12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Семенихина Елена Васильевна78
Россия, Воронежская обл., с. Русская Журавка
1

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе по теме «Сравнения в художественной речи А.И. Куприна»

Конспект интегрированного  урока русского языка и литературы в 11 классе  по теме «Сравнения  в художественной речи А.И. Куприна»

 

Цель: проанализировать  рассказы А.И. Куприна, найти в них сравнения, рассмотреть структуру используемых сравнений, их виды и функции.

Задачи:

расширить и углубить представления обучающихся о понятии – сравнение и сравнительный оборот;

познакомить с разновидностями сравнения, способами их выражения и особой ролью в тексте;

учить использовать сравнительные конструкции в речи;

вызвать интерес к художественно-выразительным средствам языка, к творчеству А.И. Куприна.                          

Оборудование: сборники рассказов А.И. Куприна, презентация к уроку,  дидактический материал. Обучающиеся заранее читают рассказы               А.И. Куприна « Гамбринус», «В цирке», «Слон», «Храбрые беглецы», «Черная молния».

Ход урока

Все познается в сравнении.
Конфуций

1. Вводная беседа.

У: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с особенностями стиля художественной литературы. Язык  художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. И, конечно же, вся красота русского языка выражается в лучших художественных произведениях. Одними из таких произведений являются рассказы А.И. Куприна.

Вопросы к обучающимся:

1.                Для чего по вашему мнению создаются художественные тексты? 

(Такие тексты создаются для того, чтобы развивать в каждом человеке  чувство прекрасного)

2.                Какие выразительные средства характерные для художественного стиля вам известны?

 (  Метафоры, эпитеты, сравнения и др.).

3.                Прочитайте эпиграф к уроку, как вы его понимаете?

(Вокруг нас столько всего интересного, изведанного и неизведанного, мы постоянно что-то с чем-то сравниваем, пытаемся уловить сходство и различие предметов и явлений действительности, это помогает нам познавать окружающий мир).

4.                Давайте определим тему сегодняшнего урока? Записываем тему.

Итак, сегодня мы познакомимся с таким интересным средством выразительности речи, как сравнение.  А искать сравнения будем в рассказах А.И. Куприна.

 Объявляются цели урока.

3.                Актуализация нового учебного материала

          У: Вы уже знакомились с творчеством А.И. Куприна на уроках  литературы. Реалистическое творчество А.И. Куприна и сегодня привлекает своим жизнелюбием, прочным гуманизмом, любовью и состраданием к маленькому человеку. Выпуклость изображения, точный и тонкий рисунок, свежесть впечатлений, простой и ясный язык, юмор и добродушие  – все это сближает произведения Куприна с лучшей, классической традицией в русской литературе.

А.И. Куприн обогатил русскую прозу новыми темами, художественными приемами, своеобразными красками, способствовал развитию в русской литературе сюжетного начала, ибо был мастером увлекательного рассказа.

У: Давайте прочитаем несколько предложений из его рассказа                   «В цирке»:

 «И черт же вас возьми, какая силища! – говорил он, тиская изо всех сил своими тонкими, цепкими пальцами попеременно то одно, то другое плечо Арбузова. – Это уж что-то даже не человеческое, а лошадиное, ей-богу».

«Он был среднего роста, широкий в плечах и еще более широкий к тазу, с короткими, толстыми и кривыми, как корни могучего дерева, ногами, длиннорукий и сгорбленный, как большая, сильная обезьяна».        

У: При помощи каких средств писатель показывает силу и мощь атлетов?

( Куприн использует сравнения, в первом предложении сопоставляя человеческую силу с лошадиной, во втором человек сравнивается с большой, сильной обезьяной, а ноги с корнями могучего дерева).

У: Что же такое сравнение? Давайте запишем определение .

Сравнение  – это сопоставление одного предмета или явления с другим для выявления их сходства.

У: У каждого из вас на столах лежат дидактические материалы с примерами сравнений из рассказов  А.И. Куприна, вы  будете помечать на них типы и виды сравнений в процессе нашей работы. Давайте посмотрим, из чего же состоит сравнение. Возьмем для примера предложение из рассказа Куприна  «Гамбринус»:

«Непрерывно, один за другим, подъезжали извозчики и по мановению руки величественного, как статуя, городового, описав полукруг, отъезжали дальше, в темноту, где длинной вереницей стояли вдоль улицы сани и кареты».

У: Обратите внимание на то, что в сравнении есть объект, с чем-то сравниваемый, второй объект, с которым сравнивается, и признак, по которому сравниваются данные объекты или явления.

У: Давайте найдем в данном предложении предмет, образ  и признак сравнения.

(Предмет сравнения – «городовой», образ сравнения –  «статуя» и признак

сравнения – «величественный»)

У: Существуют сравнения полные и неполные. Cравнения, в которых  присутствуют все три составляющие называются полными, в неполных же отсутствует один из элементов структуры, чаще всего признак. Обратимся к сравнениям и попробуем определить пропущенный признак: Ноги как столбы («Слон»). Какой признак пропущен?

(Ноги по величине сравниваются со столбами).

У: А почему здесь сравнительный оборот не выделяется запятыми?

(Потому что он выступает в предложении в роли определения).

По своей структуре сравнения бывают еще простые и сложные. В простых сравнениях присутствует один предмет, один образ и один признак. В сложных сравнениях может быть несколько каких-либо элементов, например, несколько образов. Рассмотрим следующие предложения и попытаемся выяснить, для чего писатель использует сразу несколько образов в одном сравнении:

«Нельгин все это знал умом, но все это было скучное, взрослое, не настоящее и не главное, и он ему не верил, а верил в собственное, яркое, заманчивое и сказочно-прекрасное, верил, как в день и ночь, как в булку и яблоко, как в свои руки и ноги» («Храбрые беглецы»).

