Игра к уроку биологии в 5–6 классе «Праздник Мойдодыра»
Максимальное число баллов – 43 балла
Подготовка к проведению игры: перед проведением игры суворовцы делятся на 4 команды. Количество участников в каждой команде должно быть одинаковым.
Ход игры:
Презентация слайд 1.
Мойдодыр:
Я - великий Умывальник,
Знаменитый Мойдодыр,
Умывальников Начальник
И мочалок Командир!
Ведущая: С раннего детства мы знакомы со сказкой К. Чуковского «Мойдодыр». Но очень часто случается, что по лени и нерадивости некоторые ребята не дружат с водой, мылом, зубной щеткой. Сегодня мы вспомним, что такое личная гигиена, и обязательно ли ее соблюдение. А каждый для себя решит, надо ли стараться быть чистым и аккуратными как это связано с его здоровьем?
Обязательным признаком культуры человека является соблюдение правил личной гигиены.
Многие ребята не слушаются родителей, хитрят и всячески пренебрегают некоторыми простыми, но необходимыми правилами личной гигиены. Перед началом проведения игры, проведёт с вами разминку. Вы должны помочь разгадать загадки.
РАЗМИНКА «Веселые загадки»
Команды получают листы с заготовкой. Каждая загадка оценивается в один балл.
Он не сахар, не мука,
Но похож на них слегка.
Его на щетку положи
И зубки тщательно потри. (Зубной порошок)
Что за дождь без облаков
Целый день идти готов
Только кран я повернул
На меня ливень хлынул. ( Душ)
Мойдодыру я родня.
Отверни - ка ты меня
и холодную водою
быстро я тебя умою (кран)
Этот домик не простой,
Жар в нем летом и зимой,
Если ты там бывал,
«С легким паром!» слышал. (Баня)
Сам не велик,
Зашел в городок,
Всех людей перебил
И сел в уголок. ( Банный веник)
Ведущая: Нам нужно научиться управлять своим здоровьем. А для этого необходимо разобраться, от каких факторов оно зависит. В процессе роста человека ему прививают понятия о чистоте. И речь идёт не только о внешней чистоте (мытье тела, обтирание, душ), а и о внутренней чистоте человеческого организма – умение содержать внутренние органы в чистоте и порядке
Назовите предметы личной гигиены. Что можете добавить ещё?
Предлагаю вам поиграть в игру «Только для меня». Я буду читать стихи, а когда я взмахну рукой, вы должны будете хором сказать «Только для меня»
Игра «Только для меня».
- Делая причёску, помни про себя,
Что твоя расчёска …(только для меня.)
- Чистя утром зубы, помни про себя,
Что зубная щётка… (только для меня.)
- Вытирая носик, помни про себя,
Носовой платочек… (только для меня.)
- Моешься мочалкой, помни про себя,
Что твоя мочалка … (только для меня.)
- Вытирая руки, помни про себя,
Твоё полотенце …(только для меня.)
Ведущая: Наши соревнования начинаются. Познакомьтесь с жюри.
(Представление членов жюри.)
Вам предстоит принять участие в пяти конкурсах. За каждый конкурс вы будете зарабатывать командные баллы. Ответы нужно вносить в лист ответов.
Первый конкурс «Только мое».
Задание для команд. В течение 3 минут команда обдумывает ответ на вопросы.
1. Почему средства личной гигиены должны быть индивидуальными? (можно заразиться различными болезнями)
2.Какие проблемы (болезни) может приобрести человек, если не соблюдать правила личной гигиены? (кожные - грибок, например).
Число баллов определяется по количеству предложенных вариантов ответа. Максимальное число баллов (5 баллов)
Выслушиваем выступление команд
Второй конкурс «Самый умный».
В течение 5 минут команда обдумывает ответы на вопросы. В задании могут быть несколько правильных ответов. Максимальное число баллов (21 балл)
1. Почему раздел медицины «гигиена» получил такое название?
1. В честь древнегреческой богини Гигиеи +
2. В честь дочери бога здоровья Асклепия +
3. В честь животного гиена.
2. Перед тем, как принять пищу, вы моете руки с мылом. Для чего вы это делаете?
1. Чтобы отмыть их от грязи, в грязи размножаются возбудители болезней +
2. Потому что заставляет мама
3. Чтобы поиграть с душистым мылом
3. Какая гигиеническая процедура полезнее?
1. Контрастный душ +
2. Обливание +
3. Обтирание +
4. Что такое гигиена?
1. Раздел медицины, изучающий условия сохранения здоровья +
2. Система действий, мероприятий, направленных на поддержание чистоты, здоровья +
3. То же, что и стоматология
5. Как вы считаете, на сколько человек рассчитана одна расчёска?
1. На трёх человек
2. На двух человек
3. Только на одного человека +
6. Вопрос по типу: вредно-полезно. Отметьте: что полезно, а что вредно
1.Кушать плотно, «наверхосыточку» — вредно
2.Читать в постели — вредно
3. Делать зарядку на свежем воздухе – полезно
4. Прикасаться к глазам грязными руками – вредно
5. Круглый год спать с открытой форточкой – полезно
6. Принимать воздушные ванны – полезно
7. Смотреть целый день телевизор – вредно
8. Спокойный, достаточно продолжительный сон — полезно
9. Ухаживать за ногтями – полезно
10. Тщательно пережёвывать пищу – полезно
11. Сахар заменять мёдом, фруктами, ягодами, сухофруктами — полезно
7. Кто такой гигиенист?
