Правила движения пешеходов по улице
Тема классного часа:
«ПРАВИЛА ДВИЖЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ ПО УЛИЦЕ И ДОРОГЕ»
Учитель начальных классов
Симонова Екатерина Романовна
План разработки занятия
Направление воспитания: гражданское
Тема занятия: правила движения пешеходов по улице и дороге
Цель: формирование знаний и навыков движений учащихся на улицах и дорогах
Задачи:
1) Образовательные: ознакомить и выучить правила пешехода и дорожные знаки для пешеходов;
2) Развивающие: создать условия для развития у учащихся устной речи, воображения и мелкой моторики руки; обогащения словарного запаса обучающихся и расширения детского кругозора;
3) Воспитательные: воспитывать культуру пешехода, ответственность за собственную жизнь.
Форма проведения: беседа
Формы работы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная.
Ресурсы: иллюстрации, книга ПДД, мячик, листы для рефлексии, конверты
Литература, используемая для подготовки воспитательного мероприятия: ПДД с примерами и комментариями для всех понятным языком (редакция 2019 года) Громаковский А
Структура классного часа:
Этап | Время | Деятельность |
Организационный момент. Эмоциональный настрой | 2 мин | Знакомство с детьми, настрой на занятие |
Актуализация знаний | 3 мин | Отгадывание загадок, определение темы и ее значения |
Открытие новых знаний | 7 мин | Краткая история ППД |
Физ.минутка | 2 мин | Выполнение упражнений |
Открытие новых знаний | 15 мин | Работа в группах, обсуждение каждого дорожного знака |
Рефлексия | 6 мин | Закрепление полученных знаний, оценка своих знаний |
Содержание классного часа (в прямой речи)
Этап | Деятельность | |
учителя | учащихся | |
Организационный момент. Эмоциональный настрой | Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Романовна. Мне очень приятно познакомиться с Вашим содружеством «Мы-семья!». Несколько дней назад я присутствовала на одном из ваших занятий. Мне оно очень понравилось, вы хорошо и дружно работали, правильно отвечали. Вы оказались мне очень умными и воспитанными ребятами. Я ведь не ошиблась? Отлично, у нас сегодня будет интересная работа: будут загадки, стихи, кроссворд, но чтобы работа у нас получилась продуктивная и мы все успели давайте вспомним некоторые правила поведения в классе. Кто знает как нужно себя вести на уроке? Какие вы молодцы! Тогда приступим! | Слушают Нет, не ошиблись. 1) Поднимать руку, а когда учитель спросит, то ответить 2) Не выкрикивать с места 3) Не разговаривать друг с другом 4) Не отвлекать никого |
Актуализация знаний | Тему нашего сегодняшнего занятия вы сможете узнать по загадкам, которые я вам сейчас буду загадывать (при каждой отгаданной загадке вешается картинка с ответом): И так, кто же догадался, чему будет посвящено наше занятие? Верно, наше занятие будет о правилах движения пешеходов по улицам и дорогам. Как вы думаете, почему это важно знать? | 1) Пешеходный переход 2) Подземный переход 3) Тротуар 4) Пешеход 5) Дорога 6) Улица Высказывают свои предположения Отвечают |
Открытие новых знаний | У дорог и улиц есть свои строгие законы, своя азбука – это ПДД (показываю книгу), которые необходимо соблюдать водителям и пешеходам. Незнание языка дорог может привести к беде, к дорожно-транспортным происшествиям. А для того, чтобы с вами такого не случилось, мы поговорим, как нужно вести себя на улице. Первые правила дорожного движения появились 329 лет тому назад. В 1683 году царь Пётр I издал указ о правилах движения. А через 129 лет в Москве действовали самые настоящие правила, они ограничивали скорость экипажей, ведь автомобилей ещё не было. Шло время, и появился первый автомобиль. Собаки с лаем убегали от этого чудовища, люди крестились, как при виде “нечистой силы”, прятались по домам, а если встречали автомобиль по дороге, то прижимались к заборам. Быстро пролетело время, и автомобили появились повсюду, люди к ним привыкли. Но скорость современных автомобилей намного превышает начальную, поэтому на дорогах нужны были помощники. Отгадайте, какие помощники нужны были на дорогах городов? Расскажите, что