12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Крюкля Оксана Владимировна3196
Педагогический стаж- 30 лет, являюсь преподавателем художественных дисциплин в ДШИ. Имею высшую квалификационную категорию.
Россия, Приморский край, Фокино
Материал размещён в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»
6

Лекция – концерт «Когда музы не молчат!»



Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» городского округа ЗАТО г. Фокино


 


 


 


 


 


 

Внеклассное мероприятие, посвященное празднованию Дня Победы


 

Лекция – концерт

«КОГДА МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ!»


 


 


 


 


 

Автор:

Крюкля Оксана Владимировна

Преподаватель художественных дисциплин

 


 

Лекция – концерт

«КОГДА МУЗЫ НЕ МОЛЧАТ!»

Слайд 1,2.

Войну мы вспоминаем не за тем,

Чтоб лишний раз победой похвалиться,

Мы просто повторяем все и всем:

Подобному не должно повториться.

Поэт С. Баруздин

Ведущий. Десятки лет отделяют нас от Великой Победы. И сколько бы ещё не прошло времени, они, не вернувшиеся с полей сражений, погибшие в фашистских концлагерях, умершие от тяжких ран, - навсегда в наших сердцах, в нашей памяти.

Бессмертен подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне. Среди тех, кто защищал нашу Родину от врага, были писатели и поэты, деятели музыкального искусства, художники. Выстоять в борьбе с одной из самых мощных и развитых стран того времени – фашистской Германией стало возможным только ценой огромного напряжения сил и величайших жертв.

Слайд 3. Ученик читает.

На войне, в пыли походной,

В летний зной и в холода,

Лучше нет простой, природной

Из колодца, из пруда,

Из трубы водопроводной,

Из копытного следа,

Из реки, какой угодно,

Из ручья, из-подо льда, -

Лучше нет воды холодной,

Лишь вода была б - вода.

На войне, в быту суровом,

В трудной жизни боевой,

На снегу, под хвойным кровом,

На стоянке полевой, -

Лучше нет простой, здоровой,

Доброй пищи фронтовой.

Важно только, чтобы повар

Был бы повар - парень свой;

Чтобы числился недаром,

Чтоб подчас не спал ночей, -

Лишь была б она с наваром

Да была бы с пылу, с жару -

Подобрей, погорячей;

 

 
Чтоб идти в любую драку,

 

Силу чувствуя в плечах,

Бодрость чувствуя.

Однако

Дело тут не только в щах.

Жить без пищи можно сутки,

Можно больше, но порой

На войне одной минутки

Не прожить без прибаутки,

Шутки самой немудрой.

 

 
Не прожить, как без махорки,

 

От бомбежки до другой

Без хорошей поговорки

Или присказки какой -

 

 
Без тебя, Василий Теркин,

 

Вася Теркин - мой герой….

Ведущий. В искусстве зачастую случается, что темы произведений разных авторов, пересекаются, дополняют друг друга, создавая в синтезе новое прекрасное произведение. Так произошло с картиной Непринцева «Отдых после боя», перекликающейся с поэмой «Василий Теркин» А. Т. Твардовского.

Слайд 4.

Ведущий. Зимой 1942 года в прифронтовой землянке, слабо освещенной самодельным светильником, художник Юрий Михайлович Непринцев впервые познакомился с поэмой А. Т. Твардовского «Василий Теркин». Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как забыв об усталости, смеялись они, слушая это замечательное произведение.

В чем же огромная сила влияния поэмы А.Т. Твардовского? Почему же так близок и дорог сердцу каждого защитника Родины образ Василия Теркина? Над этим уже тогда задумался Ю.Непринцев.

Художник перечитывает поэму много раз и понимает в том, что ее главный герой вовсе не какая-то удивительная и редчайшая натура, а самый обыкновенный парень, в образ которого автор вложил все лучшее, светлое, что присуще людям.

Весельчак и балагур, умеющий в трудную минуту поднять настроение товарищей, подбодрить их шуткой, острым словом, Теркин и в бою проявляет находчивость и мужество. Такие оптимистичные «Теркины» в годы войны встречались достаточно часто.

Секрет обаяния бойца заключался в невероятной реальности и жизненности образа, созданного поэтом. Что и помогло Василию Теркину мгновенно стать одним из любимых народных героев.

Покоренный глубоко правдивым образом солдата в поэме А.Т. Твардовского, Непринцев долгие годы не мог его забыть.

«Он жил в моем сознании, — писал впоследствии художник, — накапливая новые черты, обогащаясь новыми подробностями, для того чтобы стать главным героем картины».

