12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Чупринина Валерия Сергеевна38
Казахстан, Северо-Казахстанская область, Корнеевка
2

Урок-презентация русского языка в 5 классе «Правописание суффиксов -ЕК/-ИК имен существительных»



Конкурс на лучшую методическую разработку

«Урок-презентация»

Урок русского языка в 5 классе

«Правописание суффиксов -ЕК/-ИК

имен существительных»

Выполнила: учитель русского языка

и литературы Чупринина

Валерия Сергеевна

(«Правописание суффиксов -ЕК/-ИК имен существительных»)Тема: «Правописание суффиксов -ЕК/-ИК имен существительных»

 

Цель: знакомство с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик

Задачи:

познавательные: знакомство с правилом написания гласных в суффиксах существительных -ек и -ик; развитие умения различать суффиксы -чик, -щик, -ек, -ик;

развивающие: развитие логического мышления учащихся, умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость;

воспитывающие: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: конспект урока, учебники русского языка 5 класс, мультимедийный проектор, презентация PowerPoint, рабочие тетради.

 

План урока:

Организационный момент. – 2-5 мин.

Актуализация знаний. – 5-7 мин.

Изучение нового материала. – 10-13 мин.

Закрепление материала. – 15 мин.

Итоги урока. Рефлексия. – 3-5 мин.

Домашнее задание. – 1-2 мин.

 

Ход урока

Организационный момент. – 2-5 мин..

1. Создание коллаборативной среды.

Здравствуйте, ребята! Садитесь. Скажите, по каким признакам можно судить, что человек находится в хорошем настроении? А с каким настроением вы пришли сегодня на урок?

Упражнение «Подари улыбку»

Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать свое эмоциональное состояние.

Участники становятся в круг, берутся за руки. Каждый по очереди дарит улыбку своим соседям слева и справа, важно при этом смотреть друг другу в глаза.

Рефлексия: Что чувствовали? Какое сейчас настроение?

2. Слово учителя. (Слайд 1-4)

Русский язык – это огромная страна, давайте посмотрим, насколько хорошо мы эту страну знаем. Опираясь на карту, расскажите о любой стране Русского языка и её жителях (почему страна так называется, какая в ней столица, кто в ней живет и т.д.)

Какую страну нам только предстоит изучить? (стилистику)

Актуализация знаний. – 5-7 мин.

1. Прием «Горячий стул»

Один учащийся садится на «горячий стул» и отвечает на вопросы своих одноклассников по теме «Имя существительное». Прием направлен на повторение темы.

2. Создание проблемной ситуации.

На доске: Извоз…ик, рассказ…ик, груз…ик, бетон…ик, зубоч…к, ковш…к.

Вставьте буквы, аргументируйте свой выбор.

2. Целеполагание.

- Какова тема нашего урока?

- Какие цели мы можем поставить для себя на уроке?

- В какой стране живут суффиксы –ек и –ик? (Слайд 4)

Изучение нового материала. – 10-13 мин.

Запишите в тетради число и тему.

1. Работа со словами

Определите слова, в которых есть суффикс –ЧИК: (Слайд 5)

баклажанчик

помидорчик

перчик

огурчик

2. Просмотр отрывка из мультфильма «В стране невыученных уроков».

Предлагаю просмотреть мультфильм, но без звука, после чего, я думаю, вы сами объясните мне, когда пишем суффикс – ек, а когда суффикс – ик.

Как же выбрать верный суффикс в слове? (учащиеся делают вывод).

3. Составление опорного конспекта

Составим опорный конспект, алгоритм, который поможет нам в выборе правильной гласной в суффиксе. (Слайд 6-8)

Пользуясь алгоритмом, объясните выбор гласной в суффиксе слов (Слайды 9-11)

бараш…к

кот…к

4. Физминутка

Устали? Тогда давайте немного отдохнем!

Упражнение «Клеевой дождик»

Цель: Развитие сплоченности группы, снятие напряжения.

Дети встают друг за другом и держатся за плечи впереди стоящего. В таком положении они преодолевают препятствия:

подняться и сойти со стула,

обогнуть «широкое озеро»,

пробраться через «дремучий лес»,

спрятаться от «диких животных».

На протяжении всего упражнения участники не должны отцепляться от партнера.

Закрепление материала. – 15 мин.

1. Работа в парах.

Вставьте буквы: зонт...к, сыноч..к, глоточ..к, дом...к, стол...к, кусоч....к, комоч....к. Проверка. (Слайд 12)

2. Индивидуальная работа

Вставьте буквы:

Нос...к, носоч...к, зайч...к, мяч...к, замоч....к, глоточ..к, фонар..к, ломт...к, лист..к, дожд..к. (Слайд 13-14)

3. «Лови ошибку»

Исправьте ошибки:

Котек, коврек, мешочик, кузнечек, желудочек, бубличик, цветочик, телёночик, корешочик, шовчек, домик, зайчик, рисуночик, песочик, овражик, порожик. (Слайд 15-16)

4. Распределительный фотодиктант:

Распределите по столбикам слова (Слайд 17-19). Проверка

-чик

-ик-

-ек

пингвинчик

бегемотик

львёночек

попугайчик

ёжик

тигрёночек

крокодильчик

слоник

зайчоночек

Итоги урока. Рефлексия. – 3-5 мин.

Ребята, попробуйте сами подвести итог урока. Какое новое правило мы с вами сегодня изучили? Что было непонятным? (Слайд 20-23)

Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины.

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.

Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

Домашнее задание. – 1-2 мин. (Слайд 24)

1. Выучить правило;

2. выполнить упр. 529

Список использованной литературы:

Учебник Русский язык: 5 класс. М.Р. Кондубаева, Ф.Г. Брулева, Т.А. Абжанова и др. Алматы «Атамура», 2013 г.

Русский язык: теория. 5-9 кл. В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. Москва «Просвещение», 1994 г.

Учебник Русский язык: 7 класс. С.И. Львова. М.: Мнемозина, 2007 г.

Интернет-сайты: http://festival.1september.ru/articles/603186/, http://festival.1september.ru/articles/585111/

ПРИЛОЖЕНИЕ

Всё, что пригодится в дальнейшем.

Всё выброшу

Информацию переработаю

Презентация к уроку

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.