Тематический классный час «Права ребенка в новом веке» (2–4 класс)
Тематический классный час
«Права ребенка в новом веке»
Цели: познакомить с основным законом - Конституцией России; дать представления о правах ребенка; объяснить детям, что означает понятие «право», объяснить, где отражены права; формировать представления о правах и обязанностях школьника.
Оборудование: рисунки учащихся; три листа, на каждом из которых написано какое-либо право по Конституции; книга Е. С. Шабельника «Ваши права», Конституция России; изображения сказочных героев.
Ход классного часа
Вступительная часть.
Слайд 1
Учитель. Мы начинаем наш классный час, посвященный празднику, который отмечает наша страна сегодня. А в какой стране мы живем?
(да, мы жители России)
Слайд 2
- А какой праздник мы сегодня отмечаем? (День Конституции.)
- Да, вся Россия отмечает День Конституции. Мы - жители России и обязаны знать символы и законы нашей страны.
Слайд 3
Напомним друг другу, какие государственные символы имеет наша страна. (Герб, флаг, гимн.)
А зачем стране нужна своя символика? (Ответы учащихся.Дети встают. Звучит гимн РФ.)
О символах мы уже говорили, сейчас предлагаю поговорить о другом. Давным-давно тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
Слайд 4
- Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?
Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. Очень долго решались эти вопросы, когда их решили, появились законы, которые помогали устранить все трудности.
Выключить проектор
- Что же это такое - законы? Об этом нам расскажут:
Лунев Б. Законы - это правила, которые устанавливает государство. Их должны выполнять все граждане нашей страны.
Черных В. Законы бывают разные, но главный (основной) закон нашей страны называется Конституцией. Наша Конституция была принята 12 декабря 1993 года. С тех пор этот день является государственным праздником нашей страны.
- Да ребята, закон должен быть внутри каждого из нас. А как вы понимаете словосочетание законопослушный человек? (ответы детей)
Работа в парах
- Подумайте, какие черты характера помогают быть законопослушным, а какие мешают?
(Учитель раздает карточки с записью черт характера. Обучающиеся работают в парах).
Слайд 5
Знакомство с Конституцией. Учитель. Итак, Конституция (показывает брошюру) - основной закон, по которому мы с вами живем.
Что записано в Конституции? Об этом нам расскажут:
Алябъев М.:
В Конституции записаны права наших граждан, такие как: право на образование, охрану здоровья, отдых и труд и другие.
Сидорова Н.:
Кроме прав у граждан России есть и обязанности, которые тоже отражены в основном законе, например, сохранять и беречь природу, защищать Родину.
Слайд 6
Учитель. У каждого из вас есть права и обязанности. Право жить, право на семью, на учебу, отдых т. д. А что же такое - право?
Бочков А.:
Право - это правила, по которым живут люди. Эти правила охраняются государством. Эти правила определяют отношения людей в обществе.
Башарин Ф.:
Права ребенка надо знать,
Не только знать,
Но соблюдать,
Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.
Физминутка.
видео
Ну, ребята, дружно встанем,
Ручки вверх потянем.
Руки на пояс, наклоны вперед. 1,2,3,4,5.
Теперь спинки держим ровно,
На месте будем мы шагать. 1,2,3,4,5.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
«Путешествие» по стране Правознайке.
- Познакомиться с некоторыми правами, вспомнить их нам поможет народная мудрость - сказки. В них человеческие пороки выставлены на позор и смех, осуждены хитрецы и лжецы, лентяи и невежды. В сказках добро побеждает зло.
Мы с вами отправляемся в путешествие по стране Правознайке. Мы отправимся в путь, чтобы найти и узнать, какие герои сказок нарушают права других героев, уничтожают и обижают их.
Вопросы учащимся:
В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве? («Приключения Буратино». Карабас Барабас.)
В какой сказке «хлебобулочный» герой несколько раз подвергался попыткам посягательства на его жизнь, угрозам быть съеденным? («Колобок».)
Кто из сказочных женщин пользовался правом на свободное перемещение на метле? (Баба Яга.)
