Правописание слов с разделительным твёрдым знаком
Дата 13.12.2024
Класс 3 В
Предмет русский язык
Технологическая карта урока
Целевой блок | |
Тема | Правописание слов с разделительным твёрдым знаком |
Цель | Формировать УУД: Личностные: проявляют интерес к познанию русского языка, языковой деятельности. Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им. Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. |
Планируемые результаты | Предметные: объяснять написание разделительного ъ; различать слова с разделительными ь и ъ; образовывать при помощи приставок слова с разделительным ъ. Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности, формировать учебно-познавательный интерес к предмету. Регулятивные УУД: принимают и сохраняют цель и учебную задачу; учитывают правило в планировании и контроле способа решения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителями, товарищами. Коммуникативные УУД: участвуют в диалоге, общей беседе; строят монологическое высказывание, адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач. Познавательные УУД: строят несложные рассуждения, устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы, формулируют их; анализируют изучаемые языковые объекты с выделением их существенных и несущественных признаков; самостоятельно находят в учебнике необходимую информацию и используют ее для выполнения учебных заданий. |
Инструментальный блок | |
Задачи урока | Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком. Способствовать развитию: оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления. Воспитывать: культуру поведения при парной, фронтальной, индивидуальной работе. |
Тип урока | Урок систематизации знаний |
Учебно-методический комплекс | Презентация к уроку, компьютер, проектор, учебник («Русский язык» 3 класс В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, в 2-х частях, М. «Просвещение» 2020 г. УМК «Школа России».) |
Организационно-деятельностный блок | |
Основные понятия | Разделительный твёрдый знак |
Организация пространства | Парная, фронтальная, индивидуальная работа |
Межпредметные связи | Литературное чтение, окружающий мир, функциональная грамотность |
Описание урока: | |
Этапы урока | Ход урока | УУД |
I. Оргмомент | Настрой на урок: В этот зимний денёк всем желаем … Мы рады приветствовать Вас в классе нашем, Возможно, есть классы и лучше и краше. Но пусть в нашем классе вам будет светло, Пусть будет уютно и очень легко! - Урок русского языка мне хочется начать с пословицы, которая рассыпалась. Соберите её. Ученье да уменье всегда найдёт примененье. - Как вы понимаете значение данной пословицы? Пословица «ученье да уменье всегда найдёт применение» подчёркивает пользу знаний и навыков. Даже если сами знания могут не пригодиться напрямую, учёба развивает мозг и расширяет кругозор. Приобретённые навыки позволят в дальнейшем легко и правильно справляться с освоенным делом. - Как вы думаете, почему народ придает такое большое значение умениям человека? - Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны те, которые ничему не научились. Ведь только приобретая различные умения, можно понять, что у тебя получается хорошо. И тогда обычные умения могут стать любимой работой, т.е. помогут в выборе будущей профессии. - К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, где вы нашли применение ученью и уменью. «Путешественник – это тот, кто путешествует пешком или в поездках по каким-нибудь местам или странам» - Нам с вами предстоит долгий путь. Дорога будет нелегкая, нам пригодятся ваши знания, мы должны будем трудиться. Как вы думаете, ребята, без чего не может обходиться ни один путешественник? (Без компаса, без карты, без записной книжки) – Правильно! Наши тетради – это записные книжки путешественника. В них мы будем записывать свои открытия. А теперь давайте откроем свои записные книжки, и вспомним правило посадки при письме. - Итак, начнём свой путь с Дороги Чистописания. - На доске записаны буквы. Вспомните, какие буквы в русском языке не обозначают звуков. – Запишите строчку, чередуя твердый и мягкий знаки. ъ ь е ё ю я - Что вы можете о них сказать? - Мягкий (Ь) и твёрдый (Ъ) знаки в русском языке выполняют разные функции. Мягкий знак (Ь) обозначает мягкость парных согласных: - в конце слова (например: лошадь, топь, огонь); - в середине слова перед твёрдым согласным (например: ходьба, полька); - в середине слова между двумя мягкими согласными, если при изменении слова второй мягкий согласный становится твёрдым (например: мальки — мальков, возьми — возьму). Твёрдый знак (Ъ) употребляется только в качестве разделительного знака. Буквы «е», «ё», «ю», «я» в письме могут обозначать один или два звука. Один гласный звук они указывают на мягкость предыдущего согласного звука. В таком случае буквы обозначают: «е» — [э] «ё» — [о] «ю» — [у] «я» — [а] Два звука буквы обозначают: - в начале слова (например: ель — [йэ]ль, ёжик — [йо]жик, яма — [йа]ма, юмор — [йу]мор); 3 - после «ъ» и «ь» (например: подъезд — под[йэ]зд, семья — сем[йа], вьюга — в[йу]га); 3 - после гласных (например: армия — арми[йа], поют — по[йу]т, поесть — по[йэ]сть). Словарно-орфографическая работа (повторение написаний изученных словарных слов). - Ребята, на слайде представлен ряд слов. Внимательно посмотрите, какое из них – лишнее? (связь с темой) Компьютер, обезьяна, подъезд, подъём, объяснение, предъюбилейный, декабрь, коньки, зима. - Послушайте и отгадайте загадку: Было сели – стало съели. Догадаться все сумели, Почему случилось так? Кто виновен? (ъ) — Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке? —Чем отличается слово «сели» от «съели»? (Значением) — Какова роль твердого знака? (Твёрдый знак не даёт звукам сливаться) | Личностные УУД: -Формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке; развитие этических чувств доброжелательности |
II. Актуализация знаний и постановка проблемы. | - А сейчас я расскажу Вам сказку, которая произошла с друзьями. Сказка о разделительном твёрдом знаке В некотором царстве, в некотором государстве жили-были буквы. Особенно дружили буквы Е, Ё, Ю, Я с буквами Д, Т, Б, З, ну теми, что стояли в конце приставок. Да вот беда, повадился Твёрдый Знак между ними вставать, дружбу их разбивать. Обиделись на него буквы, перестали с ним дружить. Буквы Е, Ё, Ю и Я решили устроить праздничный бал и разослать приглашения для всех жителей своей весёлой страны, но Твёрдому Знаку приглашение решили не отправлять. Твёрдый Знак услышал отчаянные крики букв и решил подойти. Буквы попросили прощения у Твёрдого Знака. Он простил их и сказал: «Вы меня уж тоже извините. Я же не специально встаю между вами, я вовсе не хочу мешать вашей дружбе. Но так уж повелось, что я должен стоять после согласной в приставке и перед гласными е, ё, ю, я. Такова моя судьба — разделять эти буквы. Ведь я — Разделительный знак! Вы уж меня поймите». Буквы всё поняли и стали дружить с Твёрдым Знаком. - Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока? Правописание слов с разделительным твёрдым знаком.
- Эта тема для нас новая? Тогда какую цель перед собой поставим? Я хочу…(Учиться писать слова с разделительным твёрдым знаком). Выходят к доске ученики с коронами (ученики формулируют правило): Ъ - Я вам предлагаю вспомнить алгоритм: 1) Рассмотреть слово. 2) Разобрать слово по составу (найти корень и приставку). 3) На какую букву должна оканчиваться приставка? 4) С какой буквы начинается корень? (Формулируют правило: если приставка заканчивается на согласную букву, а корень начинается с гласной буквы: е, ё, ю. я, после приставки пишем разделительный твердый знак) - Давайте вспомним АЛГОРИТМ: (Повесить на доску) | Коммуникативные УУД: -слушать собеседника и понимать речь других Регулятивные УУД: -принимать и сохранять в памяти учебную задачу; высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи; в сотрудничестве с учителем находить варианты решения учебной задачи Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя); воспринимать на слух и понимать различные виды сообщений (информационные тексты) |
III.Постановка проблемы. | Организует наблюдение за правописанием слов с разделительным ъ. Слова на экране: выезд съезд переезд объезд проезд въезд - Сравните приставки в словах первого и второго столбика. На какую букву оканчиваются приставки: гласную или согласную? - После, каких приставок пишется разделительный твердый знак? - Давайте обратимся к КОМПАСУ путешественника и составим алгоритм и сформулируем правило: 1) Рассмотреть слово. 2) Определить, есть ли в слове приставка. 3) На какую букву оканчивается? 4) С какой буквы начинается корень? - Сформулируйте правило. Ребята, вы открыли новое правило. А как проверить свое открытие? (Прочитать правило в книге) - Правильно, прочитаем правило в учебнике стр. 134 (Сравнивают свою формулировку с правилом в учебнике.) - Прочитайте слова: В ...юга, с ...ел, п…ёт, под...езд, в…юн, с…ёмка. - Разделите их на две группы. По какому признаку разделили слова на группы? (слова с разделительным Ъ и слова с разделительным Ь) - В каком случае слова пишутся с разделительным Ъ и с разделительным Ь? | Регулятивные УУД: -прогнозировать (совместно с учителем) предстоящую работу; Коммуникативные УУД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Познавательные УУД: -осознавать познавательную задачу, воспринимать её на слух, решать её (под руководством учителя) |
IY. Совместное открытие новых знаний. | Игра «Волшебные снежинки» - Разделитесь на группы по 4 человека, выберите представителя группы. - Так, представитель выбран. Попрошу выйти к доске и взять снежинку. На обратной стороне – задание. Вы должны вставить пропущенные буквы и объяснять, почему вставили именно эти буквы. - Как будете готовы – покажите знак группы. | Регулятивные УУД: -планировать (совместно с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей |
Y.Исследовательская работа | - Ребята, у вас на партах лежат КАРТЫ путешественника. Прочитайте про себя и найдите лишнее слово. А)Съедобный, подъёмный, пояснительный, разъярённый. Б) Въезжать, выехать, прояснить, появиться. В) Спрыгнул, надрезал, отбил, объявил. Г) Объявление, объедки, подъехал, пояснил. | Регулятивные УУД: -выполнять действия по намеченному плану Коммуникативные УУД: -формулировать собственное мнение и аргументировать его; слушать собеседника и понимать речь других |
VI. Совместное открытие новых знаний | Физкультминутка грамматическая: Молчаливый твёрдый знак Не произносится никак! Но нужен многим он словам, Его учить придётся вам! - Если вы услышите слово с разделительным ъ – выполняем наклон вперёд, если в слове ъ писать нельзя – присесть. Объявление, поехали, съёмка, прибежал, вбежал, съёжился, соловьи, лисьи, объяснение, разъярён, друзья. - Ребята, так как из путешествий люди всегда привозят что-нибудь на память, то я предлагаю позаимствовать из Португалии — государства в Юго-Западной Европе песенку с движениями. Столица: Лиссабон. Официальный язык: португальский. Португалия занимает юго-западную часть Пиренейского полуострова, на севере и востоке граничит с Испанией, на юге и западе омывается Атлантическим океаном. Физкультминутка «Соку-Бачи-Вира» Слова "soco, bate, vira", которые звучат в припеве песни, в переводе с португальского означают "стук, хлоп, поворот". Движения такие: на слово "soco" стукаем кулаками (боковой стороной) друг об друга (или обо что-нибудь), на слово "bate" хлопаем в ладоши (или ладонями хлопаем по чему-нибудь), на слово "vira" поворачиваем ладони и прикасаемся тыльной стороной друг к другу (или к чему-нибудь). Игра «Составь сам» - При помощи приставок с-, в-, раз-, об-, от-, под- образуй слова, которые надо написать с твердым знаком. - Придумайте словосочетания с разделительным ъ знаком: Съехали с горки, подъем в гору. - Посчитай буквы и звуки в словах: въезд, ель, объем. ([вй’э́ст], [й’э́л’], [абй’о́м]). Записать на доске. | Познавательные УУД: -ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения |
YII. Самостоятельное применение новых знаний. | - Откройте записные книжки путешественников. Коллективная РАБОТА (карточки) по цепочке. 1.Спишите слова с разделительным твердым знаком, выделить приставку, подчеркните гласные после Ъ. Объезд, съезд, въезд, объявление, съел, объявить. 2.Выписать слова, в которых требуется поставить разделительный твердый знак. По..езд, сем..я, в..езд, с..ёмка, об..явление, кон..ки, под…езд, с…езд, сол… 3. Спишите пары слов, вставляя пропущенные буквы. Выделите приставки, обведите твердый знак, гласную букву после него подчеркните: Под…ем в гору, с…едобный гриб, в…ехать в квартиру, об…явление в газете, первый под…езд. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА (карточка) В…езд, здоров…е, учен…е, с…добный, раз…езд, бездел…е, колос…я, с…ехал, жил…ё, звен…я, солов…и, шалун…я, ноч…ю, с…езд. - Проведем взаимопроверку. Поменяемся тетрадями. (Работа в парах) - Кто не допустил ни одной ошибки? У кого 1-2 ошибки? - У кого возникли затруднения в подборе проверочных слов? | Регулятивные УУД: -оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; Познавательные УУД: -ориентироваться при решении учебной задачи на возможные способы её решения |
VII. Рефлексия. | -Ребята, вот и заканчивается наше путешествие. Какое правило, мы сегодня с вами повторили? (Правописание разделительного твердого знака) - Наш урок мы начали с пословицы: «Ученье да уменье всегда найдёт примененье». - Каждый из нас что-то умеет делать хорошо, и, если задаться целью, всегда можно найти, где применить свои знания и умения. Если вы хотите овладеть определенной профессией, для этого нужно учиться, т.е. получать знания и развивать умения в данной области труда. - Какую цель перед собой ставили? Достигли её? - Когда пишется разделительный ъ? Рассуждай так: « В слове «въезд» приставка в – , корень начинается с гласной буквы, поэтому надо писать разделительный твёрдый знак». Клише для вывода:
—Между какими частями слова пишется разделительный твердый знак? (После приставки, перед корнем). —Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак? (Нет, пишется только тогда, когда приставка оканчивается на согласный звук, а корень начинается с гласного.) - А теперь предлагаю оценить свою деятельность: если у вас все получилось, вы были активны на уроке – возьмите сову - символ мудрости, если же у вас возникали трудности по ходу работы - возьмите снежинку и прикрепите на ЕЛЬ на доске. - Спасибо всем за работу на уроке, вы хорошо работали. Желаю успехов в дальнейшем, урок окончен! | Регулятивные УУД: -осуществлять познавательную и личностную рефлексию; оценивать совместно с учителем результат своих действий; понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи |
VIII. Домашнее задание | 1.Придумать 10 слов с разделительным твёрдым знаком. 2.Составить текст (5-6 предложений), в котором есть эти слова. | |