Урок русского языка «Правописание О/Е после шипящих и Ц в суффиксах и окончаниях имён прилагательных» (5 класс)
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||
Организационный этап | Приветствие учеников | Приветствие учителя | ||||||||
Актуализация знаний | Карточка 1. Запишите существительные в два столбика: 1)имеющие окончание –и только в родительном падеже; 2) имеющие окончание –и в родительном, дательном, предложном падежах: Полынь, доля, воля, сирень, тройка, галерея, армия, семья. Карточка 2. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте склонение и падеж существительных с пропуском буквы, выделите в них окончания: По пустын…, об осен…, в унынь…, в усть… реки, в ожидани…, при звон…, без печал…. Карточка 3. Вставьте пропущенные буквы: Об авари…, по област…, около станци…, к Анастаси…, по истори…, на дуэл…, на реш…тк…, в тоннел…, на гармошк…, на ленточк…, на ладошк…, по копейк…, на собрани… Карточка 4. Образуйте от данных существительных форму множественного числа родительного падежа: Чулки, ботинки, сапоги, носки, килограммы, грузины, татары, башкиры, томаты, яблоки. Карточка 5. Образуйте от данных существительных форму множественного числа родительного падежа: Зернышки, полотно, кресло, блюдце, басня, песня, туфля, судьба, казахи, граммы, узбеки. Работа у доски: Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения: Суворов говорил: «Тяжело в ученье, легко в бою». А: «П». | Об аварии, по области, около станции, к Анастасии, по истории, на дуэли, на решетке, в тоннеле, на гармошке, на ленточке, на ладошке, по копейке, на собрании. | ||||||||
Мотивационно-целевой этап | (на доске) болеть душ...й, болеть сердц...м. - Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение. Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться) - В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существ., оконч.) - За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц) - А какая это может быть гласная? (о или е) - Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц) Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на слайде: Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов, юношей. - Все ли слова понятны? - Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? (в окончании) - После каких согласных? (шипящих) - Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц) - Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных? - Выделите окончание, поставьте ударение. - Теперь есть какие-нибудь гипотезы? - Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен существительных? - Сформулируйте правило. - В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже) - А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило. Параграф 99 стр. 76. Обратите внимание, как выделяется орфограмма. - Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву. Докажите. | | ||||||||
Работа по теме урока | Задание 1. Спишите, вставляя пропущенные буквы: Туч…й, рощ…й, лапш…й, ландыш…м, врач…м, плащ…м, отц…м, пальц…м, удальц…м. Задание 2. Запишите существительные в творительном падеже единственного числа, используя предлоги за, над, под, перед, с. Вставьте пропущенные буквы: Ул…ца, к…нец, пл…чо, душа, встреча, юн…ша, этаж, м…лыш, дв…рец. Задание 3. Вставьте пропущенные буквы: Кож..й, любимиц…й, стриж…м, жарищ…й, лыж…й, яйц…м, столбц…в, синиц…й. Задание 4. На слайде будут появляться картинки, вам нужно записать названия этих картинок в творительном падеже. | | ||||||||
Рефлексия |
| | ||||||||
Домашнее задание | §99 (правило учить); Упражнение №557. | |
Селиванова Галина Геннадьевна