Урок ОБЖ в 8 классе «Правила поведения при угрозе террористического акта»
Тема урока: Правила поведения при угрозе террористического акта
Учебная цель: Познакомить учащихся с правилами безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера.
Оборудование: презентация, учебник, видеофильм
План урока:
№ |
Этап урока |
Содержание (цель) этапа |
Время |
1 |
Организационный момент |
Отметить присутствующих, объявить ему урока |
1мин |
2 |
Вступительное слово учителя |
Заинтересовать учащихся, нацелить их на изучение новой темы |
1мин |
3 |
Проверка домашнего задания |
Проверить усвоение материала предыдущего урока |
7мин |
4 |
Лекция |
Изложение нового материала в форме лекции |
25 мин |
5 |
Обобщение нового материала (беседа) |
Выводы из изложенного учителем материала урока |
10мин |
6 |
Сообщение домашнего задания |
Объяснить домашнее задание |
1мин |
Задачи:
Обучающие:сформировать у учащихся представление о терроризме,
ознакомить учащихся с основными правилами поведения в условиях террористического акта
Воспитательные:воспитывать ответственное отношение к своей жизни и жизни окружающих
Развивающие:развивать активную познавательную деятельность учащихся,выработать систему поведения в общественных местах.
Ход урока
Организационный момент (1мин)
- учитель
-Здравствуйте! Садитесь!
- Кто сегодня отсутствует? Кто дежурный?
Проверка домашнего задания (7 мин). Слайд с 1- 3
-Учитель. Вспомните и назовите тему прошлого урока.
Ответ учеников: «Правила поведения в ситуациях криминогенного характера».
-Учитель. Сейчас решим ситуационные задачи.
Задача №1
Вас остановил преступник, угрожая ножом, потребовал деньги. Ваши действия?
Ответы учеников:не будете сопротивляться, чтобы уменьшить физическое насилие по отношению к себе.
Задача №2
На улице к вам подъехала машина, и водитель стал вести себя агрессивно. Что вы будете делать?
Ответ учеников:закричать и убегать в противоположном направлении от машины.
Задача №3
Вы находитесь дома, внезапно в вашей квартире оказались злоумышленники. Ваши действия?
Ответ учеников: вызвать полицию
Задача №4
Вам позвонили в дверь и сказали «Телеграмма, нужно расписаться». Что вы примите?
Ответ учеников:попросите прочесть телеграмму через дверь, а нет пусть, уносят на почту.
Нацеливание учащихся на новую тему урока.
Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «терроризм». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 2 мин. (фильм о терроризме) Предлагаю вам видеосюжет о «Терроризме», посмотрев его, сравним, с вашими записями.
-Учитель. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке.
Ответы учеников: о правилах поведения при угрозе террористического акта.
Тема урока: Правила поведения при угрозе террористического акта.
(слайд 4)
Сегодня на уроке мы с вами рассмотрим следующие вопросы: (слайд 5)
Понятие о терроризме
Причины роста терроризма
Основные типы терроризма
Ответственность за участие в террористической деятельности
Как защитить себя при угрозе террористического акта
-Учитель. Сформулируйте цель нашего урока. (слайд 6)
Ответы учеников. Познакомиться с правилами безопасного поведения в различных ситуациях террористического характера.
-Учитель. В течение урока я вам буду давать жетоны за правильные ответы, в конце урока мы с вами подведем итог.
Вступительное слово учителя. (картинки, слайд 7)
Террористы сегодня ведут войну против мирных граждан практически на всех континентах. Захват заложников или взрыв с большим числом пострадавших, к сожалению, перестали быть уникальными событиями.
Не обошла эта беда и Россию – все мы помним трагические ситуации последних лет, горе и возмущение наших сограждан. В настоящее время специалистами федеральных служб, занимающими борьбой с террором, разработаны рекомендации для населения страны по правилам поведения при угрозе возникновения террористических актов и при террористических актах.
-Учитель. Приступим к первому вопросу.
1. Понятие о терроризме
-Учитель. Послушаем историческую справку о возникновении терроризма, которую подготовила нам ваша одноклассница Свириденко Диана.
-Учитель. Записываем в тетради определение понятия терроризм.
