Материал для педагогической практики «Развитие логического мышления учащихся на уроках биологии»
Студеникина Вера Инокентьевна
МКОУ «Хлебенская ООШ»
Мышление - это творческий, познавательный процесс, обобщенно и опосредованно отражающий отношения предметов и явлений, законы объективного мира.
Хорошее логическое мышление, развитая способность рассуждать, необходимо каждому ребенку. Ведь и в учении, и в жизни устойчивый успех только у того, кто делает точные выводы, действует разумно, мыслит последовательно, рассуждает непротиворечиво.
Способность мыслить последовательно, по законам логики, умение сочетать мысли по определенным правилам складываются благодаря обучению в школе. Но не сами собой, а в ответ на усилия ребенка. Эти качества необходимы всегда, когда нужно что-то оценить, или обсудить, что- то с чем-то сопоставить, и кого-то с кем-то рассудить.
Развитие логического мышления учащихся на всех уроках – одно из наиболее существенных требований, обеспечивающих качество обучения.
Учащиеся должны овладеть такими элементами логических действий, как: сравнение, классификация, выделение признаков предметов, определение знакомого понятия через род и видовое отличие, делать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки. Поэтому целесообразно начинать обучение логическим действиям с формирования соответствующих элементарных умений, постепенно усложняя задания.
Учить мыслить школьников в процессе обучения – это значит, учитывая их природные особенности, опираясь на методические и психологические основы их развития, обеспечить усвоение содержания учебного предмета.
проблемная ситуация побуждает ученика логически мыслить, а проблемная задача направляет мышление в определенное русло.
Выполнение учащимися разнообразных познавательных заданий, в том числе и проблемных, являются путем успешного формирования мышления.
Структура знаний включает факты, представления, понятия, законы, идеи, теории.
Факты могут быть получены в результате эксперимента, наблюдения или восприятия со слов учителя, учебника, так, на уроке биологии в 6 классе ученики наблюдают факт прорастания семян и выводят знания условий необходимых для прорастания.
Учебник - основной, хотя и не единственный, источник систематических знаний школьников. От умения работать с учебником в большой степени зависят прочность и осмысленность усвоения знаний. Умение работать с учебником связано с овладением учениками логических операций, что достигается определёнными методическими приемами и средствами
Развивающее обучение включает целенаправленные, методически продуманные лабораторные работы. Они позволяют учащимся осуществлять наблюдения исследовательского характера за различными биологическими объектами и процессами, провести анализ, сделать вывод или обобщение. Широкое использование лабораторных работ в учебном процессе повышает качество развивающего обучения, способствует развитию познавательной активности учащихся.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках применяются такие средства обучения как: аналитические, сравнительные и обобщающие текстовые таблицы, гербарные материалы, наборы коллекций, открытки, динамические таблицы и схемы-аппликации.
Повышение мыслительной активности учащихся способствует использование сравнительных схем. Их построение дает возможность уточнить черты сходства и различия, что содействует развитию мыслительной деятельности учащихся – анализу и синтезу. С целью закрепления, уточнения и ликвидации пробелов в знаниях учащихся, для развития умений использовать знания на практике можно предложить смонтировать сравнительные схемы. Например, для закрепления знаний по морфологии клетки можно дать задание составить сравнительную схему строения растительной и животной клеток.
Таблица 1
Органоиды |
Растительная клетка |
Животная клетка |
1 Ядро |
||
2. Плазматическая мембрана |
||
3. Цитоплазма |
||
5. Митохондрии |
||
6. Рибосомы |
||
7. Пластиды |
||
8.Вакуоль |
||
9.Эндоплазматическая сеть |
||
10. Комплекс Гольджи |
Большое значение в развитии учащихся имеет использование текстовых таблиц, позволяющих проанализировать изучаемые объекты и явления, определить характерные черты. В случае, когда необходимо коллективное заполнение теста таблицы непосредственно на уроке, её нужно заранее изобразить на доске. Затем, по ходу беседы, поочередно привлекать школьников к заполнению текста. Такая работа позволяет не только выявить уровень знаний по определённому вопросу, но и, комментируя ответы, учить школьников анализировать, сравнивать и обобщать.
Для систематизации результатов наблюдений в природе целесообразно использовать следующие таблицы:
Таблица 2
Приспособленность позвоночных животных к образу жизни
Вид |
Приспособления |
||
К климатическим условиям |
к характеру пищи |
к добыванию пищи |
|
Травяная лягушка |
|||
Прыткая ящерица |
|||
Деревенская ласточка |
|||
Дельфин -белобочка |
Обобщающие таблицы можно заполнять в процессе изучения материала всей темы.
Процесс мышления не возможен и без сравнения. Мы часто слышим: «Все познается в сравнении», «Без сравнения нет обучения». Содержание некоторых учебников составлено так, что материал в них изложен в форме сравнения. В биологии прием сравнения очень важен, так как он позволяет увидеть и понять процесс эволюции живого мира. Поэтому этот прием я очень часто использую на своих уроках:
- Чем растительная клетка по строению отличается от животной, а что у них общего?
- Чем представители класса однодольных отличается от представителей класса двудольных растений?
- Сравните головной мозг позвоночных животных, чем он отличается у представителей разных классов?
Систематическая работа в этом направлении позволяет сформировать умения сравнивать, обобщать, рассуждать, выделять главные мысли в материале каждого урока, в параграфе учебника, в прочитанной книге; освободить детей от зазубривания, неосмысленного запоминания, приводящего к перегрузкам памяти, потере интереса к обучению. С этой целью учу работать с текстом, рисунками, вопросами, учебной и научно-популярной литературы. Это позволит им самостоятельно и осмысленно усваивать учебный материал, логически мыслить.
Любой развитой человек должен обладать разумным мышлением. И нужно, чтобы учитель способствовал этому.