Но не сразу родился замысел картины. Длинный, полный труда и раздумий путь прошел художник, прежде чем приступил к написанию картины «Отдых после боя».

Слайд 5,6.

В 1947 году Непринцев пишет картину «Здравствуй, Ленинград!», посвященную героям-подводникам, возвращающимся в родной город. Героической обороне Севастополя посвящена его следующая картина — «Последняя граната».

Все эти картины были подчинены одной цели, объединены одной идеей — прославить замечательные черты советского человека. Но требовательный к себе, художник не был удовлетворен созданным. Хотелось найти какое-то новое, жизненно-правдивое решение в характеристике душевных качеств советских людей, обобщить и свои впечатления от богатых событиями военных лет, создать такое произведение, которое ярко раскрывало бы величие героического подвига советского народа в Отечественной войне.

«Мне хотелось, — писал художник, — изобразить воинов Советской Армии не в момент свершения каких-либо героических поступков, когда все душевные силы человека напряжены до предела, показать их не в дыму сражения, но в простой будничной обстановке, в минуту краткого отдыха».

Так зарождается мысль о картине. Воспоминания военных лет помогают определить ее сюжет: группа бойцов в короткий перерыв между боями расположилась на заснеженной поляне и слушает веселого рассказчика.

Слайд 7. Ученик читает.

 

И уже, пригревшись, спал

Крепко полк усталый.

В первом взводе сон пропал,

Вопреки уставу.


Привалясь к стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчет войны

Вел беседу Теркин.

 

- Вам, ребята, с серединки

Начинать. А я скажу:

Я не первые ботинки

Без починки здесь ношу.

Вот вы прибыли на место,

Ружья в руки - и воюй.

А кому из вас известно,

Что такое сабантуй?


- Сабантуй - какой-то праздник?

Или что там - сабантуй?


- Сабантуй бывает разный,

А не знаешь - не толкуй,


Бот под первою бомбежкой

Полежишь с охоты в лежку,

Жив остался - не горюй:


- Это малый сабантуй.

Отдышись, покушай плотно,

Закури и в ус не дуй.

Хуже, брат, как минометный

Вдруг начнется сабантуй.

Тот проймет тебя поглубже, -

Землю-матушку целуй.

Но имей в виду, голубчик,

Это - средний сабантуй.


Сабантуй - тебе наука,

Браг лютует - сам лютуй.

Но совсем иная штука

Это - главный сабантуй.


Парень смолкнул на минуту,

Чтоб прочистить мундштучок,

Словно исподволь кому-то

Подмигнул: держись, дружок...


- Вот ты вышел спозаранку,

Глянул - в пот тебя и в дрожь;

Прут немецких тыща танков...

- Тыща танков? Ну, брат, врешь..


- А с чего мне врать, дружище?

Рассуди - какой расчет?

- Но зачем же сразу - тыща?

- Хорошо. Пускай пятьсот,


- Ну, пятьсот. Скажи по чести,

Не пугай, как старых баб.


- Ладно. Что там триста, двести -

Повстречай один хотя б...


- Что ж, в газетке лозунг точен;


Не беги в кусты да в хлеб.

Танк - он с виду грозен очень,

А на деле глух и слеп.

 

- То-то слеп. Лежишь в канаве,

А на сердце маята:


Вдруг как сослепу задавит, -

Ведь не видит ни черта.


Повторить согласен снова:


Что не знаешь - не толкуй.

Сабантуй - одно лишь слово -

Сабантуй!.. Но сабантуй

Может в голову ударить,

Или попросту, в башку.

Вот у нас один был парень...

Дайте, что ли, табачку.


Балагуру смотрят в рот,

Слово ловят жадно.

Хорошо, когда кто врет

Весело и складно.


В стороне лесной, глухой,

При лихой погоде,

Хорошо, как есть такой

Парень на походе.


И несмело у него

Просят: - Ну-ка, на ночь

Расскажи еще чего,

Василий Иваныч...


Ночь глуха, земля сыра.

Чуть костер дымится.


- Нет, ребята, спать пора,

Начинай стелиться.


 

В первых эскизах уже была намечена композиция будущего полотна. Группа солдат располагалась полукругом, повернувшись к зрителю, и состояла всего из 12—13 человек. Фигуру главного героя художник поместил в центре композиции и выделил цветом.

Но оказалось, что в этом решении было много вымышленного, нереального. Небольшое количество людей создавало ощущение случайности и не подчеркивало характер сильного, дружного коллектива людей.

