12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Медведева Тамара Ивановна139 |
«Правонарушения подростков и их возможные последствия. Уголовная ответственность несовершеннолетних»
Целевая аудитория: от 13 до 18 лет.
Форма и методы работы: беседа, презентация, демонстрация слайдов и видеороликов.
Цели:
- профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних воспитанников центра;
- воспитание правового сознания воспитанников.
Задачи:
- обсудить с воспитанниками проблему преступности среди несовершеннолетних;
- объяснить особенности уголовной ответственности несовершеннолетних;
- формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения;
- формировать навыки критического анализа сложных ситуаций.
Ожидаемый результат:
- приобретение воспитанниками правовой грамотности в вопросах правонарушений и их последствий.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация; Конституция РФ, Уголовный кодекс РФ, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, плакаты о правах и обязанностях несовершеннолетних.
План:
1.Ритуал начала занятия. Игра «Здороваемся необычно»
2.Вводная часть:
Актуальность темы;
Задачи занятия.
3. Основная часть:
Мини – беседа (видиоролик);
Задание: «Почему подростки совершают противоправные действия?»;
Тренинг «Чаша»;
Обсуждение проблемы;
Практическое задание (работа по ситуациям);
Вывод;
Презентация.
Чтение притчи.
4.Заключительная часть: составление сиквейна на тему: «Преступление».
Рефлексия. Игра «Я уважаю твоё право».
Гораздо лучше предупреждать
преступления, нежели их наказывать.
Екатерина Великая.
- Ритуал начала.
Игра «Здороваемся необычно»
Воспитатель говорит: «Давайте попробуем испытать новые эмоции, а заодно и освоим нетрадиционные приветствия. Вы можете сами придумать их и показать всей группе. Для начала предлагаю несколько вариантов приветствия: тыльной стороной ладони, стопами ног, коленями, плечами, лбами и т. п.
2. Вводная часть.
- Правонарушения подростков и их возможные последствия. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
- Как вы считаете, эта тема действительно актуальна для нас? И почему? (Ответы воспитанников) (слайд № 1)
- Поэтому задачей нашего с вами общения будет обсуждение проблемы преступности среди несовершеннолетних и возможных последствий противоправных действий.
- А эпиграфом к нашему занятию мы выбрали слова Екатерины Великой: «Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели их наказывать». ( Слайд № 2)
3.Основная часть.
- Почему же подростки совершают противоправные действия, что их толкает на это. (Видеоролик).
Прежде чем, ребята, вы приступите к обсуждению проблемы, я бы хотела провести с вами небольшой тренинг.
-Представьте, что у меня в руках символическая чаша жизни, о которой говорят, что она «полная», если человек состоялся в жизни. Как вы думаете, что делает нашу жизнь удачной, сложившейся.
Положите в чашу цветок с соответствующим ярлычком. (Воспитанники кладут в чашу заранее заготовленные бумажные цветы из салфеток с ярлычками «Любовь», «Дружба», «Семья», «Дети» и т. д.). Сейчас чаша, действительно «полная».
( Слайд № 3)
Но бывает достаточно неосторожного или преднамеренного движения, удара судьбы, чтобы эта хрупкая чаша разбилась. (Учитель разбивает чашу, цветы рассыпаются.) И на смену Чаше жизни приходит ящик Пандоры.
( Слайд № 4)
(Из стилизованного ящика дети достают листки с надписями «Горе», «Беда», «Несчастье», «Унижение», «Боль», «Страдание», «Одиночество», «Страх», «Отсутствие работы», «Пьянство», «Бездомность». Мы очень надеемся, что этого не произойдёт в вашей жизни и поэтому предлагаем вам вспомнить всё, что вы знаете о правонарушениях и ответственности за них.
Обсуждение проблемы. (Высказывания детей)
Практическое задание
— А сейчас я буду вам зачитывать ситуации, а вы будете определять, что совершили наши герои: маленькое зло, преступление (большое зло) или просто забыли об обещанном. Если просто забыли, хлопните в ладоши один раз, если совершили маленькое зло — два раза, а если большое — три раза.