1. Человек, соблюдающий гигиену
2. Врач, специалист по гигиене +
3. Человек, считающий, что гигиена – это пустая тата времени
Презентация . Слайд
Третий конкурс «Здоровье – это здорово!
Команды в течение 3 минут вписывают недостающие слова пословиц в лист ответов. Максимальное число баллов (6 баллов)
1. Чистота – залог …… (здоровья)
2. Здоровье в порядке – спасибо - ……(зарядке)
3. Если хочешь быть здоров - ……..(закаляйся)
4. В здоровом теле – здоровый … (дух)
5. Кто аккуратен, тот людям ………..(приятен)
6. Чистота – лучшая ……..(красота).
Физкультминутка "Веселый режим дня "
Солнце глянуло в окно. Раз, два, три, четыре.
Ноги шире, руки шире. Надо нам присесть и встать.
Раз, два, три, четыре, пять.
Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать.
На носок, потом на пятку. Дружно делаем зарядку.
Ой, а Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка!
Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь скорее с нас, смывайся!
Презентация . Слайд 9
Ведущая: В личной гигиене большое значение имеет уход за кожей. Вы подумаете: что это еще за капризная царица, Кожа? Мой ее, три каждый день, а может быть, и не обязательно соблюдать все эти правила? Давайте вместе поближе познакомимся с царицей Кожей. А поможет нам в этом видеофрагмент
Видео по теме «Кожа человека»
Если нет видео, использовать текст.
Кожа человека подобна крепостной стене, охраняющей организм от вторжения неприятеля. Кожа помогает поддерживать постоянную температуру тела, избавляться от отходов жизнедеятельности организмов, накапливать жир и вырабатывать витамин D на солнце. Кожа отделяет внутренние органы от внешней среды.
Верхний слой кожи - эпидермис - состоит из нескольких слоев эпителиальных клеток. Они слущаются и отмирают каждый день.
Под эпидермисом лежит другой слой - дерма. Он состоит из соединительной ткани. В него погружены корни волос и сальные железы. В дерме находятся также пучки потовых желез, густая сеть нервных волокон и кровеносные сосуды.
Самый глубокий слой - подкожная и жировая клетчатка. Она состоит из рыхлой жировой ткани, и поэтому кожа хорошо сохраняет тепло.
Каждая потовая железа состоит из извитой трубочки, расположенной в дерме и окруженной клетками, в которых образуется пот. Когда жарко, пот поднимается по трубочке на поверхность кожи и выходит наружу через маленькое отверстие - пору. Изначально пот стерилен, но потом в нем поселяются микроорганизмы, и он приобретает специфический запах. Поэтому так важно соблюдать гигиену тела.
А вот средневековые монголы, воины грозных ордынских ханов, мылись редко: они полагали, что вместе с этим с кожи смывается слава одержанных побед. Но мы-то точно знаем, что это не так.
Слайд 11 Золотой мальчик
Четвертый конкурс «Объяснялки».
Команды в течение 3-5 минут вписывают ответы в лист ответов. Максимальное число баллов (5 баллов)
Команды работают с текстом, в котором описана ситуация..
Свойства и роль кожи иллюстрирует реальный случай, произошедший в столице Миланского герцогства. Люди придумали изысканное зрелище. Для этого с головы до пят был выкрашен золотой краской мальчик. Он добросовестно исполнил свою роль, но праздник кончился трагедией. «Золотой мальчик» вдруг почувствовал себя плохо, у него появился озноб. Позвали лекарей и попытались смыть краску, но тщетно: золото не сходило, а ребенку становилось всё хуже и хуже. Вскоре он умер. В чем причина столь трагического случая?
Ответ команд. Причиной смерти была краска. Кожа не смогла осуществлять терморегуляцию (отдавать избыточное тепло из организма) нарушились процессы газообмена, и организм не смог сопротивляться.
Презентация . Слайд 12
ПЯТЫЙ КОНКУРС «Отгадать ребус»
Максимальное число баллов (6 баллов)
Чтобы нашему чистюле оставаться чистым, ему может пригодиться этот предмет и эта процедура. А что это, они узнают, отгадав ребусы.
Носовой платок
Чистить зубы
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Ведущая: Вот и подошла «Чистофета» к концу. Пока жюри подводит итоги, хочет ещё раз напомнить правила личной гигиены, чтобы вы не забывали их выполнять сами и следили за своими младшими сестрёнками и братишками.
(читает правила, а потом раздаёт подарки участникам)
Правила гигиены.
1. Мойте руки перед едой,
Чтоб не встретиться с бедой.
2. Расчёску и щётку имейте свою
И не давайте их никому.
3. Ложки, вилки, тарелки, стаканы
Держи в чистоте постоянно.
4. Прежде чем за стол садиться,
Надо руки вымыть с мыльцем!
5. С улицы домой пришёл,
Руки вымой хорошо!
6. Кто чистит зубы, руки моет
У того живот не ноет.
НАГРАЖДЕНИЕ КОМАНД.
Ведущая: Спасибо всем за участие. Нашу встречу хочется закончить словами К. И.Чуковского
Да здравствует мыло душистое,
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок-
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться
В ушате, в корыте, в лохани,
В реке, в ручейке, в океане,
И в ванне, и в бане,
Всегда и везде ~
Вечная слава воде!
А чернила и варенье
Смоют мыло и вода.
игра 5-6 класс "Праздник Мойдодыра"
DOCX / 49.56 Кб
ответник для команд
DOCX / 41.12 Кб
слова ведущего
DOCX / 48.51 Кб