12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Абанина Ольга Александровна14

В математическом образовании дошкольников очень эффективно использовать такую форму рабо­ты, как конструирование. Единство математики и конструирования создает благоприятные условия для поиска связей и отношений между предметами, явлениями, их свойствами и качествами. Математические представления лучше осмысливаются детьми, закрепляются через конструирование, т.к. применяются в продуктивной деятельности.

В процессе конструирования ребенок овладевает навыками моделирования пространства, знакомится с отношениями, существующими между находящимися в нем предметами, учится преобразовывать предметные отношения различными способами -- надстраиванием, пристраиванием, комбинированием, конструированием по заданию взрослого, по собственному замыслу.

Конструирование относится к числу тех видов деятельности, которые имеют моделирующий характер. Строить и конструировать дети начинают с 2,5 - 3 лет, а иногда и раньше. И это очень благоприятно сказывается на развитии ребенка, потому что в конструировании происходит развитие восприятия и образного мышления, воображения и фантазии ребенка. Ребенок осваивает пространство, учится воспринимать такие свойства предметов как цвет, форма, величина; решать познавательные и творческие задачи, строить наглядные модели.

А еще конструирование - чрезвычайно благоприятный вид деятельности ребенка именно потому, что предоставляет неисчерпаемые возможности для самых разных сторон его развития. Когда ребенок пытается приладить параллелепипед на вершину призмы, а сверху пристроить цилиндр - идет процесс познания мира и одновременного становления тех психических функций, которые это познание обеспечивают.



Когда ребенок сначала делает чертеж, а потом согласно своему замыслу возводит игрушечный, ненастоящий дом - он учится думать. Когда соотносит реальный и моделируемый мир он формирует сознание. А когда опробует возможные варианты, крутит их в уме или на бумаге, пытаясь найти что-то неожиданное и необычное, соответствующее его собственной идее и эмоциональному отношению к своей конструкции - он решает творческие задачи. Вот всему этому я и хочу научить детей моей группы.

Термин «конструирование» означает приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов. Под детским конструированием принято понимать разнообразные постройки из строительного материала, изготовление поделок и игрушек из бумаги, картона, дерева и других материалов.

Но я сегодня хочу вас познакомить с опытом работы по пространственному конструированию, характерной особенностью которого является воссоздание и преобразование пространственных представлений, что способствует практическому познанию свойств геометрических тел и пространственных отношений. С одной стороны, этот вид деятельности требует от детей достаточно сложной пространственной ориентировки. Ребенку необходимо представлять создаваемую конструкцию в целом, учитывать ее пространственные характеристики, взаиморасположение частей и деталей. С другой стороны, именно в конструировании, как ни в какой другой деятельности, формируются пространственные ориентировки.



В дошкольной педагогике разработаны модели для обучения детей конструированию. Рассмотрим принципы конструирования, выделенные Л.А. Парамоновой:

1. Принцип доступности

2. Принцип систематичности и последовательности

3. Деятельностный принцип

4. принцип наглядности.

В детских магазинах конструкторы представлены в богатом ассортименте. Можно купить магнитные конструкторы, рамки-вкладыши, пазлы, есть конструкторы Лего, из трубочек и соединительных механизмов… Замечательно, что родители покупают их и используют для развития пространственного логического мышления своих детей. У них есть только 1 минус – высокая цена. Я же в своей работе использую конструктор, изготовленный из бросового материала для 3D моделирования с помощью зубочисток или спичек. Из зубочисток отлично получаются также различные головоломки и 3D модели, создание которых превосходно развивает логику пространственного мышления, креативность, мелкую моторику рук; а еще это – прекрасная психологическая разгрузка. Основная методика в данном случае заключается в соединении зубочисток при помощи пластилиновых шариков. Очень рекомендую!

В детском творчестве пластилин является инструментом без границ! Изучаем цвета и оттенки, развиваем мелкую моторику и фантазию, лепим маленькие шарики разной величины и цвета и соединяем элементы зубочистками в геометрические фигуры и постройки.

Сначала я учила детей конструировать плоскостные геометрические фигуры. Дала понятие «плоскостная» геометрическая фигура, познакомила с понятиями «вершина» и «сторона». Дети запомнили, что шарик — это вершина и он служит для соединения спичек (зубочисток), а каждая спичка представляет собой сторону геометрической фигуры.



Детям предлагала карточки-схемы, на которых дети ищут подсказку с количеством вершин-шариков и сторон-палочек, которые нужны для конструирования той или иной геометрической фигуры.

Дети «читали» схему и опираясь на нее строили треугольники, многоугольники, ромбы, прямые, ломаные….

Как только дети освоили геометрические понятия и научились работать с данным конструктором, мы перешли к конструированию объемных геометрических фигур, таких как призма, куб, параллелограмм…

Далее мы перешли к объемным композициям. К плоской опоре вертикально присоединяли зубочистки, вершины которых закрывали шариками. Чередовать горизонтальные и вертикальные ряды зубочисток с пластилиновыми соединениями можно пока 3D фигура прочно стоит на поверхности.

Кроме зубочисток и спичек, длина которых одинакова, мы стали использовать разноцветные коктельные трубочки, длину которых можно прекрасно регулировать, разрезая их на отрезки определенной величины. В результате мы получили более разноплановый конструктор. При изготовлении пространственных фигур дети учитывают: длину сторон, расположение частей относительно друг друга, цвет, форму и величину.

На данном этапе я знакомлю детей с простым по строению каркасом, как центральным звеном постройки (его части, характер их взаимодействия), и последующую демонстрацию различных его изменений, приводящих к трансформации всей конструкции. В результате дети усваивают общий принцип строения каркаса и учатся выделять особенности конструкции. В конструировании такого типа ребёнок, глядя на каркас, должен домыслить, как бы дорисовать его, добавляя к одному и тому же каркасу разные дополнительные детали. Каркасное конструирование - эффективное средство формирования воображения, обобщённых способов конструирования, логического мышления.

Ценность данного 3Д конструктора в том, что ребенок, работая с ним учится не только ориентироваться в пространстве, но и постигает азы науки «геометрия», что, конечно же, в дальнейшем обязательно пригодится ему в школе.

Данные материалы хранятся в доступном для детей месте и они могут в любой момент создавать новые интересные постройки, которые затем обыгрывают.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.