Презентация к литературному вечеру, посвященному Дню памяти А.С. Пушкина
Пояснительная записка к презентации
Методическая разработка классного часа в 10 классе на тему: «Жизнь – это счастье. Сотвори его!» Автор: Смирнова Зоя Михайловна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель 6в класса МОУ СОШ №6 г. Буденновска 2025 год |
Классный час на тему
«Жизнь – это счастье. Сотвори его!»
Воспитательные цели:
-воспитывать у учащихся гуманистическое отношение к миру;
Основные задачи:
-способствовать активному включению учащимися сферы эмоций и чувств, а также ассоциативного мышления;
- помочь учащимся в выработке собственных мировоззренческих взглядов;
- научить детей принимать неудачи как нравственные и духовные уроки на пути к осуществлению заветных целей.
Принципы, которых учитель придерживается на классном часе:
а) личностно - ориентированные принципы
- принцип адаптивности;
- принцип развития;
- принцип психологической комфортности.
б) культурно - ориентированные принципы
- принцип образа мира;
- принцип системности;
-принцип смыслового отношения к миру,
- принцип овладения культурой.
в) деятельностно - ориентированные принципы
- принцип обучения деятельности;
-принцип управляемого перехода от совместной деятельности к самостоятельной деятельности ученика;
- принцип опоры на предшествующее развитие
- креативный принцип.
Используемые приемы и формы работы, которые обеспечивают активность и самостоятельность мышления учащихся:
-система вопросов (классный руководитель является модератором беседы и высказываний в течение всего мероприятия);
-создание проблемных ситуаций;
-организация диалога и исследовательской работы;
-разные уровни проблемно-эвристического решения ситуаций.
Планируемые результаты воспитания
В результате проведения классного часа учащиеся смогут:
-дать определение понятия «счастье»;
-определить свое душевное состояние: наличие или отсутствие самодостаточности;
-будут готовы к дальнейшей духовной работе по саморазвитию.
Эпиграф:
«Жить – значит спрашивать о счастье…»
И.А. Ильин, русский философ
Ход классного часа
1.Организационный момент
Вступительное слово классного руководителя, который определяет тему разговора, а также ставит перед участниками классного часа проблему и предлагает учащимся выдвинуть свои версии ее решения. В чем смысл жизни? Ответ на этот вопрос люди искали столетия. Но до сих пор нет однозначного ответа на этот вопрос. Слишком он сложен и неоднозначен. Мудрецы всех времен и народов пытались найти формулы успеха. Но люди до сих пор не знают самых простых жизненных истин.
Знаменитая на весь мир католическая миссионерка Мать Тереза сформулировала их в своем манифесте. Когда у нас возникает сложная ситуация или что-то не так складывается в жизни, когда потерян смысл самой жизни, можно прочитать слова этой мудрой жизни:
Жизнь – это возможность. Используй ее.
Жизнь – это красота. Восхищайся ею.
Жизнь – это блаженство. Вкуси его.
Жизнь – это мечта. Осуществи ее.
Жизнь – это вызов. Прими его.
Жизнь – это долг. Исполни его.
Жизнь – это игра. Сыграй в нее.
Жизнь – это богатство. Не растрать его.
Жизнь – это имущество. Дорожи им.
Жизнь – это любовь. Наслаждайся ею.
Жизнь – это тайна. Познай ее.
Жизнь – это шанс. Воспользуйся им.
Жизнь – это горе. Превозмоги его.
Жизнь – это песня. Спой ее.
Жизнь – это борьба. Выдержи ее.
Жизнь – это приключение. Решись на него.
Жизнь – это трагедия. Преодолей ее.
Жизнь – это счастье. Сотвори его.
Жизнь – это удача. Лови ее.
Жизнь слишком прекрасна. Не губи ее.
Жизнь — это жизнь. Борись за нее.
