12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Потамошнева Наталья Алексеевна80685
Учитель начальных классов, ВКК.
Россия, Воронежская обл., Воронеж
Материал размещён в группе «Праздники в начальной школе.»

«Как нет человека без самолюбия,

так нет человека без любви

к отечеству, и эта любовь

даёт воспитанию верный ключ

к сердцу человека

и могущественную опору для

борьбы с его дурными

природными, личными,

семейными и родовыми

наклонностями»

К. Д. Ушинский

Основатель воронежской школы лингвокраеведения профессор Г. Ф. Ковалёв писал: "Возрождение России - проблема не столько экономики, сколько духовной жизни. Это, прежде всего, возрождение духовных традиций русского народа, бережное отношение к языковому и литературному наследию, накопленному нашими предками в течение многовекового исторического процесса созревания и существования русской нации, вобравшей в себя лучшие этнокультурные признаки не только славянства, но и всех соседних наций..."

Сформировать у детей подлинную любовь и уважение к Родине, к её историческому прошлому, к русской самобытной культуре, к народному творчеству и искусству невозможно без использования в содержании уроков и внеклассных мероприятий материалов, связанных с русской народной тематикой, с богатейшим наследием народа.

В работе с младшими школьниками я использую русскую народную тематику: сказки, пословицы, поговорки, приметы, детский фольклор, народные обряды и традиции, то есть те духовные ценности, чем богата наша великая Родина. Это способствует активизации внимания младшего школьника на уроке, обогащению словарного запаса меткими выражениями народных пословиц и поговорок, развитию интереса к изучаемому предмету, воспитанию подрастающего поколения в духе патриотизма. И тогда, можно с уверенностью говорить о правильном воспитании, а «правильное воспитание – по словам А. С. Макаренко, – это наша радость, наша счастливая старость. Неправильное воспитание – это наши слёзы и будущее горе, наша несчастная старость, наша вина перед людьми, перед всей страной».

Особенно нравятся моим ученикам народные праздники. Здесь есть раздолье для самовыражения каждого ученика, независимо от его успеваемости по предметам. Все с удовольствием собирают материал по заданной тематике: приметы, пословицы, поговорки, загадки и т.д. Родители охотно помогают нам в организации и проведении этих праздников.

Июнь – первый месяц летних каникул. Во многих школах открываются пришкольные оздоровительные лагеря. Это время отдыха учащихся и труда педагогов, которые призваны организовать досуг. Для младших школьников предлагаю сценарий «Июнь – разноцвет». (Желательно провести 1 июня).

 

 

Сценарий внеклассного мероприятия «Июнь – разноцвет».

Народное название: голодай, ау (пусто в закромах). Старинные названия: червень, червец, изок (кузнечик), паутной (комариный).

Цель: многогранное обогащение целостной воспитательной работы на основе педагогически и методически осмысленного русского народного календаря, приобщение младших школьников к традиционному наследию русского народа.

Задачи: воспитывать интерес к истории своего народа, расширять кругозор,

развивать творческие и артистические способностей младших школьников, умение играть в команде,

способствовать здоровьесбережению младших школьников.

Оборудование: буквы «Июнь – разноцвет». Плакат «Народное название: голодай, ау (пусто в закромах). Старинные названия: червень, червец, изок (кузнечик), паутной (комариный)». Русские народные костюмы для действующих лиц.

Звучит (тихо) музыка.

Голос: «Название первого месяца лета «июнь» восходит к имени древнеримской богини Юноны, покровительницы брака, замужества, деторождения. В русском народном календаре у этого месяца несколько названий. Коренное русское название – изок. Это наше забытое древнее слово, а означает оно – кузнечик. Песни кузнечиков в июне заполняют все пространство лугов, опушек, лесов; их трезвон слышен с каждой дорожки, тропки, а стоит раскрыть окно – врывается в комнату. Вот и стали называть месяц по самому яркому отличительному признаку».

Дети (в народных костюмах) по очереди выбегают на сцену, выкрикивая пословицы, поговорки про лето:

1-ый: «Знают по цвету, что дело идет к лету».

2-ой: «Летний день – год кормит».

3-ий: «Люди рады лету, а пчелы – цвету».

4-ый: «Лето припасиха, зима – прибериха».

5-ый: «Пришел июнь-разноцвет – отбоя от работы нет».

Вед. А где же наш гость Июнь? (Зовёт):

Месяц-июнь! Не стой у дверей!

Заходи – ка к нам скорей!

(Входит Июнь.)

Июнь: Здравствуйте! Я – месяц июнь. Лету начало, году – середина.

Вед. Проходи, гость дорогой. Послушай и посмотри, что приготовили ребята к твоему приходу.

Далее дети по очереди читают поговорки об июне, приметы.

- В июне день не меркнет.

- В июне день – год.

- В июне еды мало – да жить весело: цветы цветут, соловьи поют.

