Материалы для педагогической практики «Право на родной язык, родную культуру, обряды и традиции»
ПРОЕКТ «ПРАВО НА РОДНОЙ ЯЗЫК, РОДНУЮ КУЛЬТУРУ, ОБРЯДЫ И ТРАДИЦИИ» Место проведения: МДОУ «Детский сад № 148 о.в.» г. Магнитогорска. Автор проекта: воспитатель Шерстюк М.В.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА ТИП ПРОЕКТА: информационно – творческий, групповой, краткосрочный. УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА: воспитанники старшей группы, родители, воспитатель. СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: три недели. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: раскрыть понятие право на родной язык; обогатить лексический запас русского языка; приобщить воспитанников к культуре ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: Организационно – подготовительный; Основной (практическая реализация проекта); Заключительный .
АКТУАЛЬНОСТЬ В основе реализации проекта преследуется задача показать равноправность родного языка, культуры, традиций в многонациональном детском коллективе. Проект направлен на реализацию права ребенка на свободное использование родного языка, на знакомство с национальными культурными традициями, народным творчеством. Проект будет способствовать формированию у детей правового самосознания, представлений о национальной принадлежности родном языке, развитию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод. Проект поможет педагогам, воспитанникам, родителям, в рамках духовно-нравственного воспитания, постичь духовные истоки многонационального народа, сохранить язык и этнокультурную память.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА – воспитание любви, интереса и уважения к родному языку, познакомить детей с правом на родную речь. Задачи проекта: 1. Воспитывать языковую толерантность; 2. Продолжать знакомиться с правом на родной язык; 3. Развивать коммуникативные навыки и выразительность речи; 4. Познакомиться с культурой и традициями родного народа; 5. Закреплять правила речевого поведения; 6. Формировать у детей потребность в доброжелательном общении с окружающими.
Участники проекта: дети, воспитатель, родители. Тип проекта – информационно-практический По количеству участников – групповой Форма представления проекта: Иллюстрированный анализ
ПРОЕКТ РЕАЛИЗУЕТСЯ ПО ДВУМ НАПРАВЛЕНИЯМ: Совместная деятельность с детьми. Взаимодействие с родителями . I ЭТАП - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ 1. Подбор песен и сказок на родном, интересных этимологических сведений родного языка, разработка игр, презентация. 2. Консультации и беседы с родителями. 3. Подбор наглядно-дидактических пособий, иллюстраций, музыкального сопровождения
II ЭТАП- ОСНОВНОЙ 1. Беседы с детьми «Право на родной язык», «Сколько в мире языков?», «Культура и традиции разных народов» просмотр видео. 2. Дидактические игры «Заря», «Моё право», «Платок». 3. Разучивание стихотворений на родном языке. 4. Слушание и исполнение песен, колыбельных на иностранном и родном языке. 5. Рассматривание карты нашей Родины. 6. Мастерская – изготовление книжек пословиц и поговорок на родном языке. 8. Квест игра – «В поисках права».
III ЭТАП- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ Викторина « Я знаю свои права». 2. Конкурс рисунков «Мой клад, мое богатство – Мой язык».
яяя РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА Беседы с детьми «Право на родной язык», «Сколько в мире языков?», «Культура и традиции разных народов» (просмотр видео)
Дидактические игры «Подними платок», «Моё право», «Заря».
Разучивание стихотворений на родном языке на башкирском языке на таджикском языке на русском языке
Слушание и исполнение песен, колыбельных на иностранном и родном языке. на башкирском языке на русском языке
Рассматривание карты нашей Родины.
Мастерская – изготовление книжек пословиц и поговорок на родном языке.
Квест игра – «В поисках права».
Викторина « Я знаю свои права».
Заключительный этап: Викторина « Я знаю свои права».
Конкурс рисунков «Мой клад, мое богатство – Мой язык». . Савельева Ева Дедяева Маргарита Степанов Степан
Консультация для родителей: «Семейные традиции- основа крепкой семьи», «Роль родного языка в формирование личности ребенка»
Проект разработан на основании следующих нормативных документов: Конвенция о правах ребенка Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 25 октября 1991 года № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»; Федеральный закон от 1 июня 2005 года № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации»; Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 года № 1666; Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ; Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы» (от 29 декабря 2014 г. № 2765-р); Постановление правительства Российской Федерации от 22 ноября 2017 г. № 1406 «О внесении изменений в федеральную целевую программу развития образования на 2016 - 2020 годы и признании утратившими силу некоторых актов правительства Российской Федерации Межведомственная программа развития дополнительного образования детей в Российской Федерации до 2020 года (от декабря 2013 г.); Стратегия развития воспитания в РФ (2015–2025) (утв. распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р); Концепция развития дополнительного образования детей (от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ: Н.Г. Зеленова, Л.Е. Осипова. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. (Старшая группа.) – М:. «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 112с. Ботякова О.А. Этнография для дошкольников. Народы России. Обычаи. Фольклор. ДОУ – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. – 32с., + цв. Ил. Е.А. Позднякова Гражданское воспитание в дошкольном образовательном учреждении: планирование, разработки занятий и мероприятий / авт.-сост. Е.А. Позднякова. – Волгоград: Учитель, 2008. – 148с. Козлова С.А. Мой мир: Приобщение ребенка к социальному миру. / С.А. Козлова Коррекционно-развивающие занятия с дошкольниками. / Л.И. Катаева. – М.: «ЛИНКА-ПРЕСС» 2000г. – 224с.: ил.
Результативность: Нужно ли ценить, хранить и уважительно относиться к своему родному языку? Безоговорочно, да! Тем более свой родной язык. Язык более чем способствует этому: он необычайно богат, красив, занимателен, изящен, пленителен и дивен. Данный проект помогает заложить первые ступени трепетной любви к родной речи, уважительному отношению к своему народному достоянию. Очень важно, чтобы родители и педагоги воспитывали правильное отношение, интерес и даже гордость за то, что нам досталось бесплатно, но стоит очень дорого! После соприкосновения с тайнами родного языка, со звучанием новых форм речи, удивительных фактов и занимательных заданий у детей продолжилась формироваться мотивация к получению знаний, исследовательской деятельности. Также немаловажный результат принесет творческий аспект проекта: у детей закрепилось желание созидать, проявился интерес к образному слову, укрепились нравственные понятия и положительная эмоциональная сфера.