-Учитель. Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму» (принят в2006г.) (слайд 8)
Терроризм – это насильственные действия преступных лиц.
-Учитель. Ребята, что мы можем отнести к наиболее опасным террористическим актам?
Ответы учеников:
К наиболее опасным террористическим актам можно отнести:
(слайд 9,10)
- Взрывы в местах массового скопления людей.
- Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств, удерживание в них заложников.
- Похищение людей с целью получения выкупа и угроза физического уничтожения заложника.
- Воздействие на опасные промышленные объекты (например: химически опасные производства, атомные электростанции, арсеналы и другие опасные военные объекты, разрушение которых или нарушение их работы может вызвать массовое поражение людей.)
- Отравление систем водоснабжения, продуктов питания, искусственное распространение возбудителей инфекционных заболеваний.
- Искусственное заражение местности радиоактивными отходами.
-Учитель. Переходим ко второму вопроса урока. Делаем подзаголовок причины роста терроризма
Причины роста терроризма (слайд 11)
Политическая разобщенность общества, ожесточенная борьба за государственную власть
Глубокие противоречия в экономической сфере
Рост организованной преступности
Увеличение нелегального «рынка оружия».
Упадок общественной нравственности
Низкая эффективность работы государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб
- Учитель. Приведите примеры террористических актов.
Ответы учеников:
1879 — в Харькове киевский террорист Григорий Гольденберг убил харьковского генерал-губернатора князя Дмитрия Кропоткина — двоюродного брата знаменитого революционера-анархиста Петра Кропоткина.
1907 год 3 января — террорист-эсер Евгений Кудрявцев застрелил генерал-майора Владимира Фёдоровича фон дер Лауница.
25 сентября 1919 — в Москве в результате взрыва бомбы в Леонтьевском переулке, организованного анархистами, погибло 12 человек, ещё 55 были ранены.
3 июня 1969 — трое вооружённых жителей Ленинграда попытались захватить самолёт «Ил-14», совершавший рейс Ленинград — Таллин. Теракт был пресечён силами самого экипажа самолёта (все члены экипажа впоследствии были награждены орденами Красного Знамени и Красной Звезды).
9 ноября 1991 — Группа из трёх террористов захватила 178 заложников на борту пассажирского самолёта Ту-154.
2002 год. 50 чеченских боевиков (18 из них – женщины) захватили театр на Дубровке во время представления "Норд-Ост" и удерживали заложников в течении трёх дней. Погибло 130 человек, десятки ранено
2004 год 1 сентября — 3 сентября — Террористический акт в Беслане — группа террористов захватила 1128 заложников в здании школы № 1 в Беслане
Террористический акт в Домодедово Московского аэропорта 24 января 2011 г.
-Учитель. Молодцы, привели множество примеров, переходим с вами к третьему вопросу.
Основные типы терроризма (слайд 12)
Террористы-националисты (формирование отдельного государства)
Религиозные террористы(пример, террористы- шахиды)
Левые экстремисты (разрушение капитализма, преобладание коммунистического режима)
Правые экстремисты(сторонники фашистских режимов)
Транспортный терроризм
Экономический терроризм
Международный терроризм
Политический терроризм
Криминальный, или уголовный
Виртуальный (компьютерный) терроризм
Ответственность за участие в террористической деятельности (слайд 13)
Статья 206. Захват заложников наказывается лишением свободы на срок от 5 до 20 лет.
Статья 207.Заведомо ложные сообщения об акте терроризма наказываются штрафом в размере от двухсот до пятисот минимальных размеров оплаты труда, либо исправительными работами на срок от одного до двух лет, либо арестом на срок от 3 до 6 месяцев, либо лишением свободы на срок до трех лет.
Статья 208. Организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем наказывается лишением свободы на срок от 2 до 7 лет.
-Учитель. И наконец, мы переходим к самому главному вопросу урока.
Как защитить себя при угрозе террористического акта (мультфильм Зина, Кеша и террористы)
-Учитель. Предлагаю вашему вниманию видеосюжет.
-Учитель. О чем говорилось в видеосюжете? И какие выводы мы сможем с вами сделать?
-Учитель. Сейчас все вместе составим памятки по защите в случае террористического акта. (памятка на слайде, каждый этап высвечивается)
-Учитель. Поделитесь на группы по два человека.
