12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Никитушкина Ирина Петровна3931
Люблю читать исторические романы, путешествовать, заниматься благотворительностью, работать над проектами по краеведению с моими учениками
Россия, Самарская обл., Похвистнево

Право, профиль. Блок № 5 «Уголовное право»

Блок-модуль темы: «Уголовная ответственность несовершеннолетних» (& 21)

Блок - модуль № 8

 

Учебный элемент

 

Учебный материал с указанием заданий

 

Руководство по усвоению учебного материала

Деятельность учащихся

 

УЭ - 0

 

Цель:

В процессе учебной работы над заданием вы должны:

- понимать сущность уголовной ответственности несовершеннолетних;

знать:

что такое преступление;

об уголовной ответственности несовершеннолетних;

причины смягчения ответственности, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

уметь:

различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае;

применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;

 

 

 

УЭ – 1

Входной контроль

 

 

Вводная беседа. Составить ассоциативный ряд

со словосочетанием «Уголовная ответственность»:

________________________

________________________

________________________...

 

Вместе с учителем составить и записать (учитель на интерактивной доске, а учащиеся в тетрадях) эти ассоциации;

 

Прочитать ситуации в Приложении № 1 и из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность (в случае затруднения определения этих ситуаций, посмотри в Приложении № 2).

Проведите взаимопроверку с соседом по парте.

Сделайте выводы по алгоритму и запишите в тетрадях:

  1. Уголовная ответственность наступает за совершение любого правонарушения?

    Между какими субъектами возникает это правоотношение?

    В чём заключается по своему характеру уголовная ответственность?

 

 

УЭ – 2

 

Изучение

Нового материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом учебника

Прочитать текст учебника на стр. 198 – 199 (начиная с 5-го абзаца стр. 198):

Промаркировать текст, используя условные обозначения:

- «V» - уже знал

- «+» - новое

- « - » - думал иначе

- « ? » - не понял, есть вопросы.

2. Составить схему видов наказания несовершенно-

летних.

3. Составить классификацию мер

воспитательного характера,

применяемые к

несовершеннолетним.

4. Сделать вывод: уголовная ответственность и

наказание одно и тоже?

 

 

УЭ - 3

 

Закрепление знаний и способов действий

 

Задания I уровня:

Расскажи соседу по парте о видах наказаний для несовершеннолетних.

Ответь на вопрос: в каких случаях к подросткам применяются принудительные меры воспитательного воздействия?

Составить сравнительный анализ видов наказаний на общем основании и видов наказания, применяемые к несовершеннолетним.

 

 

Задания II уровня.

Задание 1.

Проранжировать предложенные положения о целях наказаний для несовершеннолетних и свой ответ аргументировать:

Наказание применяется:

А. С целью возмездия за преступление;

Б. С целью восстановления социальной

справедливости;

В. В целях исправления осужденного;

Г. С целью предупреждения новых преступлений.

 

Задание 2.

Чем объясняется смягчение во многом ответственности, которое предусмотрено в отношении несовершеннолетних правонарушителей?

 

Задания III уровня.

 

Задание 1. Выскажи аргументировано свою точку зрения по данной проблеме: «Можно ли исправить преступника?»

 

Первая точка зрения. Воспитание человека осуществляется в основном в детстве, исправить преступника уже нельзя. Изоляция преступников, причём на как можно более длительные сроки – единственное, что может спасти общество.

 

Вторая точка зрения. Сознание человека – это своего рода лист бумаги, на котором есть некоторые записи. Нежелательные знаки (антиобщественную установку преступника) можно стереть (применяя наказание). Вообще же развитие личности, её воспитание идёт всю жизнь, а не только в детстве, подростковом и юношеском возрасте.

 

Задание 2.

Вы – участник Всемирного конгресса криминологов. Большинство специалистов стали доказывать, что преступниками становятся «по наследству», то есть те, кто от родителей унаследовал тягу к совершению преступлений. А вам известен случай, когда в хорошей семье родились братья-близнецы. Один стал преступником, а другой – прокурором.

Как бы вы использовали этот факт в своём выступлении на конгрессе?

 

 

Учащиеся выбирают уровневые задания и работают с ними.

 

Учитель контролирует выполнение заданий или индивидуально, или работая фронтально с классом.