вы знаете про цвета светофора. Свое происхождение светофоры ведут от семафоров (показать фото), которые применялись на железных дорогах и имели два цвета – красный и зелёный. Такой семафор более ста лет назад был установлен на улицах Лондона. Но, чтобы не было столкновений, нужен был какой-то промежуток времени между зелёными и красными сигналами. И тогда люди придумали жёлтый цвет. В нашей стране первый светофор появился на улицах Москвы в 1929 году. Он представлял собой круг, разделённый на три сектора: красный, жёлтый и зелёный(показать фото). По кругу, как по циферблату часов, двигалась стрелка. Управлял таким светофором специально представленный к нему регулировщик. Но уже через несколько лет такой светофор заменили на электрический, который действует и сегодня. А кто знает, почему были выбраны именно такие цвета? Красный – цвет опасности. Он хорошо виден и днём, и ночью, и в туман и в дождь. Зелёный цвет – резко отличается от красного. Их невозможно перепутать. Жёлтый цвет – промежуточный, он призывает быть внимательным. | Слушают Светофор и регулировщик Рассказывают Высказывают предположения |
Физ.минутка | А сейчас, ребята, я предлагаю поиграть. Я буду показывать сигналы светофора. Если красный – вы стоите на месте руки показывают крест, желтый – хлопаете в ладоши, зеленый – ходьба на месте. И так, внимание! | Выполняют команды |
Открытие новых знаний | Но не только светофор нам помогает перейти дорогу. Сейчас у каждой группы лежит конвертик со своим дорожным знаком, который поделен на части, достаньте и соберите его, а затем подумайте как называется такой знак и для чего он нужен. Итак, у кого был такой знак, правильно ли вы его собрали? (показываю на доске целый) Что это за знак, что он нам сообщает? 1) Знак место остановки автобуса А кто знает, сзади или спереди нужно обходить автобус, когда из него выходишь? Почему? Правильный ответ сзади, так как если обходить автобус спереди, то можно не увидеть машину, которая едет в соседнем ряду и попасть под колеса (показать иллюстрацию) 2) Знак место остановки троллейбуса А кто знает, сзади или спереди нужно обходить троллейбус, когда из него выходишь? Почему? Так же как и автобус, троллейбус нужно обходить сзади. 3) Знак место остановки трамвая А кто знает, сзади или спереди нужно обходить трамвай, когда из него выходишь? Почему? А вот трамвай нужно наоборот обходить спереди, так как рельсы трамвая другого направления находятся близко (показать на иллюстации) 4) Знак велосипедная дорожка Что означает этот знак? Если мы хотим перейти улицу, то как мы будем это делать, если у мы едем на велосипеде? Доехав до пешеходного перехода, необходимо слезть с велосипеда, и пешком, держа велосипед в руках, перейти дорогу. 5) Знак движение пешеходов запрещено Когда и почему может стоять этот знак? Этот знак часто используют для временного ограничения движения пешеходов, например, на время проведения дорожных работ или ремонта фасадов домов. Следует помнить, что на автомагистралях и проезжей части дорог движение пешеходов запрещено всегда, даже если не установлен запрещающий знак. 6) Движение на велосипедах запрещено Обычно этот знак помещают на улицах с большим движением транспорта. 7) Знак пешеходный переход (в треугольнике) Обратите внимание, этот знак в треугольнике, а вот этот в квадрате, кто знает в чем разница? В треугольнике предупреждающий знак, который также называется «Пешеходный переход». Он не обозначает место перехода для пешеходов, а предупреждает водителя о приближении к переходу. А кто скажет правило, как нужно переходить дорогу, если нет светофора, а только зебра? Давайте хором: Перед началом перехода всегда нужно остановиться, посмотреть по сторорам, убедившись, что машины остановились, начать переходить. 8) Знак подземный переход Как вы думаете зачем делают подземные переходы? Чтобы облегчить движение на дорогах, ведь машинам не придется пропускать людей, тем самым они не будут останавливаться и образовывать пробку. 9) Знак наземный переход Для чего он нам нужен? | Рассказывают про знак Каждая группа отвечает по своему знаку, если затрудняются, то им помогают другие |