- В июне солнце высоко, с утра до вечера далеко.

- В июне солнце на зиму, а лето на жару.

- Июнь – время длинных трав и сенокосов.

- Июнь – месяц белых ночей, цветущих трав, поющих птиц.

- Июнь – скопидом, урожай копит на целый год.

- Июнь – хлеборост. «Пришел июнь-разноцвет – отбоя от работы нет». - Каков июнь, таково и сено. - Поводит июнь на работу, отобьёт от плясок охоту.

Ведущий: 1 июня – по народному календарю – Крапивное заговенье. Последний раз варили обрядовую еду – щи из молодых побегов крапивы. В этот день крапивными вениками обжигали друг друга, веря, что это поспособствует росту зелени и детей. По современному календарю – это день защиты детей, но в древности это был праздник встречи лета, который называли «оберег нивы», которую и следовало оберегать всеми силами.

Июнь: На 1 июня, по древней традиции, всю ночь, до самого рассвета молодёжь водила хороводы у околицы, устраивала потешные игры, пела песни и плясала в лучах восходящего летнего солнца.

Ведущий: Однако веселье имело глубокий смысл, а целью праздничных действий являлся не отдых, а помощь природе в рождении урожая.

Июнь: Например, в первый летний день на Руси распространена была ворожба на ветра-суховея, чтобы не появились пустоцветы, не множились на полях пустые колосья.

Все участники праздника становятся в круг, произносят хором заклинание:

Ветер, ветрило,

Из семи братьев – старший брат,

Ты не дуй со гнилого угла,

Ты не лей дождем со запада,

Ты подуй-ка теплым теплом,

Сослужи службу роду нашему,

Пригони дожди добрые

Пахарям – на радость,

А тебе буйному – на славу!

Ведущий: 1 июня по православному календарю – день памяти благоверного князя Дмитрия Донского. Ребята, чем заслужил князь такие почести и уважение?

(Разгромил на Поле Куликовом золотоордынского правителя Мамая.)

Ведущий: Наши предки умело сочетали труд и отдых. Так уж повелось на Руси, что песня помогала работать. С песней и дело спорилось.

(Исполняется русская народная песня «Земелюшка-чернозем».

Обработка А. Лядова.)

5-ый: «Кто летом в холодке сидит, тот зимой наплачется». «Лето пролежишь – зимой с сумой побежишь». Почему так говорили в старину?

(Ответы детей.)

Вед. Много сложено русским народом пословиц и поговорок о труде. Я буду их начинать, а вы – заканчивать:

Без труда не вытащишь и (рыбку из пруда.)

Труд кормит, а лень (портит.)

Терпенье и труд все (перетрут.)

Видно птицу по полету, человека (по труду.)

Землю красит солнце - человека (труд.)

Делу время - потехе (час.)

Без труда хлеб не родится никогда.

Откладывай безделье, да не откладывай (дела.)

Не велик кусок пирога, а стоит много (труда.)

Кто любит трудиться, тому без дела не (сидится.)

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож.

Не всякий хлеб сеет, да всяк его ест!

Сценка «Хочешь есть калачи, не сиди на печи.»

Выходит мальчик Тит с большой ложкой в руках, говорит:

- Ты, работушка, меня не бойся, я тебя не трону!»

1- я девочка: Не жнёт, не косит, а обедать просит! (Кивает в сторону Тита).

2-я девочка: Тит, иди молотить!

Тит: Живот болит.

1-я девочка: Тит, иди кашу есть!

Тит: Где моя большая ложка?

Девочки (вместе): Хочешь есть калачи – не сиди на печи!

Вед. Не зря в народе говорится: «Старинная пословица не мимо молвится». Не любили в народе лентяев.

Диалог.

(Исполняют 2 ученика.)

1-й: - Лень! Отвори дверь! Дом горит!

2-ой: - Хоть сгорю, да не отворю!

Сценка «Ульяна».

(Выходят две девочки. Одна из них одета небрежно, волосы растрёпаны.)

1-ая: Проснулась Ульяна не поздно, не рано.

Люди косить, а она – голову мочить.

Люди грести, а она – косу плести.

Люди жать, а она – на меже лежать.

А обедать пойдут, и она тут как тут.

(Ульяна инсценирует движения по ходу потешки)

Июнь: Порадовали вы меня, спасибо. В народе говорили: «Делу время – потехе час». Вот и у нас наступил час потехи.

(Все идут на спортивную площадку, где организовано место для народных игр, которыми заканчивается праздник).

"Лапта". (Русская народная игра)

Для игры нужен небольшой резиновый мяч и лапта - круглая палка длиной 60 - 70 см и толщиной 3 - 3,2 см. Играть могут от 5 до 12 человек.

