С днем учителя!

Презентация " экскурсия по Екатеринбургу"

2
0
Материал опубликован 8 February 2022

Виртуальная экскурсия по городу Екатеринбургу

1 путешествие

" Городской пруд - сердце Екатеринбурга!"

Вступление.

Здравствуйте! Меня зовут Алёна, сегодня я Ваш экскурсовод. Мы прогуляемся по набережной Исети и узнаем много нового о нашем городе. О его исторических зданиях и местах. Многие из Вас уже бывали здесь, но мало кто знает о истории этих мест.

Наше путешествие продлится около одного часа. Для того что бы это время прошло максимально интересно и эффективно, заранее условимся о правилах прохождения экскурсии. Соблюдайте правила дорожного движения. Постарайтесь осматривая достопримечательности, не отставать от вашей группы, во время остановок, для того что бы все могли услышать мой рассказ, удобнее будет встать полукругом. Безусловно, у вас в ходе экскурсии возникнут вопросы, эти вопросы можно будет задать в конце нашей экскурсии.

 Часовня Святой Великомученицы Екатерины

И так поскольку мы встретились с вами на площади Труда, то и начнем с нашего первого объекта экскурсии.

Перед вами Часовня Святой Великомученицы Екатерины. Ранее на этом месте был Собор Святой Великомученицы Екатерины.

(экскурсовод дает посмотреть фотографию Собора)

Его строительство было начато 1 октября 1723года. Он строился около двух с половиной лет и освятили собор 26 февраля 1726г (с этого времени собор стал действующим храмом). Церковь была мазанковой, т.е. сложена из бревен, промежутки между которой закладывались глиной. В 1747 году она сгорела. На ее месте решили возвести каменную, двухэтажную, с колокольней. Строилась она с 1758-1768 гг., на государственные средства и пожертвования екатеринбуржцев. В 30-90е годы 19 века храм был несколько перестроен. Екатерининский собор был самым величественным в городе. Он вмещал около 8000 людей, имел длину 55,5 м., ширину 40,5 м., а колокольня со шпилем и крестом достигала высоту около 60 м.. В церкви было 5 иконостасов, главный из них девятиярусный, весь вызолоченный. В 1930 году когда собор был взорван (снесен), город надолго утратил все видимые признаки, напоминающие о нахождении в нем сакральной обители его небесной покровительницы. В 1997 году на месте нахождения собора были воздвигнуты металлические постаментные кресты. В этом же году с благословения епископа Екатеринбурга и Верхотурского владыки Никона началось проектирование и строительство часовни. В 1998 году часовня была построена и передана в дар Екатеринбургской епархии. Освещена она была 7 декабря в день Святой Екатерины.

Предлагаю нам пройти чуть дальше по скверу на площади труда к памятнику основателям города. Для этого попрошу каждый раз в момент передвижения делиться на пары для общего удобства.

Памятник В.Н. Татищеву и В.И. де Геннину

Перед Вами памятник основателям нашего величественного города Василию Татищеву и Виллиму де Геннину. Памятник был установлен к 275 летию города 14 августа в 1998 году. Такими увидел отцов-основателей Екатеринбурга — Василия Никитича Татищева (с непокрытой головой) и Виллима Ивановича де Геннина (Георг Вильгельм де Геннин) — скульптор Чусовитин. На старинных портретах действительно можно заметить сходство этих людей — высокие лбы, вытянутые лица, волевые подбородки, крупные носы. Василий Никитич Татищев – первоначально капитану Татищеву было поручена организация государственной горно-промышленной базы. В 1721 году Татищев принимает решение о сооружении на реке Исети железоделательного завода, где располагается центр регионального промышленного управления. С прибытием на Урал генерал-лейтенанта Вилима Геннина, который был главным командиром уральских казённых металлургических заводов. Оценив все достоинства замысла Татищева, в марте 1723 года де Геннин начал строительство завода на расчищенном Татищевым месте. В апреле из Невьянска прибыл опытнейший плотинный мастер Леонтий Злобин и начал строительство плотины.

Давайте спустимся вниз к плотине, или как ласково ее называют екатеринбуржцы плотинке

Городская плотина

Как я уже говорила, в апреле из Невьянска прибыл плотинный мастер Леонтий Злобин и начал строительство. В августе она была уже готова, хотя еще в течении двух лет непрерывно подсыпалась из-за осадки и подмыва. Это классическая заводская плотина длиной 209 м, шириной 42,6 м и высотой 6,9 м., с широким прорезом в центре для спуска излишней воды, справа и слева от которого располагаются «ларевые» прорезы, через которые вода подавалась в наливные колеса, приводившие в движение заводские механизмы.

