12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Медведева Тамара Ивановна139
5

«Правонарушения подростков и их возможные последствия. Уголовная ответственность несовершеннолетних»

Целевая аудитория: от 13 до 18 лет.


Форма и методы работы: беседа, презентация, демонстрация слайдов и видеороликов.

Цели:

  • профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников центра;
  • воспитание правового сознания воспитанников.

Задачи:

  • обсудить с воспитанниками проблему преступности среди несовершеннолетних;
  • объяснить  особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
  • формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
  • формировать навыки критического анализа сложных ситуаций.

Ожидаемый результат:

  • приобретение воспитанниками правовой грамотности в вопросах правонарушений и их последствий.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, плакаты о правах и обязанностях несовершеннолетних.

План:

1.Ритуал начала занятия. Игра «Здороваемся необычно»

2.Вводная часть:

Актуальность темы;

Задачи занятия.

3. Основная часть:

Мини – беседа (видиоролик);

Задание: «Почему подростки совершают противоправные действия?»;

Тренинг «Чаша»;

Обсуждение проблемы;

Практическое задание (работа по ситуациям);

Вывод;

Презентация.

Чтение притчи.

4.Заключительная часть: составление сиквейна на тему: «Преступление».

Рефлексия. Игра «Я уважаю твоё право».

Гораздо лучше предупреждать

преступления, нежели их наказывать.

Екатерина Великая.


    1. Ритуал начала.

Игра «Здороваемся необычно»

Воспитатель  говорит: «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.


              2. Вводная часть.

         -  Правонарушения подростков и их возможные последствия. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

         - Как вы считаете, эта тема действительно актуальна для нас? И почему? (Ответы воспитанников)   (слайд № 1)

        - Поэтому задачей нашего с вами общения будет обсуждение проблемы преступности среди несовершеннолетних и возможных последствий противоправных действий.

        - А эпиграфом к нашему занятию мы выбрали слова Екатерины Великой: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать». ( Слайд № 2)

             3.Основная часть.

      - Почему же подростки совершают противоправные действия, что их толкает на это. (Видеоролик).

Прежде чем, ребята, вы приступите к обсуждению проблемы, я бы хотела провести с вами небольшой тренинг.

       -Представьте, что у меня в руках символическая чаша жизни, о которой говорят, что она «полная», если человек состоялся в жизни. Как вы думаете, что делает нашу жизнь удачной, сложившейся.

        Положите в чашу цветок с соответствующим ярлычком. (Воспитанники кладут в чашу заранее заготовленные бумажные цветы из салфеток с ярлычками «Любовь», «Дружба», «Семья», «Дети» и т. д.). Сейчас чаша, действительно «полная».

 ( Слайд № 3)

         Но бывает достаточно неосторожного или преднамеренного движения, удара судьбы, чтобы эта хрупкая чаша разбилась. (Учитель разбивает чашу, цветы рассыпаются.) И на смену Чаше жизни приходит ящик Пандоры.

( Слайд № 4)

       (Из стилизованного ящика дети достают листки с надписями «Горе», «Беда», «Несчастье», «Унижение», «Боль», «Страдание», «Одиночество», «Страх», «Отсутствие работы», «Пьянство», «Бездомность». Мы очень надеемся, что этого не произойдёт в вашей жизни и поэтому предлагаем вам вспомнить всё, что вы знаете о правонарушениях и ответственности за них.

Обсуждение проблемы. (Высказывания детей)

Практическое задание

— А сейчас я буду вам зачитывать ситуации, а вы будете определять, что совершили наши герои: маленькое зло, преступление (большое зло) или просто забыли об обещанном. Если просто забыли, хлопните в ладоши один раз, если совершили маленькое зло — два раза, а если большое — три раза.

Ситуации

1.Ученик попросил на контрольной у своего одноклассника автоматический карандаш и оставил его себе.(1)

2. Девочка перед летними каникулами взяла у подруги почитать книгу и забыла ее вернуть.(1)

3. Мальчик нашел в магазине 1 тыс. рублей и положил ее себе в карман.(2)

4. Девочка, стоя у кассы, забрала сдачу, которую оставил предыдущий покупатель.(2)

5. Два первоклассника очень хотели есть и поэтому в магазине спрятали себе в карман по две пачки печенья.(3)

6. Две ученицы забрали из сумки своей подруги дорогую куклу, которую ей подарила мама на день рождения и которую она принесла, чтобы показать другим детям.(3)

-  Ребята, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?

-  Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.

Дети. Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.

-  Что такое правонарушение?

Дети. Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.

-  Дайте определение преступлению.

Дети. Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.


    - Сейчас я попрошу вас разделиться по группам (2человека). Взять карточки с заданием и немного поработать самостоятельно. Вам нужно определить, что написано в карточке – правонарушение или проступок.

Варианты заданий: (по группам)

1) Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. (Правонарушение)

2) Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу. (проступок)

3) Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.(преступление)

4) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы. (правонарушение)

5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки. (проступок)

6) Женя на дискотеке распространял наркотики (преступление)

Вывод.

 За причиненное людям зло государство всегда наказывает. Наказание следует и за правонарушение, и за преступление. Самое строгое наказание дается за преступление — действие, запрещенное законом и опасное для других людей. Преступников чаще всего лишают свободы. Вы пока еще дети, поэтому за ваше поведение отвечают папа и мама. Даже если вы совершите плохой поступок, причините другим людям зло, наказывать будут их. Но когда вам исполнится четырнадцать лет, придется самим отвечать за свое поведение, тогда за правонарушения — нарушения прав других людей, причинение им зла — будут наказывать вас самих и даже могут лишить свободы. Надо учиться вести себя так, чтобы никогда не переступать границы прав других людей.

Молодцы, ребята! Все отлично справились с заданиями.


Презентация.


Послушайте притчу.

Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:

— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.

Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:

— А какой волк в конце побеждает?

Старик улыбнулся и ответил:

— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Я желаю вам не кормить своего волка злобы и жестокости. Вовремя остановитесь у преступной черты.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

        - Заканчивая наше занятие и обобщая всё, что вы повторили и узнали сегодня, давайте вместе попробуем составить синквейн на тему «Преступление»

Преступление

Административное, уголовное

Изолирует, губит, ломает

Наказание неотвратимо

Не играй с законом в игры

(Слайд № 5)

Игра «Я уважаю твое право...»
      Дети становятся в круг и по очереди, глядя соседу справа в глаза, говорят, например: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник в ответ кивает головой, благодарит и говорит следующему: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке»; «Я уважаю твое право быть счастливой(ым) и не буду тебя обижать» и т. д

Надписи на доске:

Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.

Вольтер (1694 – 1778)

Невежество - мать всех преступлений. Преступление прежде всего - неразумие.
Оноре де Бальзак

Не в жестокости, а в неизбежности наказания заключается один из наиболее эффективных способов предупредить преступления. (Беккариа Чезаре.)

Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершаются под влиянием вина.

Л.Н. Толстой


Опубликовано


Комментарии (3)

Полянская Оксана Николаевна, 20.07.21 в 23:10 3Ответить Пожаловаться
Нет ссылки на видеоролик. Нет презентации.
Сорокина Светлана Валерьевна, 21.07.21 в 04:39 2Ответить Пожаловаться
Согласна. А еще не мешало бы добавить ссылки на заимствованные источники!
Аладышева Татьяна Петровна, 21.07.21 в 08:06 1Ответить Пожаловаться
Синквейн содержит ошибки. Преступлений административных нет.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.