Предупреждение у дошкольника нарушений чтения и письма.
Советы логопеда Речевое развитие детей на шестом году жизни
Предупреждение у ребенка нарушений чтения и письма Сейчас среди детей очень распространены нарушения письменной речи – чтения и письма (дислексия и дисгафия). Проявляются они в том, что ребенок не может толком выучиться читать и писать. При чтении ребенок допускает следующие ошибки: Не может составить из букв слога (отрывает в нем звуки друг от друга); Переставляет местами звуки в слове (не улавливает их последовательности); Неправильно читает буквы (при чтении заменяет одни звуки на другие); При чтении пропускает буквы (не читает их); Может добавлять лишние звуки; Читает очень медленно; Плохо понимает прочитанный материал (часто он не понимает его вовсе); Не может запомнить прочитанное и пересказать его. При письме ребенок допускает следующие ошибки: Не может писать ровно, то есть удерживать строку; Пишет буквы разного размера; Может писать вместо одних букв другие; Может добавлять буквы в словах; Пропускает буквы в словах; Переставляет их местами; Может писать слева направо; Может разрывать при письме слово на части.
Причины формирования нарушений чтения и письма У ребенка нарушен речевой слух – то есть он не различает на слух одни звуки от других. Поэтому он путает при чтении и на письме те звуки, которые плохо различает. Ребенок путает произносительные образы звуков – то есть он путает те артикуляционные позиции, в которых произносятся звуки. Это бывает, когда ребенок недавно научился правильно произносить звуки, а до этого заменял их на какие-то другие. В этом случае он будет читать и писать так, как недавно произносил. Ребенок плохо различает и запоминает начертания похожих букв. Ребенок не может одновременно воспринимать и удерживать в памяти необходимый объем материала. Он не способен, как бы одним взглядом, схватить и на какое-то время удерживать в своем внимании, нужное ему а данный момент количество информации. Например, он не может воспринять целиком все слово. Отдельные его части выпадают из поля его зрения (или слуха). Ребенок не может запомнить порядка следования друг за другом предметов или звуков. В этом случае ему трудно определить последовательность букв или звуков в слове. У ребенка недостаточно четкие пространственные ориентировки. В результате он не улавливает направление слева направо, он может неправильно писать буквы – как будто в зеркальном отражении. Эта проблема часто встречается у левшей.
Развитие основных способностей и умственных действий Исправление речевого слуха Развитие способности к восприятию и первоначальному анализу единиц речи Вы произносите то короткие предложения, то случайные наборы слов. Ребенок должен отличат одно от другого. Ребенок должен придумывать предложения, и составлять наборы слов. Например: пришла, дом, мама. Ребенок должен сначала произнести какое-нибудь предложение, а потом произнести только одно слово, которое входило в это предложение. Ребенок должен придумать слова и не имеющие смысла наборы звуков. Ребенок должен придумать предложение из двух, а потом из трех слов. Вы произносите слово по слогам, а ребенок должен сопровождать хлопками в ладоши ваше произнесение. Ребенок должен придумывать слова, состоящие из одного и двух слогов. Вы произносите то один согласный звук, то – два. Ребенок должен определить, когда вы произнесли один звук, а когда – два.
Повышение устойчивости произносительных навыков Развитие способности к восприятию и анализу зрительного материала Разложите перед ребенком геометрические фигуры. Показывайте ребенку одну из этих фигур и просите найти среди лежащих на столе такую же. Положите перед ребенком эти же геометрические фигуры. Он должен разложить их на 2 кучки: похожие – к похожим (по цвету, форме, размеру). Попросите его объяснить вам, почему он именно так рассортировал фигуры. Ребенок должен находить отличия на двух похожих картинках. Ребенок должен уметь рассказать, чем отличаются друг от друга два похожих предмета. Положите перед ребенком несколько сходных по начертанию букв (Р, Я, Ь, Б, В, Ы, Ъ; или П, Н, И, Й; или Ш,Щ, Ц; или К, Х, Ж; или Ю, О, С, Э), показывайте ему одну из них, ребенок должен найти среди лежащих на столе такую же. Покажите ребенку две похожие между собой буквы, он должен из первой буквы «сделать» (дорисовать) вторую (Ш – Щ, Ц – Щ, Ь – В, Г – Б…). Положите перед ребенком две буквы, он должен реконструировать первую букву (что-то дорисовать, что-то замазать белым маркером) так, чтобы она «превратилась» в другую (Я – Ж, Ф – О, Ы – Ъ…). Положите перед ребенком две буквы, он должен каким-нибудь образом «развернуть» первую из них и дорисовать ее так, чтобы она «превратилась» в другую (Ш – Е, С – Э, У – А, Ь – Я, Ч – Ь, Я – Ы).
Увеличение объема зрительного материала, который ребенок может воспринимать и удерживать в памяти Положите перед ребенком 7-8 предметов. Попросите его отвернуться и уберите один из них. Ребенок должен назвать, какого предмета не нет. Положите перед ребенком 6-7 картинок, он должен запомнить их. После этого смешайте эти картинки с другими 8-10 картинками, ребенок должен найти среди них те, которые он запомнил. В дальнейшем увеличивайте количество предметов и картинок до 10. Два предыдущих задания ребенок должен выполнять на материале простых по начертанию букв (количество букв увеличивайте от 5 до 8). Ребенок должен по памяти после кратковременного показа рисовать различные геометрические фигуры. Ребенок должен нарисовать простую по начертанию букву по образцу, а потом по памяти после кратковременного показа. Покажите ребенку какой-нибудь простой предмет, затем уберите его. Ребенок должен по памяти рассказать вам, что это был за предмет, какой он формы, цвета, величины.