На двух противоположных концах площадки проводят две черты, из которых одна называется - коновой, а другая - игральной. Расстояние между ними должно быть не менее 40 шагов. Играющие выбирают метальщика и подавальщика, которые встают на игральную черту; остальные играющие располагаются в разных местах поля. Подаваль-

щик подбрасывает мяч метальщику, тот отбивает лаптой в поле. Если мяч подан плохо, можно воздержаться от удара. При удачном ударе, когда мяч летит далеко, метальщик бежит к коновой черте, чтобы оттуда снова вернуться на игральную линию и не дать осалить себя во время перебежки. Благополучное возвращение дает ему право вновь бить по мячу лаптой. Если игрок поля поймает свечку, т. е. мяч на лету. то он идет на место метальщика, а тот присоединяется к игрокам поля. Если же во время перебежки метальщика осалят, то он становится подавальщиком, а прежний метальщик - подавальщиком. Салить разрешается только с того места, где поднят мяч. Метальщик, промахнувшийся 3 раза, а также подавальщик, 3 раза плохо подбросивший мяч, переходят в ряды игроков поля и на их место назначаются другие. Во время перебежки метальщик не имеет права брать с собой лапту или бросать ее за игральную черту. За нарушение этих правил его переводят в игроки поля.

Ямки.

 

В игре принимают участие 5 -6 человек. На площадке проводят черту, а в 5 - 6 шагах от нее выкапывают ямку, за ней выкапывают еще 2 ямки на расстоянии 1 - 2 метра одна от другой.

Играющие становятся у черты и по очереди бросают в ямки камешки (шишки). Если начинающий с первого раза попадает в первую ямку, то бросает во вторую и т. д. После каждого промаха в игру вступает следующий игрок.

Кто попадает без промаха подряд в первую, вторую, третью ямки, называется учеником. Чтобы стать подмастерьем, надо вслед за этим попасть без промаха во все ямки в обратной последовательности. И, наконец, звание мастера получает тот, кто вслед за этим сумеет выполнить еще одно упражнение - попасть сначала во вторую, потом в первую и затем во вторую ямку.

Попади в ямку.

На площадке надо вырыть одну ямку побольше, вокруг неё в радиусе 50 - 70 см ещё 3 - 4 ямки поменьше. Играть могут 5 - 6 человек. Каждый из играющих получает по 10 камешков. По два из них каждый кладет в центральную ямку и по одному - в остальные. Затем, встав у черты в 3 - 4 шагах от самой близкой ямки, играющие, по очереди, бросают свои камешки, стараясь попасть в одну из ямок. В случае попадания играющий забирает все камешки, которые там находились (но если он попадает в ямку, откуда уже вынуты камешки, его камешек остается там). Тот, кто промахнется, свой камешек подбирает. Игра заканчивается, когда в ямках не окажется камешков.

Побеждает тот, кто к концу игры соберет больше камешков.

Чиж.

Для игры нужны чиж и две палки. Чиж - это короткая палочка с заостренными концами (длина 18 см, диаметр 3 см).

На земле чертят кон (круг диаметром в 1м), в центр кладут чиж и определяют поле, куда следует направлять полет чижа. Играют двое. Один из играющих (метальщик) ударяет палкой по заостренному концу чижа, стараясь выбить его в поле (можно сначала подбросить его вверх, а потом вторым или даже третьим ударом выбить подальше). В случае промаха, а также, если чиж ляжет слишком близко от кона (на расстоянии меньше, чем длина палки), метальщик может повторить удар, но после третьего промаха меняется с водящим ролями.

Второй игрок - водящий - старается поймать чиж на лету или задержать его палкой с того места, куда упадет чиж, ударом палки забросить его обратно в кон. Метальщик препятствует этому, стараясь отбить чиж, и снова направить его в поле. Если чиж попадет в круг или водящий поймает его на лету, игроки меняются ролями.

Все празднование можно закончить обедом на свежем воздухе, в меню обязательно включить щи из крапивы.

Литература:

1. Агамова Н. С., Морозов И. А., Слепцова И. С. Народные игры детей: организация, методика, репертуар. – М., 1995. 2. Мудрость народная. Жизнь человека в русском фольклоре. Вып. 1. Младенчество, детство. / Сост. В. Аникин. – 1991. 3. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / сост. И авт. Вводн. Текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Розова; Оформ. Т. М. Чирковой. – М.: современник, 1992. – 127 с.

4. Панфилов В. В. По старому русскому обычаю: Сборник обрядовых представлений и праздников. – М.: РИГ, 1997. – 208 с. 5. Петров В. М., Гришина Г.Н., Короткова Л. Д. Летние праздники, игры и забавы для детей. – М.: ТЦ «Сфера», 1998. – 128 с.

Опубликовано в группе «Праздники в начальной школе.»


Комментарии (4)

Колышкина Елена Владимировна, 30.09.21 в 07:57 1Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересный сценарий мероприятия!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 30.09.21 в 10:53 0Ответить Пожаловаться
Рада, что понравился! Спасибо за обратную связь!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.