(Экскурсовод показывает фото плотины с наливными колесами)

Рабочий водосток впервые был отварен 7 (18) ноября 1723 года. Пусть это не просто мост, а плотина призванная решать проблемы построенного рядом завода, но тем не менее. Платина дала механическую энергию для приведения в действие механизмов вновь основанного Екатеринбургского завода и послужила началом строительства города. Плотина в своей основе построена из стволов лиственницы и гранита. В новое время плотину укрепили железобетонными перекрытиями. Во время прокладки пешеходного тоннеля под плотиной в 1998 году, обнаружено отличное состояние ее конструкции, не смотря на интенсивное транспортное движение на ней.

Как раз сейчас мы с вами пройдем по этому тоннелю к дому Севастьянова

Дом Севастьянова

Дом Севастьянова в Екатеринбурге так же известен как дом профсоюзов, особняк построен в первой части 19 века на берегу реки Исеть. Дом представляет собой характерный пример эклектики в архитектуре.

Николай Иванович Севастьянов (1819-1883) с 1851г. занимал должность караванного смотрителя в Уральском горном правлении и по поручению Владимир Андреевич Глинки (главный лесничий Урала) отвечал за доставку продукции уральских казенных заводов к местам назначения и ее реализацию на коммерческом праве. Основные доходы от этой операции получала казна, но, по-видимому, неплохо заработал и Н.И. Севастьянов. Эти средства он пустил в бизнес, обзаведясь в разные годы пароходством, винокуренными и металлургическими заводами, ткацкой мануфактурой, где и заработал большую часть своих средств. В 1858 г. вышел в отставку в чине надворного советника и купил находившийся на этом месте трехэтажный дом у отставного чиновника Степана Медведчикова. В 1866 г. дом был капитально перестроен в стиле поздней готики по проекту архитектора А.И. Падучева, ученика Малахова. Существует предание, что Севастьянов был настолько богат, что обращался к царю за разрешением покрыть крышу дома золотом, но высочайшего дозволения не получил, поскольку крыши золотом покрываются только в храмах, «чтобы чаще Господь замечал». А самому владельцу за излишнюю гордыню было предписано, ежедневно являться в храм Божий в чугунных калошах и каяться в грехе. Впрочем, храм (церковь Св. Екатерины) находился в то время прямо напротив, на другой стороне Главного проспекта. В 1874 г. он продал дом окружному суду и уехал в Петербург. В апреле 1917 г. дом подвергся погрому со стороны солдат Ачинского пехотного полка — так революционные солдаты выражали свою ненависть к свергнутому царизму. В советские годы в здании находился областной Совет профсоюзов (отсюда и название — Дом союзов), сейчас Федерация профсоюзов Свердловской области, позже здесь находилось множество офисов. А в 2008 году было принято решении о реконструкции здания под резиденцию президента на саммите ШОС. Здание реконструировали и вернули ему его исторические цвета – зеленый, белый и терракотовый.

(Группа двигается на Набережную Рабочей Молодежи и слушает краткий рассказ экскурсовода)

Вы уже слышали о главном лесничем Урала Владимире Андреевиче Глинке, давайте прогуляемся по набережной, до его особняка которой находится на набережной рабочей молодежи, там же находится дом главного начальника горных заводов хребта Уральского.

Раньше набережную Рабочей молодежи называли Гимназической. В старом городе больших домов у воды не ставили. Стояли красивые, разнообразные по архитектуре здания, всегда небольшие, а между ними были сады и незастроенные зеленые пространства- все это визуально расширяло водную поверхность. Плотина городского пруда всегда была центральным и парадным местом в городе. Здесь прогуливалась публика, был сквер, стояли бюсты Петра I и Екатерины. Сейчас на плотине стоят памятники двум писателям, всецело посвятившим себе Урале – Д.Н. Мамину - Сибиряку и П.П. Бажову.

Вот мы с Вами и подошли к двум особнякам в стиле русского классицизма. По уральской традиции они должны были располагаться рядом. Все металлургические заводы работали только на древесном угле, так что без леса существовать не могли.

