Правописание суффиксов имён существительных (Русский язык, 10 класс)
Тема: «Правописание суффиксов имён существительных»
Theme: "The suffixes of nouns"
(разработка практического занятия по предмету «Практикум русского языка» на 1 курсе для групп, обучающихся по направлению русский язык и литература, по предмету «Русский язык» в 10 классе)
Цель учебного занятия: повторить и закрепить знания студентов по правописанию суффиксов имён существительных, сформировать умение применять их на практике.
Методы и техники обучения: прямая коллективная «мозговая атака», работа в малых группах, презентация наработок, выполнение упражнений на доске и в тетрадях.
Средства обучения: презентация, мультимедиа, раздаточные материалы, распечатка с правилами, образцы выполнения заданий, упражнения из учебного пособия В. Грекова, Д.Э. Розенталя.
Организационный момент
Повторение пройденного материала. Методом «мозговой штурм» преподаватель актуализирует имеющиеся знания по пройденной теме:
От чего зависит правописание окончаний имен существительных?
Какие окончания имеют существительные III склонения в формах родительного, дательного и предложного падежей?
Какова особенность склонения имен собственных, называющих населённые пункты, типа Кашин, Калинин, Бородино?
Проверка домашнего задания (упражнение в учебнике).
Объяснение новой темы. Преподаватель записывает название новой темы на доске и начинает показ презентации, разъясняя каждый слайд.
В рамках выполнения ПП-1875 от 10.12.2012, в презентации приводится перевод на английский язык, ключевых моментов презентации.
Просмотр фрагмента из мультика
Далее студенты дают определение термину «суффикс». Преподаватель поправляет студентов, в случае неверной формулировки, и дополняет ответы учащихся. Выводя данное определение на слайд.
Так же на занятии используется прямая коллективная «мозговая атака», цель применения которой – активизировать знания, имеющиеся у студентов по теме. Преподаватель просит студентов перечислить правила правописания имён существительных и после каждого ответа демонстрирует презентацию.
Закрепление новой темы. Студенты делятся на три группы и работают в команде. Команда обсуждает и выполняет задание на флипе (ватмане). Затем презентует наработки (выполненное задание) другим командам. За выполненное задание они получают баллы. Если команда допустила ошибку, то члены других команд могут исправить ее и получить дополнительные баллы.
Тренировочные упражнения
Упражнение №1
Раздаточный материал для 1 группы.
Задание. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы.
-ец или -иц-а: хлеб, каша.
-ечк- или -к-: блюдо, Ваня.
-ец-о или -иц-е: серебро, платье.
-оньк- или -еньк-: лиса, река.
-ёнк-, -оньк- или -к-: изба, река, черешня, яблоня.
Раздаточный материал для 2 группы.
Задание. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы.
-ец или -иц-а: мороз, книга.
-ечк- или -к-: Соня, семя.
-ец-о или -иц-е: пальто, строение.
-оньк- или -еньк-: полоса, дорога.
-ёнк-, -оньк- или -к-: нога, лодка, басня, смородина.
Раздаточный материал для 3 группы.
Задание. Образуйте от данных слов существительные, используя указанные уменьшительные суффиксы. Перепишите, обозначая эти суффиксы.
-ец или -иц-а: сюжет, метель.
-ечк- или -к-: пуговица, Феня.
-ец-о или -иц-е: здание, здоровье.
-оньк- или -еньк-: лиса, река, полоса, дорога, Лиза, заря.
-ёнк-, -оньк- или -к-: трещина, глаза, жемчужина, баранина.
Упражнение №2
Раздаточный материал для 1 группы.
Задание. От данных слов образуйте существительные с помощью следующих суффиксов: -ушк-, -юшк- или -ышк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда от одушевлённости или неодушевлённости.
Доля, горе, стекло, воля, борода, зерно, трава, поляна, няня, поле.
Раздаточный материал для 2 группы.
Задание. От данных слов образуйте существительные с помощью суффикса -ищ-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда от одушевлённости или неодушевлённости.
Парень, сила, гора, нос, борода, голос, дом, человек, холод, жара.
Раздаточный материал для 3 группы.
Задание. От данных слов образуйте существительные с помощью суффикса -ишк-. Обозначьте суффиксы и окончания. Обратите внимание на зависимость окончаний -о, -а или -е от рода существительного, а иногда от одушевлённости или неодушевлённости.
Город, нос, мужик, сын, пальто, вор, амбар, человек, земля, шалун.
Во время выполнения упражнений преподаватель следит за работой студентов.
После презентаций выполненных упражнений, студенты работают индивидуально по карточкам.
Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) выбор, сварить;
б) студент;
в) тесный.
Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) резать, рассказ;
б) человек;
в) нищий.
Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) пулемёт, камень;
б) достойный;
в) старый.
Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) пилить, баня;
б) меньше;
в) высь.
Раздаточный материал для индивидуальной работы.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) барабан, стекло;
б) одинокий;
в) ширь.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) править, перевоз;
б) огородник;
в) глубь.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) чеканка, подносить;
б) большой;
в) прямой.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) смазать, водопровод;
б) много;
в) новый.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) извоз, бетон;
б) юноша;
в) быстрый.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) набор, фонарь;
б) хищник;
в) сухой.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) текстиль, домна;
б) старший;
в) текучий.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) буфет, чистить;
б) жульничать;
в) свежий.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) копировать, контора;
б) колдовать;
в) кривой.
Задание. Образуйте от данных слов существительные посредством суффиксов: а) –чик или –щик; б) –еств-о, -(ин)ств-о; в)-ин-а; -от-а, -ет-а, -изн-а, -ость, --есть. Суффиксы подчеркните.
а) застройка, заказ;
б) мошенник;
в) левый.
Итоги занятия. Подсчитываются баллы за работу в малых группах и за индивидуальную работу, каждому студенту выставляется оценка.
Далее студенты заполняют выходную карту
Выходная карта
Что я запомнил(а) на занятии? | Что я понял(а), в чём разобрал(ась)ся? | Что мне понравилось, вызвало интерес? |
| | |
Самостоятельная внеаудиторная работа: повторить правила и выполнить упражнение 189 по учебнику В.Ф. Грекова, В.В. Чижова «Пособие для занятий по русскому языку». - Москва, 2008.