Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе «Сравнения в художественной речи А.И. Куприна»
Конспект интегрированного урока русского языка и литературы в 11 классе по теме «Сравнения в художественной речи А.И. Куприна»
Цель: проанализировать рассказы А.И. Куприна, найти в них сравнения, рассмотреть структуру используемых сравнений, их виды и функции.
Задачи:
– расширить и углубить представления обучающихся о понятии – сравнение и сравнительный оборот;
– познакомить с разновидностями сравнения, способами их выражения и особой ролью в тексте;
– учить использовать сравнительные конструкции в речи;
– вызвать интерес к художественно-выразительным средствам языка, к творчеству А.И. Куприна.
Оборудование: сборники рассказов А.И. Куприна, презентация к уроку, дидактический материал. Обучающиеся заранее читают рассказы А.И. Куприна « Гамбринус», «В цирке», «Слон», «Храбрые беглецы», «Черная молния».
Ход урока
Все познается в сравнении.
Конфуций
1. Вводная беседа.
У: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с особенностями стиля художественной литературы. Язык художественной литературы всегда считался вершиной литературного языка. И, конечно же, вся красота русского языка выражается в лучших художественных произведениях. Одними из таких произведений являются рассказы А.И. Куприна.
Вопросы к обучающимся:
1. Для чего по вашему мнению создаются художественные тексты?
(Такие тексты создаются для того, чтобы развивать в каждом человеке чувство прекрасного)
2. Какие выразительные средства характерные для художественного стиля вам известны?
( Метафоры, эпитеты, сравнения и др.).
3. Прочитайте эпиграф к уроку, как вы его понимаете?
(Вокруг нас столько всего интересного, изведанного и неизведанного, мы постоянно что-то с чем-то сравниваем, пытаемся уловить сходство и различие предметов и явлений действительности, это помогает нам познавать окружающий мир).
4. Давайте определим тему сегодняшнего урока? Записываем тему.
Итак, сегодня мы познакомимся с таким интересным средством выразительности речи, как сравнение. А искать сравнения будем в рассказах А.И. Куприна.
Объявляются цели урока.
3. Актуализация нового учебного материала
У: Вы уже знакомились с творчеством А.И. Куприна на уроках литературы. Реалистическое творчество А.И. Куприна и сегодня привлекает своим жизнелюбием, прочным гуманизмом, любовью и состраданием к маленькому человеку. Выпуклость изображения, точный и тонкий рисунок, свежесть впечатлений, простой и ясный язык, юмор и добродушие – все это сближает произведения Куприна с лучшей, классической традицией в русской литературе.
А.И. Куприн обогатил русскую прозу новыми темами, художественными приемами, своеобразными красками, способствовал развитию в русской литературе сюжетного начала, ибо был мастером увлекательного рассказа.
У: Давайте прочитаем несколько предложений из его рассказа «В цирке»:
«И черт же вас возьми, какая силища! – говорил он, тиская изо всех сил своими тонкими, цепкими пальцами попеременно то одно, то другое плечо Арбузова. – Это уж что-то даже не человеческое, а лошадиное, ей-богу».
«Он был среднего роста, широкий в плечах и еще более широкий к тазу, с короткими, толстыми и кривыми, как корни могучего дерева, ногами, длиннорукий и сгорбленный, как большая, сильная обезьяна».
У: При помощи каких средств писатель показывает силу и мощь атлетов?
( Куприн использует сравнения, в первом предложении сопоставляя человеческую силу с лошадиной, во втором человек сравнивается с большой, сильной обезьяной, а ноги с корнями могучего дерева).
У: Что же такое сравнение? Давайте запишем определение .
Сравнение – это сопоставление одного предмета или явления с другим для выявления их сходства.
У: У каждого из вас на столах лежат дидактические материалы с примерами сравнений из рассказов А.И. Куприна, вы будете помечать на них типы и виды сравнений в процессе нашей работы. Давайте посмотрим, из чего же состоит сравнение. Возьмем для примера предложение из рассказа Куприна «Гамбринус»:
«Непрерывно, один за другим, подъезжали извозчики и по мановению руки величественного, как статуя, городового, описав полукруг, отъезжали дальше, в темноту, где длинной вереницей стояли вдоль улицы сани и кареты».
У: Обратите внимание на то, что в сравнении есть объект, с чем-то сравниваемый, второй объект, с которым сравнивается, и признак, по которому сравниваются данные объекты или явления.
У: Давайте найдем в данном предложении предмет, образ и признак сравнения.
(Предмет сравнения – «городовой», образ сравнения – «статуя» и признак
сравнения – «величественный»)
У: Существуют сравнения полные и неполные. Cравнения, в которых присутствуют все три составляющие называются полными, в неполных же отсутствует один из элементов структуры, чаще всего признак. Обратимся к сравнениям и попробуем определить пропущенный признак: Ноги как столбы («Слон»). Какой признак пропущен?
(Ноги по величине сравниваются со столбами).
У: А почему здесь сравнительный оборот не выделяется запятыми?
(Потому что он выступает в предложении в роли определения).
По своей структуре сравнения бывают еще простые и сложные. В простых сравнениях присутствует один предмет, один образ и один признак. В сложных сравнениях может быть несколько каких-либо элементов, например, несколько образов. Рассмотрим следующие предложения и попытаемся выяснить, для чего писатель использует сразу несколько образов в одном сравнении:
«Нельгин все это знал умом, но все это было скучное, взрослое, не настоящее и не главное, и он ему не верил, а верил в собственное, яркое, заманчивое и сказочно-прекрасное, верил, как в день и ночь, как в булку и яблоко, как в свои руки и ноги» («Храбрые беглецы»).
