12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Магер Марина Олеговна458
Россия, Татарстан респ., Казань

Рош Ашана – еврейский новый год по традиции отмечают осенью. Однако в отличие от нового года по григорианскому календарю, Рош ашана не пахнет мандаринами и елкой. У этого осеннего еврейского праздника аромат яблок с медом, гранатов, фиников и инжира. Неизменно на столе лежат, конечно, голова рыбы, цимес (блюдо из мяса и моркови) и многое другое, но обо всем по порядку. Итак, мы приглашаем вас в гости в столицу Татарстана, город Казань. Здесь на берегу озера Кабан находится МБОУ «СОШ №12». Ученики нашей школы кроме общеобразовательных предметов изучают также иврит и традиции еврейского народа. У школы есть еще одно название – «Мишпахтейну», что переводится с иврита как «наша семья». И мы, действительно, семья – вместе учимся, решаем общие вопросы и отмечаем еврейские праздники, первым из которых является Рош ашана.

По давно заведенной в нашей школе традиции, праздники проводят мадрихи (так на иврите называют вожатых из числа старшеклассников). Именно они вместе с руководителем школы вожатых заранее разрабатывают сценарий праздника и продумывают все особенности его проведения.

Прозвенел звонок на урок, ученики собрались в классе, столы накрыты, а значит, все готово к началу празднования нового года по еврейскому календарю.

Действующие лица:

Мадрихи (вожатые), мальчики Лемеле и Гершеле, ученики.

Возраст участников: 2-4 классы

Время проведения: 40 минут

Цели:

  1. развитие личности учащегося, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; 
  2. воспитание интереса к традициям еврейского народа и культуры;
  3. совершенствование таких видов речевой деятельности школьника как слушание и говорение;
  4. повторение и закрепление знаний о Рош ашана;
  5. расширение кругозора учащихся.

Мальчик Гершеле: Шалом! Привет, ребята! Я получил по почте открытку с приглашением на праздник. Обратный адрес: г. Казань, ул. Марджани, 38. Школа «Мишпахтейну». Вижу, что я пришел правильно! Ребята, как красиво вы одеты! Праздничные столы накрыты! Думаю, вы готовы к Рош ашана! Где же мой друг Лемеле? Вечно он опаздывает!

Запыхавшись, вбегает в класс Лемеле.

Мальчик Лемеле: Уууф! Еле успел!

Гершеле: Ничего удивительного, что ты опоздал! Чемодан тяжелый у тебя! Кто же приходит на праздник с таким баулом?!

Лемеле: Да в том-то и дело! У меня в нем только необходимые для праздника вещи!

Гершеле: Ну-ка, ну-ка, посмотрим, что ты принес! Все ли здесь подходит к Рош ашана? Ребята, помогите мне, пожалуйста!

Ребята играют в виртуальную игру. На экране появляются картинки с вещами, которые дети должны «распределить» по двум корзинам. На одной корзине написано «для Рош ашана», на другой - «для других праздников».

Мадрихи: Ребята, а чем пахнет еврейский новый год?

Лемеле: Я знаю! Я знаю! Рош ашана пахнет мацой, пончиками и ушками Амана.

Мадрихи: Лемеле, вечно ты все путаешь! Правда, ребята? Ученики отвечают.

Гершеле: Я знаю, что любой еврейский праздник начинается с зажигания свечей. Девочки, давайте зажжем свечи, чтобы в мире стало больше света и тепла. 

Девочки говорят благословения и зажигают свечи.

Фотография 1. Праздничные свечи во 3 классе школы «Мишпахтейну».

Лемеле: Ребята, я так торопился к вам на праздник, так бежал, что очень хочу пить. Я вижу у вас на столах сок. Давайте попьем скорее!

Мадрихи: Лемеле, не торопись. Перед тем, как выпить сок, нужно сказать благословение. Это благословение называется кидуш. Его нам прочитает …выбирают одного из учеников класса.

Гершеле: Ммм, я чувствую приятный аромат свежего хлеба. Это пахнет халами. В Рош ашана халы у нас круглые. Ребята, вы знаете, почему? Ученики отвечают.

Лемеле: Скорее, скорее, я очень голодный! Я очень хочу кушать!

Мадрихи: Лемеле, опять ты торопишься! Сначала нужно помыть руки, сказать благословение, а потом уже мы кушать хлеб! Кроме того, нужно приготовить мед. Обычно мы солим хлеб в память о разрушении Иерусалимского храма, но в Рош ашана мы обмакиваем хлеб в мед, чтобы год был сладким.

