Классный час «Права и обязанности детей» (2 класс)
Тема: Права и обязанности детей
Цель: знакомство обучающихся с термином «права человека», с понятием Всемирной Декларации прав человека, Конвенции о правах ребенка, их назначением.
Задачи: закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;
обобщить знания детей об основных правах ребёнка;
научить детей применять права и обязанности в повседневной жизни;
формировать уважительное отношение друг к другу
Оборудование: презентация, анкета.
Этапы урока |
Деятельность учителя
|
Деятельность обучающихся |
Здравствуйте, ребята, мы студенты педагогического колледжа. И мы сегодня у вас проведем не обычный кл.час. -вы готовы с нами работать? -тогда начнем. -По извилистой дорожке Шли по миру чьи-то ножки. Вдаль смотря широкими глазами, Шел малыш знакомиться с правами. Знать должны и взрослые, и дети О правах, что защищают всех на свете. -как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем кл.ч.? - Ребята, сегодня мы будем говорить о том, что является важным для всех людей – о наших правах. Мы вспомним о том, для чего нужны права. Ведь мы много знаем о наших правах и никому не позволим их нарушать, и сами не будем нарушать права других людей. Наша задача хорошо запомнить их и правильно пользоваться своими правами и соблюдать права других людей. -Скажите, пожалуйста, как вы понимаете слово права? -Права - это нормы, правила поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, их должен соблюдать каждый человек, эти правила регулируют отношения между людьми -А как вы думаете, откуда пришли к нам эти права? -Сейчас я вам это расскажу. В начале 20 века (примерно 90 лет назад) во многих странах мира дети жили в плохих условиях: - они работали;- часто болели;- не учились. Тогда взрослые задумались над тем, как защитить детей. В 1923 г. (почти 80 лет назад) Международный союз спасения детей подготовил Женевскую декларацию прав ребёнка. Декларация - это объявление, заявление правительства, а Женевской назвали её по месту её принятия - город Женева. Это был первый документ о защите детей, в котором не были охвачены все стороны жизни ребёнка, его права были определены недостаточно чётко. Позже складывались всё новые и новые декларации. "Всеобщая декларация прав человека" - 1948 г. "Декларация прав ребёнка" - 1959 г. Правительства различных государств стали больше внимания уделять вопросу защиты детей. Тем не менее учёные на основе своих наблюдений пришли к выводу о том, что: - дети незащищённая, бесправная часть населения; - их могут обидеть взрослые; - в ряде государств дети не могут, получить образования. Начали разрабатывать Конвенцию (соглашение, международный договор) о правах ребёнка. Конвенция вступила в силу в 1990 г.
Основные требования Конвенции: 1. Выживание 2. Развитие 3. Защита прав 4. Активное участие в жизни общества Выживание. Это право ребёнка на жизнь, на медицинское обслуживание, на заботу о нём. Развитие. Каждому ребёнку дано право развивать свои способности. Для этого надо создать условия для получения ребёнком образования, для отдыха и др. Защит прав. Это требование обеспечивает защиту прав детей. Особыми правами пользуются дети-инвалиды, дети-сироты. Активное участие в жизни общества. Это право личности на участие в культурной жизни, на выражение своего мнения, на свободу мысли.
Женевская Декларация, Конвенция о правах ребёнка - это международные документы. В Российской Федерации есть свои документы, в которых описаны права ребёнка. Права ребенка надо знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить. - Ребята, посмотрите что у меня в руках?(Свидетельство о рождении.) - Что это за документ? (Первый документ каждого человека. Выдается после рождения.) - О каком праве он напоминает? (О праве на имя, фамилию, отчество.) - Зачем нам нужно имя?
-а после когда вам исполнится 14лет, каждый из вас обязан получить паспорт. Знают, знают все на свете, Знают взрослые и дети Имя каждому дано, И у каждого одно! - Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?(Называть друг друга по имени) -как должны обращаться к взрослым ? - Ребята, сейчас посмотрите на этот слайд ,что вам он говорит О каком праве ? – Верно, право на семью. Что вы знаете об этом праве?(У каждого человека должны быть папа, мама) Я люблю свою семью: Маму, папу я люблю, Люблю деда и бабусю, И щенка, и кошку Мусю! Все, кого я так люблю Имеют право на семью!
- Теперь обратим внимание на эту картинка ,О каком праве нам может она рассказать? (Право на отдых) -расскажите пожалуйста, как вы отдыхаете? - Как можно отдохнуть детям?
игра - Мы хорошо поработали, теперь предлагаю использовать право на отдых – поиграть в народную игру «Что мы делаем – не скажем» (Дети загадывают движения, затем к ним подходит учитель.) Дети- Человек Рассеянный с улицы Бассеяной, прими нас на работу! Учитель в роли Человека Рассеянного -А что вы умеете делать? Дети- Что умеем, мы не скажем, а что делаем – покажем! Дети имитируют мытье посуды, стирка белья, уборка по дому и т.д. Молодцы. Продолжаем дальше работать. - Ребята, следующая картинка о каком праве она нам расскажет? (Право на образование) – Где можно получить образование? - Для чего надо учиться? (Чтоб получить профессию, диплом) - Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком. - В чем заключается ваша обязанность? (Стараться хорошо учиться.) Игра «Продолжи пословицу». Я начинаю, а вы продолжаете. Век живи … век учись. Учиться всегда … пригодиться. Ученье – свет, … а неученье – тьма. Тяжело в ученье – … легко в бою.