В каких сказках нарушено право на личную неприкосновенность? («Красная Шапочка», «Три поросенка», «Волк и семеро козлят», «Дюймовочка», «Серая шейка»)
В какой сказке нарушено право на неприкосновенность желища? («Три поросенка», «Ледяная избушка»)
В какой сказке подтверждается право работающего за справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Золушка», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
У какой известной сказочной героине нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего дня? («Золушка»)
Слайд 7
Право на бесплатное образование.
Право на свободный труд, защита от безработицы.
Право на неприкосновенность жилища.
- Продолжая путешествие по стране Правознайке, мы остановимся в гостях у героев сказки «Приключения Буратино».
1) Когда полицейские ворвались в каморку папы Карло, то какое право они нарушили? (Дети выбирают ответ - № 3.)
Папа Карло жил очень бедно, не имел постоянной работы, потому что он не имел какого права? (Ответ -№ 2.)
Буратино продал свою азбуку, не воспользовался каким правом? (Ответ - № 1.)
- Вы сможете продолжить путешествие по стране Правознайке, если возьмете в библиотеке книгу Е. Шабельника «Ваши права». (Показ книги.)
В нашей Конституции есть статья 43, которая имеет непосредственное отношение к вам, школьникам: «Каждый человек имеет право на образование...».
Какие же права есть у вас, школьников? Рассмотрим слайд.
Слайд 8
Право на учебу, право на отдых между уроками, право на каникулы, право на занятия в кружках и секциях.
- Мы с вами сказали, что в Конституции записаны не только права, но и обязанности.
Какие же обязанности у школьника? (Ответы учащихся.)
Слайд 9
Обязанности: уважать взгляды, свободу других людей (взрослых и сверстников); культурно вести себя в классе, школе и за их пределами; ходить опрятным; выполнять устав школы.
Продолжат тему учебы:
Зубкова Л.
Открыты все пути у нас
Без края, без преграды,
Но школьникам сейчас
Пока учиться надо.
Бочков И.
Учеба - очень интересный труд,
Нам силу, радость
Знания несут.
Михайлова Г.
К тому же мы прекрасно понимаем:
Кто с детства трудности преодолевает,
Судьбой своей тот управляет.
И тот, кто учится отлично в школе,
Характер закаляет свой и волю.
Игра «Разрешается-запрещается».
Слайд 10-19
Вы уже знаете, что все люди – взрослые и дети – имеют различные права. И сейчас мы сыграет с вами в игру «Разрешается-запрещается». Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «разрешается или запрещается».
Слушать мнение ребенка
Разрешается.
Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго запрещается.
С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить -
Это разрешается.
Рисовать и петь, учиться,
Если заболел - лечиться.
Это разрешается.
Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа
Запрещается.
Вместе дружно в мире жить,
С разными детьми дружить –
Это разрешается.
Этот слабый горбит спину,
Пред сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго запрещается.
Заключительная часть.
Учитель. Вот и подходит к концу наше занятие, посвященное Дню Конституции. Давайте подведем итог.
Итак, где же записаны права и обязанности граждан России? (В основном законе России - Конституции.)
Когда была принята новая Конституция? (12 декабря 1993 г.)
Зачем нужна Конституция? (Ответы детей.)
- В заключение нашего классного часа выступят:
Слайд 20
Сидорова Н.
Мы знаем о законе мало,
Не больше всех иных,
Мы знаем, делать нужно то,
Что благо для других.
Бочков А.
Человеку много нужно,
Чтобы счастливо прожить!
Нужен дождь и даже лужи,
Нужно с кем-нибудь дружить.
Нужен ветер, нужно море.
Сидорова Н.
Нужно море и леса,
Нужно счастье, нужно горе
И родные голоса.
Невозможно без природы,
Без синеющих небес.
Хорошо иметь свободу,
Мир загадок и чудес.
Чтобы жить на белом свете,
Чтоб остался рядом друг,
Надо главное заметить,
Все почувствовать вокруг.
- Мы сегодня с вами очень хорошо пообщались. Какие выводы вы для себя сделали?
- Вы живете не одни, а среди людей, поэтому учитесь принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать свое поведение в общении с другими людьми:
- умейте признавать, что были не правы;
- помогайте товарищу, старайтесь договориться с ним;
- говорите всегда только правду;
- радуйтесь успеху товарища;
- дал слово – держи его, дал обещание – выполняй!
Слайд 21