Вот и тему для нашего сегодняшнего разговора мы взяли из этого манифеста: «Жизнь – это счастье. Сотвори его». Что будет предметом нашего разговора, как вы думаете?
Ученик(и). Как жить в мире с собой и с теми, кто рядом. Что для современных людей (и детей в частности) означает понятие «счастье». От того, каким, счастливым или нет, ощущает себя человек, зависит общий микроклимат не только в семье и в мире, но и на всей планете.
Классный руководитель. Действительно, от того, ощущает ли себя человек значимым, удовлетворенным самим процессом жизни зависит многое, если не сказать, что все в его жизни. Задумывались ли вы над тем, что констатируют психологи: все меньшее количество людей ощущают себя счастливыми? Почему так получается? И что нужно сделать, чтобы счастливых было как можно больше?
Предлагаю в ходе общения использовать диалог, но не простой, а проблемный. Значит, в ходе разговора вы должны показать уровень своей культуры общения. Осуществлять взаимосвязь между вами в ходе диалога будет ведущий. Предоставим ему слово.
Ведущий.
Любой садовник знает, что прежде чем разбивать новый сад или обновлять старый, необходимо сделать главное – подготовить почву. Первым делом надо убрать старые высохшие деревья, сорняки и камни, хорошо удобрить землю. Теперь можно приступать к посадке! На такой почве вырастет все, что мы пожелаем, и растения будут сильными и здоровыми. Наши основные убеждения – это тоже почва, но только для ума. Изменив насколько возможно старые отрицательные убеждения, добавим в почву нашего разума большую порцию любви. Только тогда жизнь человека может кардинально измениться к лучшему. Мы сегодня говорим о таком понятии, как счастье. Кто из вас может дать определение этого понятия, используя знания, полученные в ходе духовного развития?
Ученик. Для меня важным моментом является такой факт: получив бесценный дар – жизнь, помоги другим, будь рядом и в горе, и в радости. Об этом же писал поэт Э.Асадов:
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости:
Вовремя есть, вовремя спать,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
Ведущий. Но вы же понимаете, что современное общество в принятии духовных ценностей как необходимого условия позитивного, поступательного развития не продвинулось вперед. В чем вы видите причину такого несоответствия между развитием материальным и духовно-нравственным?
Ученик(и). Для общества людей характерно разнообразие: вместе живут взрослые и дети, добрые и злые, образованные и не очень. Это приводит к необходимости установления взаимопонимания. И в наше время важно научиться общаться с людьми, чтобы не оскорбить их вероисповедания, национальных традиций.
Ведущий. Рано или поздно люди создают семьи. Какими они будут, покажет время и наши стремления к созданию своей будущей семьи. А какие ассоциации вызывает у вас слово «семья»?
Учащиеся на маршрутных листах записывают ассоциативные ряды, связанные с понятием «семья».
Все начинается с семьи.
Ведущий. Какие жизненные заповеди необходимо получить в семье, чтобы вырасти самодостаточным человеком, который живет в ладу с самим собой и окружающими людьми?
Учащиеся работают с маршрутными листами. На них записаны нравственные понятия. Задача учеников – максимально доходчиво проиллюстрировать их примерами, распределить по степени важности для каждого человека.
1 группа
Вежливость
Любовь
Нравственная культура
Милосердие
2 группа
Доверие
Совесть
Сострадание
Честь
3 группа
Способность к прощению
Искренность
Тактичность
Выдержанность
Возможные определения понятий
Вежливость – качество, характеризующее поведение человека. Оно основывается на внимании, доброжелательности, уважении к людям.
Любовь – чувство глубокой привязанности к чему-лито или к кому-либо.
Нравственная культура – показатель того, насколько нравственные понятия воплотились в поступках человека.
Милосердие – готовность совершать добрые поступки.
Доверие – это отношение к человеку или группе людей, основанное на убеждении в их правоте.
Совесть – способность человека к нравственному самоконтролю.
Сострадание – способность проникнуться чужим страданием.