Увеличение объема слухового материала, который ребенок может воспринимать и удерживать в памяти Ребенок должен запомнить 7-8 простых, коротких слов. Повторите их ребенку несколько раз, через пять минут он должен назвать вам эти слова. Вы называете ребенку слово, а он, для того чтобы лучше его запомнить, должен подобрать к нему подходящую картинку. Эти картинки нужно отложить в сторону. Через пять минут, просматривая картинки, ребенок должен вспомнить те слова, которые вы ему называли. Он должен запомнить 6-7 слов. В дальнейшем увеличивайте количество слов до 10. Ребенок должен запомнить 3 простых предложения. Можно повторить их 2-3 раза. Затем сам ребенок. Ребенок должен придумать 3 предложения по 3 сюжетным картинкам и запомнить их. Затем, просматривая картинки, он должен повторить их по памяти. Покажите ребенку 3-4 картинка с изображениями различных предметов. Попросите его придумать с каждым из этих слов по предложению. Затем, просматривая картинки, ребенок должен вспомнить свои предложения дословно.
Развитие способности к восприятию и анализу последовательности зрительных объектов Положите перед ребенком в ряд 7-8 предметов. Попросите его отвернуться. В это время поменяйте местами 2 предмета в ряду. Ребенок должен восстановить первоначальную последовательность предметов. Поставьте перед ребенком в ряд 7-8 предметов, а затем полностью смешайте их. Ребенок по памяти должен восстановить нарушенный ряд. Постепенно увеличивайте количество предметов до 10. Два описанных задания выполняйте с ребенком на материале букв. Выбирайте не похожие друг на друга по начертанию буквы. Количество букв увеличивайте с 5 до 8. Положите перед ребенком 2-3 буквы подряд, попросите сказать вам, какая буква лежит в ряду первой, какая второй и какая третьей. Положите перед ребенком 4-5 букв подряд. Называйте ему буквы, которые он должен поменять местами, ребенок должен выполнять ваши инструкции.
Развитие способности к восприятию и анализу последовательности слуховых объектов Воспроизводите за спиной у ребенка знакомые ему звуки в определенной последовательности. Звуковой ряд должен включать в себя 7-8 звуков. Ребенок должен повторить за вами последовательность звуков. Воспроизводите за спиной у ребенка звуковой ряд. После этого повторите этот же звуковой ряд, но опустите в нем какой-нибудь звук. Ребенок должен отгадать, какой звук вы не воспроизвели. Количество звуков постепенно нужно увеличить до 10. Произнесите 3 гласных звука. Ребенок должен повторить этот ряд за вами. Количество звуков нужно увеличить до 5. Произнесите 3 гласных звука, а затем только первый и последний звуки ряда. Ребенок должен определить, какой звук вы не произнесли. Звуковой ряд нужно произнести 2-3 раза подряд. Произнесите подряд 2 согласных звука ([ШР], [ВР], [СШ], [ХШ], [ХФ]). Ребенок должен сказать, какой звук идет в звукосочетании первым, а какой – вторым. Произносите открытые ([РА], [СА], [ЛО], [ЖУ]) и закрытые слоги ([АР], [УС]). Ребенок должен сказать, какой звук в слоге идет первым, а какой – вторым. Произносите звукосочетания из двух звуков. При повторном произнесении заменяйте какой-либо из звуков в звукосочетаниях. Ребенок должен сказать вам, какой звук вы заменили и на какой. Очень внятно произнесите три гласных звука подряд, при повторном произнесении замените первый или последний звук ряда на другой гласный звук. Ребенок должен определить, какой звук и на какой вы заменили.
Развитие способности к восприятию и анализу пространственных отношений Попросите ребенка поднять левую (правую) руку, ногу, глаз, ухо. Ребенок должен показать вам, какой палец на его левой руке находится слева (справа) от среднего. При этом он должен ориентироваться на правую руку: тот палец, который ближе к правой руке – справа. Ребенок должен положить правую руку на стол. Затем переместить ее немного вправо (влево). Ребенок должен положить правую руку на стол, сверху на нее ребенок должен положить левую руку. Затем подложить под лежащую на столе руку. Ребенок должен правой рукой взять себя за левое ухо. Ребенок должен сложить руки за спиной так, чтобы кисть правой руки оказалась лежащей на кисти левой, и наоборот. Поместите перед ребенком два предмет: один – ближе к его левой руке, другой – ближе к правой. Ребенок должен показать вам, какой предмет находится слева, а какой – справа. Положите перед ребенком ряд плоских предметов «стопкой» (книги). Выберите из середины стопки какую-нибудь книгу. Ребенок должен сказать вам, какая книга в стопке лежит выше или ниже ее. Вы чертите на листе бумаги несколько вертикальных линий. Ребенок должен пририсовать к этим линиям недостающие элементы букв (Р,Ь, Г, Т, В, Ф, К, Л). Нарисуйте на листе бумаги правильно изображенные буквы в зеркальном отражении. Ребенок должен показать вам правильно изображенные буквы.
Упражнения на устранение недостатков письменной речи Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках. Какой дорогой ёжики дойдут до сада?
Исправить неправильно написанные буквы, слоги и слова