Ситуации
1.Ученик попросил на контрольной у своего одноклассника автоматический карандаш и оставил его себе.(1)
2. Девочка перед летними каникулами взяла у подруги почитать книгу и забыла ее вернуть.(1)
3. Мальчик нашел в магазине 1 тыс. рублей и положил ее себе в карман.(2)
4. Девочка, стоя у кассы, забрала сдачу, которую оставил предыдущий покупатель.(2)
5. Два первоклассника очень хотели есть и поэтому в магазине спрятали себе в карман по две пачки печенья.(3)
6. Две ученицы забрали из сумки своей подруги дорогую куклу, которую ей подарила мама на день рождения и которую она принесла, чтобы показать другим детям.(3)
- Ребята, в чем отличие между понятиями проступок, правонарушение и преступление?
- Что же такое проступок? Дайте определение своими словами.
Дети. Проступок – это нарушение общепризнанных правил поведения; вызывающее поведение.
- Что такое правонарушение?
Дети. Правонарушение – это нарушение закона, за него наступает административная ответственность.
- Дайте определение преступлению.
Дети. Преступление – это грубое нарушение закона. Все возможные преступления собраны в Уголовном Кодексе Российской Федерации.
- Сейчас я попрошу вас разделиться по группам (2человека). Взять карточки с заданием и немного поработать самостоятельно. Вам нужно определить, что написано в карточке – правонарушение или проступок.
Варианты заданий: (по группам)
1) Толя, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет в кармане. (Правонарушение)
2) Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живет у подруги, но продолжает ходить в школу. (проступок)
3) Женщина, проживающая на улице напротив школы, продавала школьникам наркотики.(преступление)
4) От Димы пахло алкоголем, это заметил учитель физкультуры, когда Дима, шатаясь, шел по коридору школы. (правонарушение)
5) Третьеклассники Вова и Андрей каждый день опаздывают на уроки. (проступок)
6) Женя на дискотеке распространял наркотики (преступление)
Вывод.
За причиненное людям зло государство всегда наказывает. Наказание следует и за правонарушение, и за преступление. Самое строгое наказание дается за преступление — действие, запрещенное законом и опасное для других людей. Преступников чаще всего лишают свободы. Вы пока еще дети, поэтому за ваше поведение отвечают папа и мама. Даже если вы совершите плохой поступок, причините другим людям зло, наказывать будут их. Но когда вам исполнится четырнадцать лет, придется самим отвечать за свое поведение, тогда за правонарушения — нарушения прав других людей, причинение им зла — будут наказывать вас самих и даже могут лишить свободы. Надо учиться вести себя так, чтобы никогда не переступать границы прав других людей.
Молодцы, ребята! Все отлично справились с заданиями.
Презентация.
Послушайте притчу.
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Я желаю вам не кормить своего волка злобы и жестокости. Вовремя остановитесь у преступной черты.
- Заключительная часть. Рефлексия.
- Заканчивая наше занятие и обобщая всё, что вы повторили и узнали сегодня, давайте вместе попробуем составить синквейн на тему «Преступление»
Преступление
Административное, уголовное
Изолирует, губит, ломает
Наказание неотвратимо
Не играй с законом в игры
(Слайд № 5)
Игра «Я уважаю твое право...»
Дети становятся в круг и по очереди, глядя соседу справа в глаза, говорят, например: «Я уважаю твое право на безопасность и не стану тебя бить». Собеседник в ответ кивает головой, благодарит и говорит следующему: «Я уважаю твое право на учебу и не стану тебя отвлекать на уроке»; «Я уважаю твое право быть счастливой(ым) и не буду тебя обижать» и т. д
Надписи на доске:
Только слабые совершают преступления: сильному и счастливому они не нужны.
Вольтер (1694 – 1778)
Невежество - мать всех преступлений. Преступление прежде всего - неразумие.
Оноре де Бальзак
Не в жестокости, а в неизбежности наказания заключается один из наиболее эффективных способов предупредить преступления. (Беккариа Чезаре.)
Девять десятых из всего числа преступлений, пятнающих человечество, совершаются под влиянием вина.
Л.Н. Толстой