(Повторением нескольких сравнений подряд Куприн хочет показать сильную веру героя, которую нельзя ничем убить).
У: По сравнению с другими тропами, сравнения отличаются разнообразием способов выражения. Обычно они выступают в виде сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, и др: «Но в ту же минуту из темноты раскрытой двери, как белый прыгающий комок, выскочил с лаем Арто»(«Белый пудель»). «Он мчался, как птица, крепко и часто ударяя о землю ногами, которые внезапно сделались крепкими, точно две стальные пружин». («Белый пудель»). «Мадам Иванова, словно ожившая, опять бодро держалась над своим капитанским мостиком, а Белка сидела у Сашки на коленях и визжала от радости» («Гамбринус»).
У: Эти же подчинительные союзы могут присоединять и сравнительные предложения.
«Потом все исчезло: и мысль, и сознание, и боль, и тоска. И это случилось так же просто и быстро, как если бы кто дунул на свечу, горевшую в темной комнате, и погасил ее...»(«В цирке»).
«Право, выходило так, точно все мы живем не на земле, а на Марсе ли на Венере, или на другой какой-нибудь планете, куда видимые земные дела достигают через огромные промежутки времени в целые недели, месяцы и годы» («Черная молния»).
«Они точно позабыли на своих лицах широкие, бессмысленные улыбки, но их груди после утомительных сальто-мортале дышали глубоко и быстро». («В цирке»).
У: Что это за предложения?
(Сложноподчиненные).
У: Что является средством связи в этих предложениях?
(Сравнительные союзы).
У: Выделите в них грамматические основы
Запишите следующие предложения:
«Впрочем, было в Гамбринусе и другое несменяемое лицо – буфетчица мадам Иванова, – полная, бескровная, старая женщина, которая от беспрерывного пребывания в сыром пивном подземелье походила на бледных ленивых рыб, населяющих глубину морских гротов»(« Гамбринус»).
«Здесь есть городские ряды – длинный деревянный сарай на Соборной площади, со множеством неосвещенных, грязных клетушек, похожих на темные норы, из которых всегда пахнет крысами, кумачом, дублеными овчинами, керосином и душистым перцем» («Черная молния»).
У: Чем выражено сравнение в них?
(Они вводятся словами похож, подобен, напоминает).
У: Каким членом предложения они выражены?
(Сказуемым).
У: В произведениях устного народного творчества широко распространены отрицательные сравнения. Из фольклора эти сравнения перешли в русскую поэзию и прозу.
«Знаменитый вышел пилав: с красным стручковым перцем и с паприкой, с томатами, с луком-чесноком, с укропом-петрушкой- сельдереем, – не пилав, а адский пламень» («Гамбринус»).
«Это уж что-то даже не человеческое, а лошадиное, ей-богу» («В цирке»).
«В темноте Нельгин не видел, а как будто чувствовал, что Юрьев расстегнул рот, а Амиров поднял голову, чтобы было удобно слушать» («Храбрые беглецы»).
У: Давайте определим, как выражено сравнение в следующих предложениях:
«Но вот люди свергаются с трибун черной рассыпающейся массой» («В цирке»).
«Иногда, чтобы потешить своих слушателей, он заставлял свою скрипку в лад мотиву скулить щенком, хрюкать свиньею или хрипеть раздирающими басовыми звуками»(«Гамбринус»).
(Сравнения в этих предложениях выражены существительными в творительном падеже).
У: Чаще всего такие сравнения употребляется при глаголах. Глаголы с каким значением вам встретились в предложениях?
( Глаголы, обозначающие движение, действие, состояние).
У: Приведите свои примеры сравнений, выраженных существительным в творительном падеже с глаголами разного значения.
(Выть волком, реветь белугой, мчаться стрелой, гореть огнем).
У: Как выражено сравнение в следующих предложениях?
«Гусь даже добросовестнее гусыни».
«Встают они поздно, позднее солнца, и целый день глазеют из окон на улицу, отпечатывая на стеклах белыми пятнами сплющенные носы и разляпанные губы».
(Сравнения выражены родительным падежом. Это сравнения с прилагательным в сравнительной степени).
4. Закрепление полученных знаний
У: Используя дидактический материалом,выполните следующие задания:
1 группа: выписать сравнения, выступающие в форме сравнительного предложения;
2 группа: выписать сравнения, которые выражены родительным и творительным падежом
3 группа: выписать сравнения, выступающие в форме сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов как, точно, словно, будто, как будто, и др;
4.Рефлексия.
У: А теперь давайте сделаем вывод из наших сегодняшних исследований. Что мы узнали о сравнении?
(Сравнения бывают полные и неполные, простые и сложные. В предложении сравнения выступают в качестве сравнительного оборота, сравнительного придаточного предложения, сравнение может являться косвенным дополнением, выраженным существительным в творительном или родительном падеже, а также прилагательным. Сравнение в художественном произведении изобразительно-выразительную функцию, помогает более детально передать главную мысль писателя)
5. Домашнее задание
У: Дома проанализируйте рассказы А.И. Куприна «Слон», «Изумруд», «Святая ложь». Найдите в текстах сравнения и охарактеризуйте их.
Шулина Оксана Владимировна
Стефанова Лариса Михайловна
Хорева Елена Алексеевна