 Резиденция главного горного начальника и главного лесничего Урала

Резиденция главного горного начальника – тип характерной для уральских поселений усадьбы управляющего заводом или заводовладельца. Она построена в начале 30-х годов 19в. на западном берегу пруда. Прежняя, зимняя, резиденция уральских горных начальников - деревянное, изрядно обветшавшее здание – сгорела в 1812 году. Тогда было принято решение построить новый дом, уже каменный, проект его поручили составить М.П. Малахову. В план Екатеринбурга 1825 года дом был уже внесен, однако окончательно он был построен лишь в начале 30-х годов. Владимир Андреевич Глинка (1790 – 1862) был назначен главным начальником уральских заводов в 1837 году и служил почти 20 лет – дольше, чем кто-либо из его предшественников или преемников. Генерал был грозен, но справедлив и сделал много полезного для Екатеринбурга и заводского Урала в целом. В этот период власть горного начальника достигла наивысшего развития. Генерал Глинка, бывший царский вельможа, стремился обставить жизнь свою в “азиатской столице” на петербургский манер. Он любил устраивать шумные балы, двери его дома были распахнуты перед именитыми гостями и знаменитостями, посещавшими Екатеринбург. Главный вход в дом градоначальника раскрыт прямо на набережную,подчеркивая городской характер усадьбы, ее слияние с окружающей застройкой. Двор, в котором расположены все служебные постройки, расположенный позади дома, образовал замкнутое пространство, обнесенное оградой с двумя въездами – парадным, со стороны набережной, и “черным” – с переулка. Решетка ограды – замечательный образец каслинского литья. Ясность ее композиции в сочетании со сдержанным изяществом деталировки делает ее одним из интереснейших образцов художественного литья в архитектуре малых форм. Главный дом усадьбы – двухэтажная постройка с мезонином. По центру находится главный вход с широким, выступающим вперед крыльцом. Архитектор применил ярусную композицию, которая зрительно вытянула здание по вертикали. Архитектурные формы ярусов становятся легче по направлению кверху: от массивности аркады первого яруса к воздушной изящности колоннады верхнего, третьего яруса, высота которого, по сравнению со вторым, резко уменьшена. Это создает оптическую иллюзию размещения его на большей, чем в действительности высоте и увеличивает зрительно высоту всего здания.

Декоративное убранство фасадов в целом отличается лаконичностью. Немногочисленные детали – розетки, барельефы, вставленные в прямоугольные и арочные ниши, не нарушают, а, наоборот, подчеркивают целостность стены своим откровенно декоративным характером. Центр композиции поддержан более нарядным декорированием стены, находящейся за портиком, применением ионических полуколонн в качестве обрамления балконной двери, а также тонким ажурным рисунком кованой решетки ограждения балкона. Позже в здании находилась закрытая спецбольница, поэтому здание всегда ремонтировали и поддерживали в хорошем состоянии. Сейчас дом главного горного начальника является областной больницей 2.

Рядом расположен Дом главного лесничего, построенный по проекту архитектора М.П. Малахова в 1830-е годы. Должность главного лесничего уральских горных заводов просуществовала с 1838 г. по январь 1918 г. и, поскольку уральская промышленность работала на древесном угле, была одной из важнейших. Главный лесничий следил за расходованием древесины в казенных и частных округах, занимался охраной и восстановлением лесов. Первый главный лесничий с 1838 по 1857 гг. был Иван Иванович Шульц, который сразу приступил к лесовосстановительным работам на Урале, для чего даже изобрел специальную сеялку. Истинными защитниками уральского леса были и преемники Шульца, среди которых отметим Н.Г. Мальгина (1857 – 1874) и В.Н. Мылова (1874 – 1896).

Каменный двухэтажный дом с мезонином возведен рядом с резиденцией горного начальника и ориентирован главным фасадом на пруд. В застройке набережной и в панораме исторического ядра города оба здания образуют гармоничный классический ансамбль. Компактный, строго симметричный объем с центральным ризалитом и короткими боковыми крыльями украшен высоким четырехколонным портиком коринфского ордера. Мезонин увенчан треугольным фронтоном. На уровне первого этажа фасады отделаны штукатуркой «под руст». Над окнами второго этажа расположены лепные рельефы. Сейчас дом главного лесничего Урала стал домом мира и дружбы.

З


Экскурсия по Екатеринбургу
PPTX / 1011.73 Кб

/data/files/g1644312185.pptx (Экскурсия по Екатеринбургу)аключение.

Мы с Вами осмотрели все объекты экскурсии «Городской пруд-сердце Екатеринбурга». Вы наглядно ознакомились с историческими достопримечательностями города Екатеринбурга.

Мне в свою очередь было очень приятно провести это время с Вами. Надеюсь что это взаимно. Благодарю за Ваше внимание и соблюдение всех правил данной экскурсии.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.