-Следующая слайд нам говорит, о праве на ….? (О праве на жилище.) - Как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.) - Почему? (Потому что никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи.) Это право на имущество, оно неприкосновенно. Пусть у каждого ребенка Будет светлый, теплый дом! Детство только раз бывает У ребят любой страны. Пусть никто из них не знает Никакой беды!
- Ребята, следующая картинка говорит о ………Праве на медицинский уход вывод: Ваша обязанность стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов -А теперь давайте вместе сформулируем права ребенка! -Как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Конечно можно) - вашему вниманию мы вам, предлагаем известные сказки, попробуем определить эти права. (Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок) Золушка (Право на отдых) Буратино (Право на безопасные условия жизни) Колобок (Право на жизнь) Айболит (Право на медицинское обслуживание) -хорошо,молодцы,вы справились этим заданием. -Как вы понимаете слово обязанность? Обязанность - это то, что входит в круг обязательных действий, поступков человека согласно закону, требованиям общества, желанию самого человека.. Обязанности бывают самые разные, и они проявляются по всюду - в школе, на улице, в общественных местах, на природе. Главное - помнить о своих обязанностях. Ребята, какие обязанности у вас есть дома, в школе? -Вашему вниманию мы предлагаем вам ответить на вопросы викторины -Какие права присущи человеку с момента рождения? Право на жизнь - А кто мне скажет в какой сказке эти права нарушены ?(сказка “Волк и семеро козлят”). -Право на имя, закрепленное документом («Свидетельство о рождении».) -Право на семью. Говорит о том...? (Право знать своих родителей и право на их заботу. ) Право на образование (сказка “Буратино”). Право на защиту от похищения (сказка “Гуси-лебеди”). А сейчас мы предлагаем ответить вам на вопросы анкеты АНКЕТА: «Твои права и обязанности» Дорогой друг! Ты наверняка слышал поговорку «Сколько людей столько и мнений». У каждого из нас есть свои желания и возможности, очень часто наши желания и интересы соприкасаются с интересами других людей. Чтобы не возникало в этом случае споров и конфликтных ситуаций, нужно знать свои права и обязанности. Мы приглашаем тебя принять участие в опросе, который позволит составить представление о том, знаешь ли ты свои права и обязанности. 1. Перечисли, пожалуйста, права, которыми ты обладаешь: ____________________________________ 2. Перечисли, пожалуйста, свои обязанности: _________________________________________________ 3. Как ты считаешь, что важнее – исполнять свои обязанности или требовать соблюдения своих прав? а) исполнять свои обязанности б) требовать соблюдения своих прав в) и то и другое одинаково важно г) другое______________________________ 4. Как ты думаешь, кто придумал обязанности? а) взрослые б) государство в) возникли сами по себе г) затрудняюсь ответить 5. От кого ты узнаешь о своих правах и обязанностях? а) от родителей б) от учителей в) от друзей г) другое_________________________________ 6. Как ты считаешь, на что имеет право каждый ребёнок? ____________________________________ 7. Как ты думаешь, какие основные обязанности у детей и подростков?___________________________ 8. В семье, в школе, во дворе тебе часто напоминают о твоих правах и обязанностях? а) часто б) редко в) совсем не напоминают 9. Граждане нашей страны имеют права и свободы, предоставленные им главным Законом. Как называется этот важный документ, где они записаны? _____________________________________________ 10. Как называется международный документ, защищающий твои права? ____________________________ 11. Хотел бы ты получить более подробную информацию о своих правах и обязанностях? а) да б) нет 12. С какого возраста, по твоему мнению, ребёнок должен иметь такие же права и обязанности, что и взрослые? а) 7 лет б) 10 лет в) 14 лет г) 18 лет д) другое___________ 13. Уважают ли твои права как ребенка и человека дома, в семье? а) да б) нет 14. Запрещают ли тебе родители общаться, дружить, встречаться с кем-либо из ребят? а) да б) нет в) затрудняюсь ответить 15. Признают ли родители, что бывают неправы в спорах с тобой? а) да, всегда б) только иногда в) нет, никогда 16. Есть ли взрослые, которые стараются раскрыть твои тайны и поэтому читают твои записки, подслушивают твои разговоры и делают что-то похожее? а) да, есть такие б) нет, в моём окружении нет таких людей в) затрудняюсь ответить 17. Как ты считаешь, исполняют ли школьники свои обязанности? а) исполняют всегда или почти всегда б) не исполняют никогда или почти никогда в) затрудняюсь ответить 18. Почему школьники не выполняют свои обязанности? а) не знают своих обязанностей б) не боятся наказания в) в школе отсутствует система наказаний за невыполнение обязанностей г) затрудняюсь ответить 19. Соблюдаются ли твои права в твоей школе? а) соблюдаются всегда или почти всегда б) не соблюдаются никогда или почти никогда в) затрудняюсь ответить 28. Какое право ты хотел бы иметь? ______________________ |
-Здравствуйте да готовы -слушают -будем говорить о правах -ответы детей -предположения детей Слушают -свидетельство о рождении Отвечают. Чтоб нас не перепутали, различали называть друг друга по имени -по ф.и.о -право на семью -право на отдых
Отвечают (Играть в игры, Смотреть телевизор, купаться, гулять, и т.д)
-играют
Право на образование (В школе, в детском саду, в училище, в институте) (Чтоб получить профессию, диплом) -играют
-праве на дом
Медицинский уход
-формулируются права
Высказывают свое мнение
Отвечают (мыть посуду, прибираться, дежурство по классу и т.д.)
-(Высказывание детей.)
|