Честь – качество личности человека, проявляющееся в принципиальности, правдивости, искренности, верность принятым обязательствам.
Способность к прощению – это качество характера человека, проявляющееся в умении забыть обиду.
Искренность – качество характера. Искренний человек честен с собой и с другими людьми.
Тактичность – это степень проявления вежливости человека по отношению к другим людям.
Выдержанность – умение человека контролировать свои поступки, несмотря на трудности и препятствия.
Учащиеся на маршрутных листах пишут, какой им видится идеальная семья. Идеальная семья – это такая семья, в которой…
Школьные годы чудесные
Ведущий. Хочется обратить ваше внимание на строки из статьи книги Д.С. Лихачева «Письма о добром»: «Человек всегда должен думать о самом важном для себя и для других, сбрасывая с себя все пустые заботы. Надо быть открытым к людям, искать в них прежде всего самое лучшее, просто хорошее».
Учащиеся раскрывают определение «Школа для меня – это … радость познания, радость общения, радость взросления»
Радость познания –
Радость общения –
Радость взросления –
Ведущий. Трудно себе представить, что радостное восприятие мира каждым из нас было бы возможным без Любви, ибо она и есть сама жизнь. Очень ярко и эмоционально об этом сказано в одной притче.
Ведущий читает притчу о Любви.
Однажды Чувства заметили, что остров погружается в океан и скоро затонет. Все сели на свои корабли и покинули остров. Любовь не спешила и ждала до последней минуты. И только когда она увидела, что на спасение острова нет надежды, и он почти весь ушел под воду, она стала звать на помощь. Мимо проплыл роскошный корабль Богатства. Любовь просила взять ее на корабль, но Богатство сказало, что на его корабле много драгоценностей, золота и серебра и для Любви места нет.
Любовь обратилась к Гордости, корабль которой проплывал мимо… Но в ответ Любовь услышала, что ее присутствие нарушит порядок и совершенство на корабле Гордости.
С мольбой о помощи Любовь обратилась к Грусти. «О Любовь, – ответила Грусть, – мне так грустно, что я должна оставаться в одиночестве».
Мимо острова проплывала Радость, но она была так занята весельем, что даже не услышала мольбу Любви.
Вдруг Любовь услышала голос: «Иди сюда, Любовь, я возьму тебя с собой».
Любовь увидела седого старца, и она была так счастлива, что забыла спросить его имя. И когда они достигли Земли, Любовь осталась, а старец поплыл дальше. …
И только когда лодка скрылась, Любовь спохватилась…ведь она даже не поблагодарила старца.
Любовь обратилась к Познанию: «Познание, скажи, кто спас меня?».
«Это было Время», – ответило Познание.
«Время? – удивилась Любовь. – Отчего Оно мне помогло?»
Познание ответило:
«Только Время понимает и знает, как важна в жизни Любовь».
Ведущий. Без любви невозможна жизнь, ибо жизнь и есть любовь. Без любви невозможно счастье. Пусть любовь будет всегда с нами, пусть дарит нам силы быть добрыми, чистосердечными, готовыми помогать – одним словом, счастливыми. Именно в детские, школьные годы особенно остро каждый из нас ощущает, хорошо ему живется на свете или не очень. Мы подходим к основной части нашего диалога. Можете ли вы сформулировать общую идею счастливого, достойного человека?
Ученик(и). Мне кажется, она может быть выражена так:
«Спасай, пока можешь, и свети, пока живешь!»
Ведущий. Какие утверждения характерны для такой жизненной позиции?
Ученики называют:
Неси в мир свет и добро!
Люби человека!
Неси ответственность за чужую жизнь!
Помоги, утешь, поддержи!
Ведущий. Я знаю, что, готовясь к классному часу, вы искали высказывания известных людей, подтверждающих эти заповеди.
Ученик. Их огромное количество, потому что вся история человечества, особенно за последний исторический отрезок – это и есть попытка понять, зачем человеку дана жизнь, есть ли в ней, кроме физического существования, еще и высший смысл.