Гершеле: Но для того, чтобы год был сладким, мы кушаем не только халу с медом.

Лемеле: В моем чемодане кроме хал, граната и меда, есть сюрприз. Это – загадки. Отгадать их вам будет легко – достаточно заглянуть в ваши тарелочки. Вот эти загадки:

1. Известны следующие сорта этого плода: фунджи, антоновка, белый налив, гренни. Его образ активно использует корпорация Apple. Дети отгадывают загадку.

Совершенно верно! Это – яблоки. Возьмите, пожалуйста, дольку сладкого яблока, обмакните ее в мед и попробуйте ее, а потом скажем все вместе: «Дай Б-г, чтобы новый год был счастливым и сладким».

Лемеле: 2. Это – водные позвоночные животные, а еще этим словом обозначают знак зодиака. Признак их кошерности – наличие чешуи и плавников. Дети отгадывают загадку.

Конечно, это – рыбы. В Рош ашана по традиции на столе должна лежать голова рыбы. После того, как кушают кусочек рыбы, говорят: «Дай Б-г, чтобы мы бы во главе, а не в хвосте».

Фотография 2. Голова рыбы – атрибут Рош ашана- на столе во время праздника во 2 классе.

Гершеле: 3. В средневековье этот плод был известен под названием «семенное яблоко», а в Древнем Риме его называли «зернистое яблоко». Итальянцы считают, что именно им Змей соблазнил Еву в истории Торы. Плод этот богат витамином С и полезен при малокровии. Дети отгадывают загадку.

Конечно, ребята, вы правы. Это - гранат. Возьмите в руки несколько зерен граната и повторите за нами: «Дай Б-г, чтобы заслуги наши умножились, словно зернышки граната».

Мадрихи: 4. Первые упоминания о ней относятся к Вавилону, где ее использовали как лекарственное и овощное растение. Ее очень ценили древние греки. Они приносили ее в жертву богу Аполлону. Листья и корнеплоды используют в пищу. А еще из нее получают сахар. Дети отгадывают загадку.

Совершенно верно, ребята, это – свекла. Берем кусочек свеклы и произносим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы не стало у нас противников».

Лемеле: 5. Растут они на пальме

Ни для кого не тайна,

Как сахар сладкие, смотри -

Есть  косточка у них внутри. Дети отгадывают загадку.

Конечно, это – финик. Берем в руки плод финиковой пальмы и говорим: «Да будет желанием Твоим, Всевышний, чтобы враги наши исчезли с лица земли».

Гершеле: 6. Эта рыжая красавица растет на грядке. Её используют в кулинарии и в косметологии. В ней содержится много витамина А. Дети отгадывают загадку.

Совершенно верно, ребята. На идише морковь называется «мерн», что звучит так же, как глагол «увеличиваться», «множиться». Поэтому при этом говорят: «Дай Б-г, чтобы умножились наши заслуги!»

Мадрихи: К празднику готовят, конечно же, и другие блюда. Главное, чтобы трапеза была вкусной и разнообразной. А вот соленое и горькое по традиции на стол в Рош ашана не кладут.

Наша трапеза закончена, ребята. Но праздник продолжается. Ведь в Рош ашана у всех радостное настроение, а значит самое время поиграть. Вам необходимо догадаться, какой музыкальный инструмент вы слышите. Ребята играют, последний музыкальный инструмент, который они слышат, это – шофар.

Лемеле: Какой необычный звук! Он очень похож на трубу!

Гершеле: Лемеле, это не труба. Музыкальный инструмент, на котором евреи играют в Рош ашана, называется….А впрочем, спросим у ребят. Ученики отвечают.

Рисунок 1. Евреи трубят в шофары.

Мадрихи: Да, совершенно верно. Трубление в шофар – одна из важных заповедей праздника. Трубление в шофар подобно звуку будильника. Оно призывает нас вспомнить о том, что, возможно, мы кого-то обидели. А значит, нужно попросить прощения. Особенно важно извиниться перед членами своей семьи и перед друзьями.

По традиции в шофар трубят утром. Существуют три вида звуков при трублении: ткия (протяжный долгий звук), шварим (три коротких звука), труа (девять коротких и резких звуков). В начале и в конце трубления следует протяжный звук ткиа. Специально для нас в шофар протрубит ученик нашей школы…Вы, конечно, знаете, что шофар необходимо слушать стоя.

Звучит шофар.