(Повторением нескольких сравнений подряд Куприн хочет показать сильную веру героя, которую нельзя ничем убить).

У: По сравнению с другими тропами, сравнения отличаются разнообразием способов выражения. Обычно они выступают в виде сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, и др:   «Но в ту же минуту из  темноты  раскрытой  двери,  как  белый  прыгающий комок, выскочил с лаем Арто»(«Белый пудель»).    «Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя  о  землю  ногами,  которые внезапно сделались крепкими, точно  две  стальные  пружин».                    («Белый пудель»). «Мадам Иванова, словно ожившая, опять бодро держалась над своим капитанским мостиком, а Белка сидела у Сашки на коленях и визжала от радости» («Гамбринус»).

 У: Эти же подчинительные союзы могут присоединять и сравнительные предложения.

«Потом все исчезло: и мысль, и сознание, и боль, и тоска. И это случилось так же просто и быстро, как если бы кто дунул на свечу, горевшую в темной комнате, и погасил ее...»(«В цирке»).

«Право, выходило так, точно все мы живем не на земле, а на Марсе ли на Венере, или на другой какой-нибудь планете, куда видимые земные дела достигают через огромные промежутки времени в целые недели, месяцы и годы» («Черная молния»).

«Они точно позабыли на своих лицах широкие, бессмысленные улыбки, но их груди после утомительных сальто-мортале дышали глубоко и быстро». («В цирке»).

У: Что это за предложения?

(Сложноподчиненные).

У: Что является средством связи в этих предложениях?

 (Сравнительные союзы).

У: Выделите в них грамматические основы

Запишите следующие предложения:

«Впрочем, было в Гамбринусе и другое несменяемое лицо – буфетчица мадам Иванова, – полная, бескровная, старая женщина, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов»(« Гамбринус»).

«Здесь есть городские ряды – длинный деревянный сарай на Соборной площади, со множеством неосвещенных, грязных клетушек, похожих на темные норы, из которых всегда пахнет крысами, кумачом, дублеными овчинами, керосином и душистым перцем» («Черная молния»).

У: Чем выражено сравнение в них?

(Они вводятся словами похож, подобен, напоминает).

У:  Каким членом предложения они выражены?

(Сказуемым).

У: В произведениях устного народного творчества широко распространены отрицательные сравнения. Из фольклора эти сравнения перешли в русскую поэзию и прозу.

«Знаменитый вышел пилав: с красным стручковым перцем и с паприкой, с томатами, с луком-чесноком, с укропом-петрушкой-     сельдереем, –  не пилав, а адский пламень» («Гамбринус»).                                                   

«Это уж что-то даже не человеческое, а лошадиное, ей-богу» («В цирке»).

«В темноте Нельгин не видел, а как будто чувствовал, что Юрьев расстегнул рот, а Амиров поднял голову, чтобы было удобно слушать» («Храбрые беглецы»).

У: Давайте определим, как выражено сравнение в следующих предложениях:

«Но вот люди свергаются с трибун черной рассыпающейся массой» («В цирке»).

«Иногда, чтобы потешить своих слушателей, он заставлял свою скрипку в лад мотиву скулить щенком, хрюкать свиньею или хрипеть раздирающими басовыми звуками»(«Гамбринус»).

 (Сравнения в этих предложениях выражены существительными в творительном падеже).

У: Чаще всего такие сравнения употребляется при глаголах. Глаголы с каким значением вам встретились в предложениях?

( Глаголы, обозначающие движение, действие, состояние).

У: Приведите свои примеры сравнений, выраженных существительным в творительном падеже с глаголами разного значения.

(Выть волком, реветь белугой, мчаться стрелой, гореть огнем).

 

У: Как выражено сравнение в следующих предложениях?

«Гусь даже добросовестнее гусыни».

«Встают они поздно, позднее солнца, и целый день глазеют из окон на улицу, отпечатывая на стеклах белыми пятнами сплющенные носы и разляпанные губы».

(Сравнения выражены родительным падежом. Это сравнения с прилагательным в сравнительной степени).

4.     Закрепление полученных знаний

У: Используя дидактический материалом,выполните следующие задания:

1       группа: выписать сравнения, выступающие в форме сравнительного предложения;

2 группа: выписать сравнения, которые выражены родительным и творительным падежом

3  группа: выписать сравнения, выступающие в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, и др;

4.Рефлексия.

 У: А теперь давайте сделаем вывод из наших сегодняшних исследований. Что мы узнали о сравнении?

 (Сравнения бывают полные и неполные, простые и сложные. В предложении сравнения выступают в качестве сравнительного оборота, сравнительного придаточного предложения, сравнение может являться косвенным дополнением, выраженным существительным в творительном или родительном падеже, а также прилагательным. Сравнение в художественном произведении изобразительно-выразительную функцию, помогает более детально передать главную мысль писателя)

5. Домашнее задание

У: Дома проанализируйте  рассказы А.И. Куприна «Слон», «Изумруд», «Святая ложь».  Найдите в текстах сравнения и охарактеризуйте их.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (3)

Стефанова Лариса Михайловна, 01.04.18 в 11:19 0Ответить Пожаловаться
Презентация отсутствует.
Хорева Елена Алексеевна, 05.04.18 в 21:55 0Ответить Пожаловаться
Презентация отсутствует
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.