Предварительный просмотр презентации

Александр Иванович КУПРИН (1870-1938) Страницы жизни и творчества

По мнению современников, его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни. О.Н.Михайлов (критик, литературовед)

Детство 26 августа (7 сентября) 1870 года родился в городке Наровчате Пензенской губернии, в обедневшей разночинно-демократической семье. Отец - «из детей лекарских учеников», служил в канцелярии, умер в возрасте 37 лет, когда Саше исполнился только год. Мать из древнего рода татарских князей Куланчаковых, давно разорившихся.

Годы взросления 1874 – переезд в Москву, проживание в казённом учреждении – в общей палате вдовьего дома. 1876 – сиротское училище. Казённая обстановка, муштра, жестокое обращение воспитательниц доставляли страдания. 1880 – Вторая московская военная гимназия, через два года преобразованная в кадетский корпус. «Всеобщий культ кулака» калечил детские души. 1888 – Третье Александровское юнкерское училище в Москве. Занимается гимнастикой, танцами, литературой.

Военная тема в творчестве Годы обучения, атмосфера казённого быта, противоречия семейного и казарменного воспитания, истинное и мнимое понятие о чести, справедливости нашли отражение в повестях: «На переломе» («Кадеты»), «Юнкера», «Дознание», «Поединок»

Начало творческого пути Начинает сотрудничать с журналом «Русский сатирический листок», ещё обучаясь в юнкерском училище. Получает взыскание за выступление в печати. (Рассказ «Последний дебют») 1890 – назначается служить в 46-й Днепровский полк в городишко Проскуров Подольской губернии. Служба была отягощена бездельем, попойками, мелкими интрижкам.

Разочарование в службе В звании подпоручика Куприн отслужил 4 года. 1894 – подаёт в отставку и уезжает в Киев. Работает в местных газетах, пишет рассказы, очерки, заметки.

От матери Куприн унаследовал внима-тельное отношение к жизни, тонкую наблюдательность, любовь к книгам, вдумчивое чтение. Большое влияние на литературное да-рование Куприна оказал единственный талантливый учитель в кадетском кор-пусе Цуханов, который читал воспитан-никам Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева. 1901 – приезжает в Петербург, знакомит-ся с Буниним, Чеховым, Горьким.

«Молох» 1896 – пишет социально-психологическую повесть «Молох». Главный персонаж Квашнин – промышленник, финансист, образ алчности, паразитизма и жестокости. «Молох» - обличение буржуазного общества, отражение коренных противоречий эпохи.

1902 – пишет о сломленных судьбою людях:«В цирке», « Болото», «На покое». 1903 – возникает новый герой, активный, борющийся с обстоятельствами. «Трус», «Конокрады». Ведёт активный образ жизни: организует в Киеве атлетическое общество. Вместе с известным спортсменом Сергеем Уточкиным поднимается на воздушном шаре. Летит с Иваном Заикиным на самолёте «Форман». В 43 года всерьёз начинает учиться сильному плаванию у мирового рекордсмена Л.Романенко

Повести о любви «Олеся» 1908 «Суламифь»

Великий дар Гранатовый браслет 1910 Повести о любви объединяет мысль: любовь – это великий дар, чистое и бескорыстное чувство. Оно полно испытаний и лишений. Только любовь помогает ощутить полноту жизни, пусть короткой, но яркой.

В эмиграции 1920 – по приглашению Бунина уезжает в Париж. Наметился спад в творчестве, неприятие советского строя выливается в статьях, в которых Куприн критикует новые власти. 1927-1934 – появляются книги «Колесо времени», «Рассказы в каплях» и другие. Создаёт новеллы «Тень Наполеона», «Четверо нищих», пишет роман «Юнкера». Тоска по Родине настолько сильна, что Куприн признаётся: «…не могу спокойно письма написать туда, ком в горле».

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации