Урок-презентация русского языка в 5 классе «Правописание суффиксов -ЕК/-ИК имён существительных»
Пояснительная записка к презентации
Конкурс на лучшую методическую разработку
«Урок-презентация»
Урок русского языка в 5 классе
«Правописание суффиксов -ЕК/-ИК
имен существительных»
Выполнила: учитель русского языка
и литературы Чупринина
Валерия Сергеевна
(«Правописание суффиксов -ЕК/-ИК имен существительных»)Тема: «Правописание суффиксов -ЕК/-ИК имен существительных»
Цель: знакомство с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик
Задачи:
познавательные: знакомство с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик; развитие умения различать суффиксы -чик, -щик, -ек, -ик;
развивающие: развитие логического мышления учащихся, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость;
воспитывающие: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: конспект урока, учебники русского языка 5 класс, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, рабочие тетради.
План урока:
Организационный момент. – 2-5 мин.
Актуализация знаний. – 5-7 мин.
Изучение нового материала. – 10-13 мин.
Закрепление материала. – 15 мин.
Итоги урока. Рефлексия. – 3-5 мин.
Домашнее задание. – 1-2 мин.
Ход урока
Организационный момент. – 2-5 мин..
1. Создание коллаборативной среды.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Скажите, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением вы пришли сегодня на урок?
Упражнение «Подари улыбку»
Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.
Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.
Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?
2. Слово учителя. (Слайд 1-4)
Русский язык – это огромная страна, давайте посмотрим, насколько хорошо мы эту страну знаем. Опираясь на карту, расскажите о любой стране Русского языка и её жителях (почему страна так называется, какая в ней столица, кто в ней живет и т.д.)
Какую страну нам только предстоит изучить? (стилистику)
Актуализация знаний. – 5-7 мин.
1. Прием «Горячий стул»
Один учащийся садится на «горячий стул» и отвечает на вопросы своих одноклассников по теме «Имя существительное». Прием направлен на повторение темы.
2. Создание проблемной ситуации.
На доске: Извоз…ик, рассказ…ик, груз…ик, бетон…ик, зубоч…к, ковш…к.
Вставьте буквы, аргументируйте свой выбор.
2. Целеполагание.
- Какова тема нашего урока?
- Какие цели мы можем поставить для себя на уроке?
- В какой стране живут суффиксы –ек и –ик? (Слайд 4)
Изучение нового материала. – 10-13 мин.
Запишите в тетради число и тему.
1. Работа со словами
Определите слова, в которых есть суффикс –ЧИК: (Слайд 5)
баклажанчик
помидорчик
перчик
огурчик
2. Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков».
Предлагаю просмотреть мультфильм, но без звука, после чего, я думаю, вы сами объясните мне, когда пишем суффикс – ек, а когда суффикс – ик.
Как же выбрать верный суффикс в слове? (учащиеся делают вывод).
3. Составление опорного конспекта
Составим опорный конспект, алгоритм, который поможет нам в выборе правильной гласной в суффиксе. (Слайд 6-8)
Пользуясь алгоритмом, объясните выбор гласной в суффиксе слов (Слайды 9-11)
бараш…к
кот…к
4. Физминутка
Устали? Тогда давайте немного отдохнем!
Упражнение «Клеевой дождик»
Цель: Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.
Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:
подняться и сойти со стула,
обогнуть «широкое озеро»,
пробраться через «дремучий лес»,
спрятаться от «диких животных».
На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.
Закрепление материала. – 15 мин.
1. Работа в парах.
Вставьте буквы: зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к. Проверка. (Слайд 12)
2. Индивидуальная работа
Вставьте буквы:
Нос...к, носоч...к, зайч...к, мяч...к, замоч....к, глоточ..к, фонар..к, ломт...к, лист..к, дожд..к. (Слайд 13-14)
3. «Лови ошибку»
Исправьте ошибки:
Котек, коврек, мешочик, кузнечек, желудочек, бубличик, цветочик, телёночик, корешочик, шовчек, домик, зайчик, рисуночик, песочик, овражик, порожик. (Слайд 15-16)
4. Распределительный фотодиктант:
Распределите по столбикам слова (Слайд 17-19). Проверка
-чик |
-ик- |
-ек |
пингвинчик |
бегемотик |
львёночек |
попугайчик |
ёжик |
тигрёночек |
крокодильчик |
слоник |
зайчоночек |
Итоги урока. Рефлексия. – 3-5 мин.
Ребята, попробуйте сами подвести итог урока. Какое новое правило мы с вами сегодня изучили? Что было непонятным? (Слайд 20-23)
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»
На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.
Домашнее задание. – 1-2 мин. (Слайд 24)
1. Выучить правило;
2. выполнить упр. 529
Список использованной литературы:
Учебник Русский язык: 5 класс. М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулева, Т.А. Абжанова и др. Алматы «Атамура», 2013 г.
Русский язык: теория. 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Москва «Просвещение», 1994 г.
Учебник Русский язык: 7 класс. С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2007 г.
Интернет-сайты: http://festival.1september.ru/articles/603186/, http://festival.1september.ru/articles/585111/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Всё, что пригодится в дальнейшем.
Всё выброшу
Информацию переработаю