12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кайшева Ольга Валерьевна186
Россия, Удмуртская респ., Можга

Классный час в 5 классе «Наши права и обязанности»

Автор: Кайшева Ольга Валерьевна, учитель английского языка МБОУ «СОШ № 10» города Можги Удмуртской Республики

Цель: на основе имеющихся у учащихся знаний расширить и конкретизировать их представления о правах и обязанностях ребёнка привлечь внимание детей к проблемам соблюдения прав

человека.

Задачи:

Повторить определение понятий «права» и «обязанности»

формировать систему правовых знаний;

способствовать воспитанию гражданской ответственности, уважения к социальным

нормам и правилам;

развивать у учащихся познавательный интерес, критическое мышление,

нравственную и правовую культуру, способность к самоопределению и

самореализации;

помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав;

развивать навыки участия в дискуссии, умение излагать собственную позицию

формировать привычку давать правовую оценку своим поступкам.


 

Организационный момент.

Начинаем классный час,

Речь пойдёт здесь всё о нас.

Постарайтесь всё понять,

Что – то новое узнать.

Вызов. Целеполагание.

Посмотрите на экран. (Просмотр мультфильма «Азбука прав ребенка» из мультсериала «Смешарики»).

Итак, как вы уже догадались, сегодня на классном часе мы будем говорить о правах.

О каких правах говорилось в мультфильме?

Сформулируйте вопросы, на которые вы хотите услышать ответы на этом классном часе.

Ответы детей:

- Что такое права?

- Что такое обязанности?

- Какие права есть у детей?

- Что бывает, если права человека нарушаются?

- Какие обязанности должны быть у детей? и т.д.

Итак, тема нашего классного часа звучит так «Мои права и обязанности». Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности и составим свод прав и обязанностей, которые должны соблюдать ученики нашего класса.

Содержание.

Беседа о правах.

Посмотрите на экран. Как вы понимаете эти слова:

Знать свои права и уметь за них бороться – это значит быть сильным.

Уважать права других – значит быть справедливым.

Жить по праву – значит жить в мире и согласии?

(народная мудрость)


 

Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете? (высказывания детей). Давайте посмотрим определение в словаре: Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова).

Значит права – это правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить вместе в мире и согласии. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

Права есть у всех людей, независимо от пола и возраста. Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? (Заслушиваются ответы детей.)

20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН была единогласно принята Конвенция о правах ребенка. Через год она была принята и в нашей стране.

Конвенция – это соглашение. Это значит, что все государства, которые подписали эту Конвенцию, согласились защищать права детей.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе.

Какие же права есть у всех детей мира? (обсуждение)

Право на жизнь

Право на имя при рождении

Право на медицинскую помощь

Право на образование

Право на отдых и досуг

Право иметь имущество

Право свободно выражать свои взгляды

Право на свободное перемещение

Право на заботу и воспитание родителями

Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства

Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки

Законы, которые регулируют отношения государства и общества, записаны в Конституции – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Кроме Конституции права ребенка прописаны в: «Семейном кодексе», «Гражданском кодексе», «Трудовом кодексе», «Уголовном кодексе», «Законе об образовании».


 

Игра «Мои права».

Участники игры получают одинаковый набор из 10 карточек с правами. Кидая кубик, каждый участник забирает у следующего игрока такое количество карточек, сколько очков выпадет на кубике.

Разбор игры: как вы себя чувствовали, когда вам приходилось отдавать карточки?

Вывод: ни один человек не имеет права забрать права другого человека.


 

Беседа об обязанностях.

Каждый ребёнок должен знать свои права. Но не менее важно помнить о том, что кроме прав, у каждого человека есть и обязанности. Права и обязанности участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов) закреплены в основном законе школы – Уставе.

- Что такое обязанности? (Круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения).

- Какие обязанности у вас в семье?

- А какие обязанности существуют у учеников в школе?

 

А в Уставе школы ваши обязанности прописаны следующим образом (чтение выдержек из Устава).

· Уважать права, честь и достоинство всех участников;

· Прилежно учиться;

· Иметь аккуратный вид;

· Соблюдать правила техники безопасности;

· Беречь школьное здание, оборудование;

· Придерживаться общепринятых правил поведения;

· Умножать и развивать лучшие традиции коллектива, беречь честь школы.
 

Игра “Зачем нужны правила?”

Учитель раздает учащимся различные мелкие предметы: карандаши, ручки, резинки и т.д. Часть предметов оставляет у себя. Капитаны получают разное количество предметов.

Учитель говорит: “Игра началась!” (дети выражают удивление: “Как играть?”). Ведущий делает вид, что удивляется тому, что ребята не знают, как играть, и объясняет, что они должны передавать предметы от капитана к последнему игроку. Далее объявляет: “Игра началась!”

Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Ведущий говорит, что они забыли: передавать предметы нужно только левой рукой. Далее объявляет: “Игра началась!”

Очень быстро останавливает игру, просит передать предметы опять капитанам. Ведущий говорит, что они перепутали, предметы нужно передавать только правой рукой. Далее объявляет: “Игра началась!”

Теперь ведущий дает возможность доиграть до конца, но победителя определяет по своему усмотрению. Это вызывает возмущение.

Обсуждение.

- Чем вы недовольны?

- Что вам не понравилось?

- Что нужно изменить, чтобы игра была честной, справедливой?

Вывод.

Должны быть правила. Эти правила должны быть известны. Они должны быть ясными, четкими, понятными. Правила не должны меняться по ходу игры. Все участники игры должны быть равны.

 

Практическая работа.

Наш класс – это тоже своеобразное государство. Предлагаю вам создать Устав класса.

Поделимся на 2 группы. Первая группа прописывает, какие у нас есть права. Вторая группа определяет круг обязанностей. (деление на группы происходит при помощи жетонов красного и синего цвета).

Права и обязанности подписываются всеми учениками класса и обязательны к исполнению всеми.

Рефлексия.

У каждого человека есть права. Но пользоваться ими можно только тогда, когда не нарушаются права других людей. Уважать права других людей - обязанность каждого человека.

Проверим, насколько каждый из вас готов уважать права других людей и выполнять свои обязанности.

Разбор ситуаций:

 

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением

б) Займусь, когда будет свободное время

в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место

б) Попрошу соседа, чтобы уступил место

в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить

б) Попрошу вмешаться прохожих

в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 100 рублей:

а) Постараюсь вернуть владельцу

б) Передам взрослому

в) Возьму себе


 

Подсчет ответов. Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов

Если вы набрали от 15 – 20 баллов - вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверенно. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов - вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов - здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.


 

Права есть, как у взрослых, так и у детей. Но не стоит забывать, что кроме прав у каждого есть и обязанности перед обществом. Отстаивая свои права, не стоит забывать, что у других людей есть тоже такие же права, как и твои. Уважай чужие права!

Права ребенку надо знать.

Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,

Играть, дружить и не тужить.



 

Список использованных интернет-источников.

Дедюля А.А.https://kopilkaurokov.ru/nachalniyeKlassi/uroki/klassnyi_chas_moi_prava_i_obiazannosti

Подойникова С.А.

http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/624710/

Саможенова Елена. https://pedsovet.org/publikatsii/klassnomu-rukovoditelyu/klassnyy-chas-moi-prava-i-obyazannosti

Титова Е.П. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/04/19/klassnyy-chas-moi-prava-i-moi-obyazannosti

https://www.youtube.com/watch?v=Vs4mBbhU1m4

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.