Поэтому в последующих эскизах Непринцев увеличивает количество людей и наиболее естественно и свободно их располагает. Главный герой Теркин размещен художником от центра вправо, движение группы идет по диагонали слева направо, что позволяет увеличить пространство, показать его глубину. Зритель вовлекается в круг солдат и становиться участником события.

Для большей достоверности и жизненности сцены автор не использует контрасты света и тени, поскольку это могло придать картине элементы театральности. Непринцев показывает рассеянный свет зимнего дня, что помогает полнее выявить разнообразие эмоций на лицах героев.

Много и долго работал художник над зарисовками и набросками фигур бойцов, над поиском их поз, но большего всего автора интересовал внутреннего мира героев. «Хотелось, — писал Непринцев, — чтобы зритель полюбил моих героев, почувствовал их живыми и близкими людьми, чтобы он находил и узнавал в картине своих собственных фронтовых друзей».

Неоценимую услугу оказали Ю .Непринцеву впечатления военных лет, боевые встречи, воспоминания фронтовых товарищей, его фронтовые зарисовки, портретные изображения боевых друзей и помогли создать убедительные и правдивые образы бойцов.

Много было сделано этюдов с натуры, но они не переносились в картину непосредственно, без предварительной доработки. Художник искал, выделял наиболее яркие черты того или иного человека и, напротив, убирал все второстепенное, случайное, мешающее выявлению основного. Каждый образ он стремился сделать сугубо индивидуальным и типичным.

«В своей картине я хотел дать коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы. Подлинный герой моей картины — это русский народ».

Каждый герой в представлении художника имеет свою интересную биографию. О них он может часами увлекательно рассказывать, передавая мельчайшие подробности их жизни и судьбы.

Слайд 8.

Так, например, Непринцев рассказывает, что бойца, сидящего справа от Теркина, он представлял себе так: парень недавно пришел в армию из колхоза, еще неопытен, может быть, впервые участвовал в бою, и ему, естественно, страшно. Но сейчас, влюблённо слушая рассказы бывалого солдата, он забыл о своем страхе.

Слайд 9.

За Теркиным стоит молодой симпатичный парень в залихватски натянутой шапке. «Он, — писал художник, — слушает Теркина несколько снисходительно. Он и сам бы мог рассказать не хуже. До войны он был квалифицированным рабочим крупного завода, гармонистом, участником самодеятельности, любимцем девушек». Много мог бы поведать художник об усатом старшине, который хохочет во все горло, и о пожилом солдате с котелком и о веселом солдате, сидящем слева от рассказчика, и обо всех других персонажах...

Слайд 10.

Самой трудной задачей были поиски внешнего облика Василия Теркина. Художнику хотелось передать тот образ, который сложился в народе, хотелось, чтобы Теркина узнавали сразу, без подписи.

Непринцев постоянно помнил строки поэмы Твардовского:

Теркин — кто же он такой?

Скажем откровенно:

Просто парень сам собой

Он обыкновенный.

Впрочем, парень хоть куда.

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

Долгое время Непринцев искал «живого» Теркина. Искал всюду, где бывал. Искал и не находил. Видел его отдельные черты у различных людей, но найти своего героя таким, каким он представлялся художнику, не удавалось.

Художник хотел , чтобы образ Василия Теркина был собирателным, сочетал в себе черты многих людей, объединял все лучшее и светлое, что присуще гражданину СССР, защитнику Отечества. Долгая и сложная была работа Непринцева над обликом Теркина, над выражением его лица, жестом рук.

В начальных набросках Теркин был молодым солдатом с добродушным лукавым лицом, но в нем не ощущалась ловкость, смекалка. В последущих поисках боец был слишком серьезен, уравновешен, в какихта рисунках — ему недоставало житейского опыта, жизненной школы.

По замыслу автора жестом правой руки герой должен был подчеркивать какую то острую шутку в адрес немецких захватчиков. Сохранилось огромное количество набросков и этюдов, в которых были перепробованы самые различные повороты фигуры, наклоны головы, движения рук, отдельные жесты. Образ Теркина в картине стал значительным, убедительным и вполне естественным центром.

Слайд 11.

Не обделил пристальным внимание художник и пейзаж для картины. Он задумал, что действие происходит в редом лесу с полянками . Ранняя весна, снег еще не тает, а только чуть-чуть рыхлеет. Ему хотелось создать национальный русский мотив пейзажа.

Непринцев сумел создать художественное произведение, отражающее оптимизм и патриотический подъем защитников Родины, хотя время и было тяжелое.

