План-конспект урока по ОБЖ на тему «Личная безопасность при угрозе террористического акта» (10 класс)
План-конспект урока по ОБЖ на тему:
«Личная безопасность при угрозе террористического акта»
Класс: 10
Тип урока: Урок формирования практических умений учащихся.
Цели:
обучающая: сформировать умение определять последовательность действий в экстремальных ситуациях, связанных с терроризмом;
развивающая: развивать умения анализировать сложившуюся обстановку, научить правильно и своевременно реагировать на чрезвычайную ситуацию.
Задачи урока:
Обучающая: совершенствовать понятие «Терроризм»; выработать умения действовать в случае террористического акта; совершенствовать навыки учащихся по оказанию само- и взаимопомощи;
Развивающая: развить мышление учащихся в области обеспечения личной безопасности при угрозе террористического акта.
Воспитывающая: воспитывать ответственность у обучающихся за свою жизнь и здоровье окружающих.
Методы и методические приемы: словесные (рассказ, беседа), наглядные (презентация), практические (ситуационные задачи, упражнения).
Формы организации работы: фронтальная, групповая.
Список литературы:
Основы безопасности жизнедеятельности. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова; Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 6-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 224с.
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений: Основы безопасности жизнедеятельности: 5-11 классы / А.Т. Смирнов, Л.П. Анастасов, Б.О. Хренников и др.; Под общ. ред. А.Т. Смирнова. М.: Просвещение, 2011. – 112 с.
Оборудование: тетрадь, канцелярские принадлежности, карточки-задания, инструкционные карты.
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний:
1. Перечислит основные типы терроризма.
2. Перечислите характерные признаки террористов-смертников.
3. Приведите примеры террористических актов, совершенных в 19-21 в. на территории России.
Вспомним основные правила безопасности, или Главные правила ОБЖ! Обсуждение правил:
- Умей предвидеть опасности!
- По возможности – избегай!
- При необходимости – правильно действуй!
Давайте еще раз назовем места, какие и где чаще совершают террористические акции террористы? Ответы детей, работа с учебником: места скопления людей – парки, скверы, стадионы, кафе, театры; общественный транспорт, остановки и т.п.
Вывод: террористы не гнушаются ничем, чтобы запугать, уничтожить людей, поэтому используют разные виды: совершают взрывы, в транспорте, общественных местах, на военных объектах, наезды на пешеходов, транспортные остановки, резню или вооруженные нападения на улицах и т.д.
Быть заложником очень сложно, потому что человеку приходится переживать унижение, страх, ужас, отчаяние и т.п. Все это может отразиться в различном поведении заложников.
Дополнения учителя о психологии заложника:
1. Сначала человек не может поверить в случившееся;
2. Возникает неуправляемая реакция протеста против совершаемого насилия;
3. Понимание своей участи приводит к сильнейшей психологической травме, которая может проявиться либо в виде излишней активности, либо апатии и агрессивности;
4. Приспособление к ненормальным условиям существования может привести к распаду личности и утрате человеческого лица;
5. Постоянная угроза жизни может привести к развитию психических расстройств (например, слышатся звуки начавшегося штурма);
Практическая часть
Задание №1. Составить памятку о порядке действий при обнаружении подозрительного предмета
I - вариант
- Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета
- Действия при обнаружении подозрительного предмета в подъезде жилого дома, в общественном транспорте
II - вариант
- Признаки взрывного устройства
- Действия при обнаружении подозрительного предмета в учреждении
Ответ:
I - вариант
- Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета
- Действия при обнаружении подозрительного предмета в подъезде жилого дома, в общественном транспорте
Порядок действий при обнаружении подозрительного предмета:
Категорически запрещается трогать, вскрывать, передвигать или предпринимать какие-либо иные действия с обнаруженным предметом.
Не рекомендуется использовать мобильные телефоны и другие средства радиосвязи вблизи такого предмета.
Необходимо немедленно сообщить об обнаружении подозрительного предмета в полицию или иные компетентные органы.
В подъезде жилого дома:
Если вы обнаружили неизвестный предмет в подъезде своего дома:
1. Спросите у соседей. Возможно, он принадлежит им.
2. Если владелец предмета не установлен – немедленно сообщите о находке в компетентные органы.
В общественном транспорте:
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте:
1. Опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она и кто ее мог оставить.
2. Если её хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю.
II - вариант
- Признаки взрывного устройства
- Действия при обнаружении подозрительного предмета в учреждении
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации по защите населения от чрезвычайных ситуаций
Защита населения от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие мероприятия:
• оповещение населения об опасности, информирование его о порядке действий в сложившихся чрезвычайных условиях;
• эвакуация и рассредоточение;
• инженерная защита населения и территорий;
• радиационная и химическая защита;
• медицинская защита;
• обеспечение пожарной безопасности;
• подготовка населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций.
Виды и способы эвакуации классифицируются по разным признакам (схема).
Итог занятия
1. Какие существуют способы защиты населения в ЧС природного характера?
2. В чем сущность коллективного способа защиты?
3. Какие существуют законы в области защиты населения и территорий от ЧС?
Домашнее задание
Напишите рекомендации, которые могут дать ваши родные и близкие по обеспечению личной безопасности при угрозе террора