Вот некоторые из таких высказываний:
Мир сам по себе ни зло, ни благо, он вместилище и того и другого, смотря по тому, во что мы сами его превратили. (М. Монтень, французский философ-гуманист)
Единственная заповедь: «Гори!» (М. Волошин, русский поэт)
Светя другим, сгораю. (В. Тюльп, голландский медик)
Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро. (А.П. Чехов, русский писатель)
Ведущий. Действительно, трудно назвать счастливым человека, который удовлетворяется лишь внешней стороной жизни, что включает в себя приобретение материальных ценностей. В этой погоне за призрачным счастьем побежденным оказывается именно он.
Предлагаю для анализа такие факты, с которыми мы познакомились, читая литературные произведения.
- Всех героев Л.Н. Толстого правильнее делить не на плохих и хороших, а на тех, кто изменяется, и тех, кто утратил способность к духовному развитию. Нравственное движение, неустанный поиск самого себя, вечная неудовлетворенность – это и есть, по мнению Толстого, наиболее полное проявление человечности.
- А.П. Чехов в своих произведениях показывает, как умные, полные сил люди постепенно утрачивают свои «крылья», как в них угасают высокие чувства, как они медленно погружаются в болото обыденности. «Никогда не сдавайся!» - этот призыв звучит почти в каждом произведении писателя.
- Н.В. Гоголь, обличитель человеческих пороков, настойчиво искал живую человеческую Душу, страстно призывал читателя, выходящего во взрослую жизнь, забирать с собой все «человеческие движения», не терять их на жизненной дороге.
- И.И. Обломов из романа И.А. Гончарова – это человек, который только хотел. Он хотел изменить свою жизнь, хотел перестроить жизнь поместья, хотел вырастить детей… Но у него не нашлось сил, чтобы эти желания воплотить в жизнь, поэтому его мечты так и остались мечтами.
Ведущий. Давайте представим, что какой-то добрый волшебник или какие-то высокоразвитые инопланетяне решили облагодетельствовать человечество: они избавили людей от необходимости трудиться, возложив всю работу на умные машины. Что стало бы тогда с нами, с нашей вековой мечтой о праздной и веселой жизни?
Ученики. Человек утратил бы радость преодоления, и жизнь его превратилась бы в мучительное существование. О каком счастье тогда можно было бы говорить?
Классный руководитель. Завершается наш классный час, но не завершается работа над формированием мира нашей души, которая ждет ежедневного внимания к себе. Пусть маленьким подарком каждому из нас будут слова признания и любви, которые мы сейчас скажем про себя, а, может быть, и вслух.
Мы размышляли сегодня над вопросами, которые принято называть вечными. Они называются так, потому что нельзя дать однозначные ответы на основополагающие вопросы бытия. Но общее представление от значимости нашего разговора, я думаю, у вас осталось.
Предлагаю к теме нашего классного часа дописать слова, которые звучат рефреном в кинофильме «Доживем до понедельника»: «Счастье – это когда тебя… понимают».
Ученики называют фразу, как она звучит в кинофильме «Доживем до понедельника», и объясняют, почему, с их точки зрения, это так важно.
(Счастье – это когда тебя принимают таким, каков ты есть. Счастье, когда понимают и принимают не только в семье, но и в школе. Ведь, когда понимают, тогда и нет конфликтов. Когда человек любит и любим, он по-настоящему счастлив. У каждого человека свой путь к счастью. Но есть моменты, которые для всех людей одинаково важны и нужны. Это любовь, взаимопонимание, поддержка близких и родных. Тот, которого понимают, не одинок…)
Классный руководитель. Спасибо всем, кто принял активное участие в нашем разговоре. Будем стремиться к тому, чтобы взаимопонимания в нашем коллективе становилось все больше, а значит, и тех, кто готов быть счастливым человеком.