Рефлексия | И теперь пришло время выяснить, насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения. Я буду бросать мяч и задавать вопрос, а вы отвечаете на вопрос и возвращаете мяч. 1. Кто идёт по тротуару? (пешеход) 2. Где люди ждут транспорт? (на остановке) 3. Кто называется , человек, управляющий транспортным средством? (водитель) 4. Как на дороге обозначается пешеходный переход? (специальной разметкой – «зебра».) 5. Как называется место пересечения двух дорог? (перекресток) 6. Почему нельзя появляться внезапно перед близко идущим транспортом? (Т.к. транспортные средства не смогут сразу остановиться.) 7. Как переходить дорогу, если едешь на велосипеде? 8. Как надо правильно обходить трамвай, спереди или сзади ? 9. Как надо правильно обходить автобус, спереди или сзади? 10. Можно играть детям около дороги? Чему же был посвящен классный час? - Какие правила вам помогут без происшествий добраться до дома? Нарисуйте светофор (показать пример светофора) на листочках, и закрасьте одно из окошек: Зеленым, если было все понятно и интересно Желтым, если было понятно, но не все, были затруднения Красным, если было совсем трудно и ничего не понятно | Отвечают на вопросы Оценивают свои знания |
Игра “Разрешается – запрещается”
- Играть на мостовой…(запрещается)
- Переходить улицы при зелёном сигнале светофора…(разрешается)
- Перебегать улицу перед близко идущим транспортом…(запрещается)
- Идти толпой по тротуару…(разрешается)
- Переходить улицу по подземному переходу…(разрешается)
- Переходить улицу при жёлтом сигнале светофора…(запрещается)
- Помогать старикам и старушкам переходить улицу…(разрешается)
- Велосипедистам цепляться за проезжие машины…(запрещается)
- Обходить стоящий у тротуара транспорт спереди…(запрещается)
- Идти по тротуару слева…(запрещается)
- Выбегать на проезжую часть дороги…(запрещается)
- Кататься на велосипеде, не держась за руль…(запрещается)
- Болтать и громко смеяться в транспорте…(запрещается)
- Уважать правила дорожного движения…(разрешается)
Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»
Учитель: я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то дружно говорите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите. А теперь я вас проверю:
Кто из вас идет вперед только там, где пешеход?
Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
Кто вперёд всегда идёт, широко разинув рот?
Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?
Кто шагает без разбора на сигналы светофора?
Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?
Кто дорогу перейдёт только там, где переход?
Кто пинает мяч весёлый на дороге перед домом?
Чтоб проветриться в троллейбусе немножко,
Кто и голову, и туловище высунул в окошко?
Знает кто, что красный свет – это значит хода нет?
Кто бежит вперёд так скоро, что не видит светофора?
Знает кто, что свет зелёный означает – путь открыт?
Кто вблизи проезжей части весело гоняет мячик?
Кто ГИБДД помогает, за порядком наблюдает?
Дорожные ситуации
Каждому ребёнку даётся карточка с изображением дорожной ситуации ребенок должен прокомментировать изображение.
Возможные ситуации:
1. Мальчик выбегает на проезжую часть, погнавшись за мячом.
2. Мальчик перебегает проезжую часть в неположенном месте, потому что его внимание привлекли друзья на другой стороне дороги.
3. Девочки на заднем сиденье автомобиля путешествуют, не пристегнувшись ремнями безопасности. Кроме того, они мешают водителю.
4. Автомобиль еще не припарковался и не остановился, а мальчик уже торопиться выйти, причем на проезжую часть.
5. Мальчик перебегает дорогу по пешеходному переходу, но перед близко идущим транспортом.
6. Девочка переходит дорогу, обходя автобус спереди.
7. Дети выбегают на проезжую часть из-за кустарника.
8. Мальчик с девочкой катаются на роликах по проезжей части.
9. Мальчик совершает наземный переход на велосипеде.
10. Девочка идет по тротуару мимо арки, из которой выезжает машина. Водитель не видит девочку и может совершить наезд на юного пешехода