Война — страшная вещь, но постоянно горевать нельзя и на фронте, слишком тяжело на сердце. Драматичные события, ежедневные потери трудно переживались людьми. И когда выпадали недолгие минуты отдыха, люди могли успокоиться, порадоваться тому, что остались живы, вернули очередную пядь своей земли. Окружающие остановились на мгновение, передохнут и двинутся дальше. Они спешат на запад отвоевывать отданное с кровью и так же трудно отбиваемое обратно.

Ученик читает.

Впрочем, что там думать, братцы,

Надо немца бить спешить.

Вот и все, что Теркин вкратце

Вам имеет доложить...

То серьезный, то потешный,

Нипочем, что дождь, что снег, —

В бой, вперед, в огонь кромешный

Он идет, святой и грешный.

Русский чудо-человек.

Ведущий. Сложно терять друзей и близких, но в людях было страстное желание скорее освободить родную землю от врагов, бесцеремонно вторгшихся в Россию. И помогала людям в этом музыка, которая позволяла на минутку отвлечься от ужасов войны…. Вспомнить дом, родных ….

В грозные годы Великой Отечественной войны производство музыкальных инструментов повсеместно было прервано. Но тяга народа к музыке была столь велика, что из армии стали приходить письма. Фронт требовал: "Дайте гармони и баяны! С песней легче воевать!" И выпуск музыкальных инструментов был восстановлен. В суровую военную годину гармонь и баян по праву заняли свое место в боевом строю. Гармонь на войне была генератором повышения настроения и боевого духа.

Ученик читает.

Гармонь

От глухой лесной опушки

До невидимой реки -

Встали танки, кухни, пушки,

Тягачи, грузовики,

Легковые - криво, косо,

В ряд, не вряд, вперед-назад,

Гусеницы и колеса

На снегу еще визжат.


На просторе ветер резок,

Зол мороз вблизи железа,

Дует в душу, входит в грудь -

Не дотронься как-нибудь.


- Вот беда: во всей колонне

Завалящей нет гармони,

А мороз - ни стать, ни сесть...


Снял перчатки, трет ладони,

Слышит вдруг:

- Гармонь-то есть.


Уминая снег зернистый,

Впеременку - пляс не пляс -

Возле танка два танкиста

Греют ноги про запас.


- У кого гармонь, ребята?

- Да она-то здесь, браток...-

Оглянулся виновато

На водителя стрелок.

 

- Так сыграть бы на дорожку?

- Да сыграть - оно не вред.

- В чем же дело? Чья гармошка?

- Чья была, того, брат, нет...

 

И сказал уже водитель

Вместо друга своего:

- Командир наш был любитель...

Схоронили мы его.


- Так...- С неловкою улыбкой

Поглядел боец вокруг,

Словно он кого ошибкой,

Нехотя обидел вдруг.

 

Поясняет осторожно,

Чтоб на том покончить речь:

- Я считал, сыграть-то можно,

Думал, что ж ее беречь.

 

А стрелок:

- Вот в этой башне

Он сидел в бою вчерашнем...

Трое - были мы друзья.


- Да нельзя так уж нельзя.

Я ведь сам понять умею,

Я вторую, брат, войну...

И ранение имею,

И контузию одну.

И опять же - посудите -

Может, завтра - с места в бой...

- Знаешь что, - сказал водитель, -

Ну, сыграй ты, шут с тобой.

 

Только взял боец трехрядку,

Сразу видно - гармонист.

Для началу, для порядку

Кинул пальцы сверху вниз.


Позабытый деревенский

Вдруг завел, глаза закрыв,

Стороны родной смоленской

Грустный памятный мотив,


И от той гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

 

Выступление квартета «Наигрыш» (преподаватели отделения народных инструментов.).

Музыка военных лет.

Список интернет - ресурсов.

 

  1. Культура СССР в годы Великой отечественной войны 1941-1945: [Электронный ресурс]. URL:  https://www.nivasposad.ru/school/homepages/all_kurs/konkurs2010/web-pages/raion/chicherina_alena_history/index.htm
  2. Лебяженская библиотека им.В.В.Бианки Категория: Искусство Памяти Юрия Михайловича Непринцева: [Электронный ресурс]. URL: http://bianki.mypage.ru/illjustracii/pamyati_uriya_mihaylovicha_neprinceva.html
  3. Сочинения по картинам русских классиков: [Электронный ресурс]. URL: http://rus.fizolimpiada.ru/kartina/yu.-m.-neprintsev-otdyih-posle-boya.html
  4. Алексей Злыгостев "Энциклопедия живописи": [Электронный ресурс]. URL: http://painting.artyx.ru
Когда музы не молчат
PPTX / 1.28 Мб

 

Опубликовано в группе «Учителя ИЗО, объединяйтесь!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.