12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ретюнская Карина Вадимовна244
Россия, Оренбургская обл., Оренбург
6

Правописание о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен прилагательных

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный этап

Приветствие учеников

Приветствие учителя

Актуализация знаний

Карточка 1.

Запишите существительные в два столбика: 1)имеющие окончание –и только в родительном падеже; 2) имеющие окончание –и в родительном, дательном, предложном падежах:

Полынь, доля, воля, сирень, тройка, галерея, армия, семья.

Карточка 2.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте склонение и падеж существительных с пропуском буквы, выделите в них окончания:

По пустын…, об осен…, в унынь…, в усть… реки, в ожидани…, при звон…, без печал….

Карточка 3.

Вставьте пропущенные буквы:

Об авари…, по област…, около станци…, к Анастаси…, по истори…, на дуэл…, на реш…тк…, в тоннел…, на гармошк…, на ленточк…, на ладошк…, по копейк…, на собрани…

Карточка 4.

Образуйте от данных существительных форму множественного числа родительного падежа:

Чулки, ботинки, сапоги, носки, килограммы, грузины, татары, башкиры, томаты, яблоки.

Карточка 5.

Образуйте от данных существительных форму множественного числа родительного падежа:

Зернышки, полотно, кресло, блюдце, басня, песня, туфля, судьба, казахи, граммы, узбеки.

Работа у доски:

Запишите предложение, объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения:

Суворов говорил: «Тяжело в ученье, легко в бою».

А: «П».














Об аварии, по области, около станции, к Анастасии, по истории, на дуэли, на решетке, в тоннеле, на гармошке, на ленточке, на ладошке, по копейке, на собрании.

Мотивационно-целевой этап

(на доске) болеть душ...й, болеть сердц...м.

- Перед вами два фразеологических оборота. Поясните их лексическое значение.

Т.Е. Они имеют одно значение. Как называются слова, имеющие одно значение – синонимы. Значит они синонимичны. (волноваться, сильно переживать, беспокоиться)

- В какой части речи пропущена орфограмма? В какой морфеме? (существ.,

оконч.)

- За какими согласными следует неизвестная гласная? (за шипящими и ц)

- А какая это может быть гласная? (о или е)

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока. (Правописание о – е в

окончаниях имен существительных после шипящих и ц)

Ребята, а вывести новое правило нам помогут слова на слайде:

Дворцом, товарищем, шалашом, задачей, межой, репортажем, бойцов,

юношей.

- Все ли слова понятны?

- Вспомните, в какой морфеме находится наша орфограмма? (в окончании)

- После каких согласных? (шипящих)

- Назовите шипящие согласные? (ж,ш,ч,щ и ц)

- Что вы заметили? Есть догадки о правописании гласных?

- Выделите окончание, поставьте ударение.

- Теперь есть какие-нибудь гипотезы?

- Сделайте вывод: От чего же зависит правописание о – е в окончании имен

существительных?

- Сформулируйте правило.

- В каком падеже стоят эти существительные? (в ТВ. Падеже)

- А теперь давайте проверим в учебнике, так ли мы с вами вывели правило.

Параграф 99 стр. 76. Обратите внимание, как выделяется орфограмма.

- Вернитесь к фразеологическим оборотам, вставьте пропущенную букву.

Докажите.


Работа по теме урока

Задание 1.

Спишите, вставляя пропущенные буквы:

Туч…й, рощ…й, лапш…й, ландыш…м, врач…м, плащ…м, отц…м, пальц…м, удальц…м.

Задание 2.

Запишите существительные в творительном падеже единственного числа, используя предлоги за, над, под, перед, с. Вставьте пропущенные буквы:

Ул…ца, к…нец, пл…чо, душа, встреча, юн…ша, этаж, м…лыш, дв…рец.

Задание 3.

Вставьте пропущенные буквы:

Кож..й, любимиц…й, стриж…м, жарищ…й, лыж…й, яйц…м, столбц…в, синиц…й.

Задание 4.

На слайде будут появляться картинки, вам нужно записать названия этих картинок в творительном падеже.

t1676888914aa.jpgt1676888914ab.jpgt1676888914ac.jpgt1676888914ad.jpgt1676888914ae.jpgt1676888914af.jpgt1676888914ag.jpgt1676888914ah.jpg


Рефлексия

знаю

Новая информация

Информация, противоречащая моим прежним знаниям

Осталось непонятным, есть вопросы






Домашнее задание

§99 (правило учить);

Упражнение №557.




Опубликовано


Комментарии (1)

Селиванова Галина Геннадьевна, 26.02.23 в 10:44 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за конспект,Карина Вадимовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.