тестирование - один из самых распространенных на сегодняшний день вид оценки знаний. Идет подготовка к проверке знаний в среднем и старшем звене, и в итоге к ЕГЭ.

Главная цель оценочной деятельности в 1-4 классах - определение уровня достижений школьника. Педагогическая диагностика позволяет осуществлять контроль этого уровня.

Организация дифференцированного подхода предоставляет ученикам право выбора уровня сложности работы, а учителю дает возможность, ориентируясь на индивидуальный темп продвижения каждого ученика, выбирать наиболее подходящую форму оценки знаний и умений учащихся. Ребенок должен быть уверен, что его не накажут за ошибку, а помогут понять причину ошибки, обсудить пути исправления и предупреждения ее. Это даст ему уверенность в том, что в будущем у него все получится.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо за интересную статью. С этого года наша школа перешла на школу России, до этого я тоже работала по программе "Начальная школа 21 века".... Очень жалею, что перешли на школу России.

24 October 2019