 

 

 

 

 

 

 

 

Расставить цели наказания по степени важности для несовершеннолетних преступников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для аргументации своей точки зрения обратитесь к

Приложению № 3

 

УЭ – 4

Подведение итогов урока

 

Возвращаемся к ассоциативному ряду, составленному в начале урока на доске (если появилась такая необходимость – вносим изменения в записи, сделанные в начале урока и аргументируем их.

 

 

Учащиеся высказывают свою точку зрения:

Что можно и нужно добавить в ассоциативный ряд после изучения нового материала?

 

УЭ – 5

Рефлексия

 

Цель: оценить свою работу на уроке

 

Ещё раз прочитать цель урока:

Достигли ли вы цели урока?

В какой степени?

Оцените свою работу на уроке.

 

Учащиеся высказывают своё мнение об уроке – его достоинствах и предлагают варианты изменения структуры урока:

- «Больше всего на уроке мне запомнилось, понравилось, и что бы я хотел изменить…»

 

 

УЭ – 6

Домашнее задание

Цель: закрепить полученные знания на уроке

 

& 21, стр. 198 – 199

Письменно:

II уровень – задания 3-5 на выбор 2 задания;

III уровень – стр. 200 – эссе «Мысли мудрых»

 

 

 

 

Открытый урок

с использованием технологии модульного обучения

 

Тема урока:

 

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»

 

11 «Б» класс - право, профиль (возраст учащихся – 16-17 лет)

 

Цель:

расширить и углубить представления учащихся о юридической ответственности за совершение преступления и его возникновение.

 

Задачи:

продолжить формирование обще учебных умений – сравнительного анализа, работы с источниками и дополнительной информацией, научиться сопоставлять факты;

на основании изученных условий и факторов возникновения преступности, определить условия наступления уголовной ответственности;

воспитывать чувство неприятия и отвращения к преступности, гражданское самосознание;

каждому предстоит применить свои знания по теме при решении практических правовых задач;

совершенствовать навыки коллективной деятельности.

 

Учащиеся должны знать:

что такое преступление

об уголовной ответственности несовершеннолетних

причины смягчения ответственности, предусмотренные Уголовным Кодексом РФ в отношении несовершеннолетних правонарушителей.

 

Учащиеся должны уметь:

различать основания для привлечения к уголовной ответственности в том или ином случае;

применять полученные знания при решении учебных ситуационных задач;

 

Тип урока:

комбинированный – изучение нового материала с элементами

практической деятельности, работа с интерактивной доской.

 

План урока:

 

Преступление. Признаки преступления.

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Мера наказания несовершеннолетних.

 

 

ХОД УРОКА

 

1. Вступительная часть

Стратегия: активизировать внимание школьников с целью настроить на

продуктивную работу на уроке.

Монолог учителя:

Нравственные принципы бытия человечество вырабатывало тысячелетиями. Куда меньше, оказывается, нужно времени, чтобы принципы эти деформировать. Где же та черта, за которой нравственное развитие останавливается, идёт вспять? Каждое отступление людей от норм, принятых в обществе, встречает явное или скрытое осуждение, а нарушение норм права влечёт за собой определённые меры юридической ответственности.

 

Вопросы к классу:

Что такое преступление? (это общественно опасное деяние, предусмотренное

УК РФ под угрозой применения наказания).

Каковы признаки преступления?

( - это деяние, которое может совершаться в форме действия, либо

бездействия;

- это общественно опасное деяние;

- это деяние, предусмотренное Уголовным Кодексом РФ;

- это виновное деяние;

- это наказуемое деяние.

Что такое уголовная ответственность? (это правовые последствия, результат

применения норм Уголовного права, осуждение от имени государства

виновного лица, совершившего преступление.

 

2. Основная часть

Стратегия: активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Учитель:

2.1. (Работа с интерактивной доской – на доске составляем ассоциативный ряд)

С чем у вас ассоциируется понятие «Уголовная ответственность несовершеннолетних»?

Примерные ответы учащихся:

Уголовный кодекс РФ

Закон

Наказание

Цели наказания

Возраст

Можно ли избежать наказания

Преступник

 

2.2. Инструктаж учителя к самостоятельной работе по блок-модулю.

 

Работа учащихся в парах:

Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность (Смотрите в приложении № 1)

 

Выводы:

Таким образом, уголовная ответственность наступает за совершение не любого правонарушения, а только преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ;

Уголовная ответственность как правоотношение возникает между государством и лицом, совершившим преступление;

По своему характеру уголовная ответственность заключается в том, что государство, во-первых, порицает неправомерное поведение человека, совершившего преступление; во-вторых, наказывает его.

