Представленная разработка кейса к уроку обществознания , кейс рассчитан на учащихся 10-11-х классов основной школы обучающихся по учебнику Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкой, Л.Ф.Иванова. Обществознание. Базовый и профильный уровень
Кейс-пакет с заданиями по обществознанию для учащихся 10-11 классов
Составитель: учитель высшей квалификационной категории по истории и обществознанию Цвирчак Светлана Михайловна
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Центр Образования №47 города Иркутска, кафедра общественных наук
Пояснительная записка
Представленная разработка кейса к уроку обществознания , кейс рассчитан на учащихся 10-11-х классов основной школы обучающихся по учебнику Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкой, Л.Ф.Иванова. Обществознание. Базовый и профильный уровень
Основные цели предложенных материалов:
Развитие личности в ответственный период социального взросления (15-17 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной, экономической, правовой информации, способности к самоопределению и самореализации
Освоение на уровне функциональной грамотности системы знаний, необходимых для социальной адаптации, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде через самостоятельную работу с кейс-пакетами, содержательные линии заданий которых, направлены на развитие способностей применять знания в измененной ситуации и в новой ситуации (творческо-поисковый уровень развития)
Развитие деятельности учащегося через стратегическую деятельность: сбор фактов, планирование, видение способов достижения цели, умение организовать свою деятельность и деятельность других, умение работать на результат и осуществлять рефлексию своей деятельности.
Основные требования к результатам обучения и освоения содержания в контексте работы с кейс-пакетами
Личностными результатами являются:
Мотивированность на посильное и созидательное участие в жизни коллектива.
Заинтересованность не только в личном успехе, но и успехе группы, выполняющей общее задание по кейс-пакету.
Ценностные ориентиры, основанные на идеях гуманности и гуманизма; признания прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности в государстве
Метапредметные результаты:
Умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность, объяснять социальные явлений в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.
Развитие способности к рефлексии, через оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей.
Поиск и извлечение нужной информации по заданным кейсам в адаптированных источниках различного типа.
Определение сущности характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов.
Предметными результатами являются:
Знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять с опорой на эти понятия явления социальной действительности в кейс-заданиях.
Умение находить нужную социальную информацию в кейс-заданиях, адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия, преобразовывать в соответствии с решаемым заданием (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями.
Знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе; умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации.
Умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы; вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения.
Данный кейс можно использовать как фрагменты заданий, практических задач при изучении, закреплении, повторении изученного материала на уроках обществознания.
1. Кейс-пакет №1 по теме «Преступность и преступления» (анализ и интерпретация источника в контексте применения знаний в новой познавательной ситуации) при изучении темы урока «Отрасли Российского права» (обществоведческий блок Право )
Приложения заданий к кейс-пакету
Кейс-пакет по теме «Преступность и преступления» (анализ и интерпретация источника в контексте применения знаний в новой познавательной ситуации) при изучении темы урока «Отрасли Российского права» (обществоведческий блок Право )
В данном кейсе требуется применить полученную информацию из текста в определенной вопросом познавательной ситуации, аргументацию учащимися отдельных положений источника и формулировку оценочных суждений относительно позиции, заявленных в кейсе или сформулированных в вопросе к нему.
Цель: формирование практических компетенций в работе с обществоведческими источниками по определенной теме из оригинальных неадаптированных текстов, на основе которых учащиеся должны формулировать собственное суждение и аргументы по социальным проблемам.
Алгоритм выполнения задания
1.Внимательно прочитайте текст
2.Соотнести предложенный текст с изученным курсом, с какой содержательной линией он связан
3.Определите основную идею
4.Обобщайте и интерпретируйте авторский текст там, где это требуется.
5.Давайте четкие аргументы, конкретизируемые примерами из истории, современной жизни, а также примерами из художественных произведений.
Понятия и термины
Гуманизм - это система взглядов, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающих благо человека критерием оценки справедливости общества
Преступление - это общественно опасное виновное деяние (действие или бездействие) наносящее значительный вред обществу и человеку, запрещенное уголовным правом
Права человека - это мера свободы человека, его автономия, т.е. определенная независимость, самостоятельность. По отношению к государству, возможности и притязания в общественных сферах.
Уголовная ответственность - это наиболее строгий вид юридической ответственности, предусмотренной за совершение преступления (полная уголовная ответственность наступает с 16 лет).
Кейс-задание по теме «Преступность и преступления» (анализ и интерпретация источника в контексте применения знаний в новой познавательной ситуации).
Преступность - это явление социальное. Ибо корениться в недрах общественного сознания, но оно еще является и явлением правовым, ибо к преступлениям относятся лишь те деяния, которые предусмотрены уголовным законом. Преступность наносит ущерб экономическим, идеологическим, социально-культурным отношениям в обществе, правопорядку в нем, жизни и здоровью, интересам личности, изымает из нормальной жизни и созидательной деятельности общества ее членов.
Весь человеческий опыт говорит, что переоценка уголовных наказаний, переизбыток уголовных законов никогда к положительным результатам не приведет, скорее наоборот. Жестокость порождает ответную жестокость. Уголовные законы и уголовные репрессии должны быть экономны, разумны, справедливы. Но сейчас со всех страниц СМИ кричат о том, что нужно ужесточать законы, только это может удержать от преступлений тех, кто собирается их совершить. Гуманные наказания способствуют чувству безопасности преступника и росту преступлений, ведь чем слабее наказание, тем вольготней и уверенней чувствует себя преступник. Тогда, что, получается, давайте всех преступников пожизненно в тюрьмы посадим, и проблема с законностью будет решена?
Опираясь на текст и обществоведческие знания, подтвердите или опровергните утверждение автора о связи гуманизации уголовного законодательства и снижении преступности. Приведите три аргумента в защиту своей позиции.
Данное задание в кейсе предполагает, прежде всего, формулировку собственного мнения, а потом его аргументацию. При этом собственное мнение может совпадать с мнением авторским, а может его опровергать.
Аргумент - это довод, доказательство. Это суждение, посредством которого обосновывается истинность какого-либо суждения. При доказательстве некоторого суждения аргументы являются основаниями, из которых логически следует доказываемое суждение.
Алгоритм ответа
Аргументы, подтверждающие мысль автора:
жестокое наказание унижает человеческое достоинство, вызывает озлобленность, ненависть к обществу и желание впоследствии отомстить; негуманные и жестокие наказания вызывают протест и как показывает практика, не ведут к снижению преступности; главная задача наказания - воспитать человека, преступившего закон, помочь ему стать полноценным членом общества, а не отомстить ему.
Аргументы, опровергающие мысль автора:
гуманизация преступности приведет к увеличению количества преступлений, так как преступники будут знать, что их деяния не будут наказаны; гуманизация преступности приведет к хаосу и беззаконию, так как каждый человек будет посягать на права и свободы других людей; у человека собирающего совершить преступление должен быть страх перед жестоким наказаниями, что бы он задумался, прежде чем совершить его. За особо тяжкие преступления необходимо ввести смертную казнь, за свои поступки нужно отвечать по заслугам.