-Учитель. Первая наша памятка будет просвещенна правилам поведения при обнаружении взрывных устройств. (слайд 14)
Как вы думаете с чего нам нужно начать?
Ответы учеников:
Не трогать
Предупредить окружающих
Сообщить о находке в полицию
Находиться на безопасном расстоянии
-Учитель. А что делать если вы оказались заложником?(памятка на слайде, каждый этап высвечивается)
Следующая наша памятка будет посвещенна этому вопросу. (слайд 15)
-Учитель. Самая страшная беда человека-это его паника. При приступах паники человек может нанести вред другому человеку!
-Учитель. И третья наша с вами памятка будет называться угроза террористического акта по телефону. (слайд 16)
- постарайтесь дословно запомнить разговор и зафиксировать его на бумаге.
- по ходу разговора отметьте пол, возраст, особенно речь звонившего (голос, темп речи, манера речи, произношение и т.д.).
- Отметьте звуковой фон (шум, звуки, голос),
- Отметьте характер звонка (городской или междугородний).
- Зафиксируйте точное время начала разговора и его продолжительность.
- При наличии на вашем телефонном аппарате автомата определение номера – запишите определившийся номер в тетрадь.
-Учитель. Для закрепления темы нашего урока,
отгадаем кроссворд. (слайд 17)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
5 |
|
|
|
2 |
|
з |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
|
1 |
т |
е |
р |
а |
к |
т |
|
|
|
|
6 |
у |
г |
р |
О |
з |
а |
|
е |
|
ы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Н |
|
|
|
р |
|
в |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С |
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
|
|
|
9 |
|
|
|
4 |
Т |
е |
р |
р |
о |
р |
и |
з |
м |
|
|
|
|
з |
|
10 |
|
|
И |
|
|
|
р |
|
|
|
|
|
8 |
о |
п |
а |
с |
н |
о |
с |
Т |
ь |
|
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
л |
|
а |
|
|
У |
|
|
|
с |
|
|
|
|
|
|
|
|
о |
|
е |
|
|
Ц |
|
|
7 |
т |
е |
р |
р |
о |
р |
|
|
|
ж |
|
м |
|
|
И |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
н |
|
н |
|
|
я |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
и |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
к |
|
к |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
По горизонтали:
1.Особо опасное государственное преступление, заключающееся в убийстве людей, причинении им тяжких телесных повреждений - теракт
4. Политика и тактика террора, наиболее тяжкое общественно опасное преступление, которое создает угрозу безопасности граждан, общества, государства - терроризм
5.Основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан – Конституция
7. Запугивание, физическое насилие, вплоть до уничтожения людей совершением акта насилия (убийства, поджоги, взрывы) - террор
8.Неблагопритный фактор, способный причинить вред здоровью, жизни -опасность
По вертикали:
2.Участник или сторонник актов террора - террорист
3. Процесс выделения энергии за короткий промежуток времени, связанный с быстрым физико-химическим изменением состояния вещества, приводящим к возникновению скачка давления или ударной волны, сопровождающийся образованием сжатых газов или паров, способных производить работу – взрыв
6. Совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства – угроза
9. Физическое лицо, захваченное и удерживаемое в целях понуждения государства, организации или отдельных лиц совершить какое - либо действие или воздержаться от совершения какого-либо действия как условие освобождения удерживаемого лица – заложник
10. Иностранный гражданин, завербованный для участия в военных или террористических действиях на основе материальной заинтересованности - наемник
Подведение итогов.
-Учитель. Сделаем вывод:
Успех в борьбе с терроризмом возможен только в том случае, если все граждане страны будут проявлять бдительность и наблюдательность, своевременно информировать правоохранительные органы и спец.подразделения о замеченных признаках возможного теракта.
Подведем итоги урока.
Что вы сегодня узнали на уроке? Чему научились? Пригодятся ли вам знания, поученные на уроке в повседневной жизни?
-Учитель. Вот наш урок и подошел к финальному завершению, давайте посчитаем количество жетонов, полученных в течение урока.
Выставление оценок.
Домашнее задание: подготовиться к опросу. Подготовить рассказ младшему школьнику о «Правилах поведения в случае террористического акта».