 

Учитель - делаем записи в тетрадях:

  • Уголовная ответственность наступает за деяния, предусмотренные УГ РФ;

    Она отличается жёсткими санкциями, которые применяются в судебном порядке;

    Уголовная ответственность – это государственное принуждение к исполнению права.

 

Учитель – проблемный вопрос?

- Как вы думаете, уголовная ответственность и наказание – это одно и тоже?

(Нет, не одно и тоже. Уголовная ответственность предшествует наказанию. Это означает, что лицо, виновное в совершении преступления, привлекают к уголовной ответственности, а затем суд, рассмотрев уголовное дело, определяет этому лицу наказание).

 

Далее идёт самостоятельная работа учащихся по блоку - модулю урока.

 

3. Заключительная часть

Отработка разно уровневых заданий (учитель выступает в роли консультанта).

3.1. Обобщение.

3.2. Подведение итогов. Рефлексия.

Самоанализ и самооценка своей деятельности.

Учитель проводит «оценку качества урока», берёт во внимание замечания

и пожелания учеников.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

 

Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность:

 

Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.

Друзья решили посмотреть, как устроено ружьё, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружьё на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружьё выстрелило, один из подростков погиб.

Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.

На перемене подросток зашёл в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.

Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.

Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.

Подростки курили в туалете школы.

подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.

 

Приложение № 2

Уголовная ответственность несовершеннолетних

 

В соответствии с Уголовным кодексом РФ уголовная ответственность несовершеннолетних наступает с 16 лет за все виды преступлений, обозначенных в УК РФ. Но за строго определённый ряд преступлений, перечисленных в статье 20 УК РФ, ответственность наступает с 14 лет:

 

Убийство – статья 105;

Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью – статья 111;

Умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью – статья 112;

Похищение человека – статья 126;

Изнасилование – статья 131;

Насильственные действия сексуального характера – статья 132;

Кража – статья 158;

Грабёж – статья 161;

Разбой – статья 162;

Вымогательство – статья 163;

Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения – статья 166;

Умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах – ч.2 ст. 205;

Терроризм – статья 205;

Захват заложника – статья 206;

Заведомо ложное сообщение об акте терроризма – статья 207;

Хулиганство при отягчающих обстоятельствах – ч.2 и 3 ст. 213;

Вандализм – статья 214;

Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств – статья 226;

Хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ – статья 229;

Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения – статья 267.

 

 

Приложение № 3

Причины преступлений несовершеннолетних

 

Одна из причин преступлений несовершеннолетних – аморальная обстановка в семье, с детских лет настраивающая ребёнка на неадекватное (агрессивное, бесчестное, коварное и т.д.) отношение к окружающим. Это отношение становится психологической основой готовности подростков к анти правовым деяниям.

Далее наступает очередь улицы, а точнее – асоциальные отношения в группах с отрицательной направленностью. Лишь небольшое число подростков сами, по своей инициативе идут на преступление. Большинство следует в преступных действиях за более взрослыми, авторитетными, сильными, инициативными «друзьями». Речь идёт о вовлечении несовершеннолетних в совершение преступления. Вовлекают, как правило, старшие младших. Они совершают это преступление путём обещаний, обмана, угроз или иным способом. Иногда малолетних детей заставляют попрошайничать или заниматься бродяжничеством. Это тоже преступление, оно называется вовлечение несовершеннолетнего в совершение антиобщественных действий. За него Уголовный кодекс предусматривает соответствующее наказание.

Необходимо научиться коварно распознавать тех, кто коварно и преступно использует наивность и доверчивость детей, кто калечит их жизни «на корню», лишает перспектив нормальной, благополучной жизни.

Употребление спиртных напитков и наркотиков – страшное средство, ускоряющее приобщение несовершеннолетних к преступной деятельности. Для того, чтобы систематически принимать эту гадость, необходимо довольно много денег. Честным трудом заработать столько денег трудно. Остаются криминальные пути. Особенно страшна в этом смысле наркомания – стойкая потребность в принятии наркотических средств. Она приводит к физической и духовной деградации, а затем к гибели заболевшего ею человека. Наркомания сопряжена с преступными действиями по добыванию, хранению и распространению наркотиков.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.