Лемеле: Какой звук! Мурашки по коже! Я приду домой и обязательно попрошу прощения у мамы и папы, ведь я, бывает, не слушаюсь их, не помогаю, когда нужно!


Гершеле: Хорошо, что ты все понял, Лемеле! Ведь раскаяние состоит из трех этапов:

1. понять, кого ты обидел;

2. попросить у обиженного нами человека прощения;

3. постараться больше никого не обижать ни словом, ни делом, дарить окружающим радость.

Лемеле: Кстати, я приготовил такую «радость» для своих родителей. Это -поздравительная открытка к Рош ашана. У меня в чемодане есть еще открытки к еврейскому новому году! Смотри, такие отправляли друг другу евреи в XIX и начале XX веков. Сейчас тоже принято отправлять поздравительные открытки, но они, конечно, очень отличаются от тех, что отправляли в прошлом.

Дети смотрят презентацию из новогодних открыток XIX и начала XX веков.

Рисунки 2,3,4. Примеры старых открыток к Рош ашана.

Рисунки 5,6,7. Примеры современных открыток к Рош ашана.

Ребята, мы тоже приготовим открытку для мамы и папы. Думаю, цветные карандаши и фломастеры у вас найдутся! Открытку нужно раскрасить, а сегодня вечером ее можно вручить со словами…Да, кстати, как поздравляют евреи друг друга в Рош ашана? Ученики отвечают.

Рисунок 8. Поздравительная открытка. Автор Бат Ноах (Мария Журавлева)

Дети раскрашивают открытку.

Мадрихи: "Рош-Ашана" дословно означает "голова года". Поэтому так же, как работа всего тела зависит от головы, так и от поведения человека в Рош-Ашана зависит, каким будет для него наступающий год.

Лемеле и Гершеле: Мы желаем вам, ребята, счастливого и сладкого года! Шана това умэтука! Здоровья вам, вашим родителям и друзьям! Желаем вам быть записанными в Книгу Жизни!

Позади Рош ашана. Позади волнения, связанные с организацией и проведением этого осеннего праздника. Я – преподаватель иврита в нашей школе и руководитель школы мадрихов (вожатых) – в течение всего праздника курсировала между классами, проверяла, как справляются мои мадрихи. На лицах детей, мадрихов, родителей ребят и классных руководителей я видела улыбки и радость от происходящего.

Вот несколько отзывов об этом празднике:

Татьяна Александровна Г., классный руководитель 2Б класса: «21 сентября второклассники отметили Рош ашана – еврейский новый год. Все дети пришли нарядные, сами накрывали праздничный стол. Звучала веселая музыка, дети танцевали. Мадрихи знакомили детей с атрибутами этого замечательного праздника. Дети с удовольствием выполняли все задания, танцевали и угощались. Такие добрые встречи нужны и детям, и взрослым».

Юлия К., мама ученицы 2А класса: «В Рош ашана в класс к нашим ребятам пришли мадрихи. Они так увлекательно рассказывали о празднике, что дети слушали их затаив дыхание. Дети с удовольствием отвечали на вопросы мадрихов (о шофаре, о праздничных свечах), вместе раскрашивали открытку к Рош ашана, мы пели и танцевали! Было очень весело, когда весь класс должен был изобразить трубный звук шофара!! Обучаясь к нашей школе, мы с удовольствием узнаем вместе с нашими детьми много нового и интересного о культуре и обычаях еврейского народа! В этом, безусловно, большая заслуга учителей иврита и традиций еврейского народа, а также наших любимых мадрихов!»

Татьяна Витальевна У., мама ученицы 4 класса, учитель английского языка в нашей школе: «Так здорово, что в нашей школе проводятся такие замечательные праздники, как Рош ха-Шана! 21 сентября ученики 4А класса встретили Новый Год по еврейскому календарю, отведали праздничные угощения и получили массу положительных эмоций!!! Школа была красиво украшена, дети сразу прониклись ощущением праздника! Наша дочь в восторге! Надеемся, что ещё не раз  в стенах нашей школы будут проводиться такие замечательные мероприятия!»

Эти слова для меня и для мадрихов - лучшая награда. Ведь праздники должны приносить удовольствие. Тогда информационное наполнение лучше запомнится и лучше ляжет на сердца детей.

Репортаж о проведении Рош ашана в стенах школы "Мишпахтейну" можно посмотреть, пройдя по ссылке https://www.youtube.com/watch?v=HxyOiZslILY

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.