Литературная игра, посвящённая Дню памяти А.С. Пушкина «Пушкинский венок»
«Пушкинский венок»
(литературная игра, посвящённая Дню памяти А.С. Пушкина)
Презентация "Пушкинский венок"PPTX / 10.9 Мб
Цель: обогащение представлений учащихся о личности А.С. Пушкина.
Задачи:
- систематизировать и расширить знания учащихся о жизни и творчестве А.С. Пушкина;
- развивать у учащихся интерес к литературе как учебному предмету и смежным видам искусств (живопись, музыка);
- воспитывать у учащихся уважение к труду писателя.
Участники игры – учащиеся 8-11 классов.
Игра сопровождается презентацией, созданной в программе Microsoft PowerPoint.
Ход игры:
1. Вступительное слово.
26 мая 1811 года Александру Пушкину исполнилось 12 лет. Первой в этот день его поздравила няня. Она подстерегла минуту, когда он проснётся, подошла к постели, поцеловала ему руку и с улыбкой положила на табурет красную рубашку собственной работы с вышивкой.
– Носи на счастье, – сказала она. Не верь, что люди говорят: в мае родиться – век маяться. Счастье что пташка вольная: куда захотела, там и села.
В этот день было много подарков, но более всего Александр был польщён подарком дяди Василия Львовича – поздравительным посланием. Послание это заключало в себе совет воздержаться от написания стихов и кончалось так:
Поверь же дяде – тот спасётся лишь от бед,
Кто в тишине живёт, кого не знает свет.
Александр Пушкин не последовал совету дяди. Теперь нам эти слова кажутся пророческими.
С 1998 года в России отмечается праздник поэзии – Пушкинский день. Народная память и любовь – лучший подарок для поэта.
10 февраля – День памяти А.С. Пушкина, в этот день перестало биться сердце поэта. Наша игра «Пушкинский венок» – это дань уважения великому поэту. Слайд 1.
2. Представление команд, знакомство с правилами игры.
Соревноваться у нас сегодня будут две команды: «Зелёная лампа» и «Арзамас». Это названия литературных обществ, членом которых был А.С. Пушкин.
На слайде 2 изображены цветы, каждый из которых имеет свой порядковый номер. Номер цветка соответствует номеру вопроса.
Команды по очереди выбирают вопросы. На обдумывание ответа участникам команд даётся минута. За правильный ответ команда получает жетон-цветок.
Переход к вопросам осуществляется при помощи гиперссылок при наведении курсора на цветок с номером.
Проверка ответа и возврат к слайду № 2 происходит при наведении курсора на изображение пера и чернильницы в нижнем правом углу –.
Победитель определяется по наибольшему количеству правильных ответов.
3. Основная часть игры.
Вопрос № 1.
За учением и воспитанием детей в семье Пушкиных следила мать, Надежда Осиповна. Когда Александру исполнилось 9 лет, к нему пригласили гувернёром француза-эмигранта графа Монфора, который вскоре после ссоры с отцом, был уволен. Его заменил гувернёр Русло, который также не задержался долго в доме Пушкиных. Третий гувернёр, Шедель, пробыл у Пушкиных весьма короткое время. Он имел прекрасные рекомендации, был вежлив, с Александром обращался довольно мягко и предоставлял ему достаточно свободы. Александр был им доволен, в отличие от других гувернёров, хотя и замечал, что француз и сам не особенно твёрд в науках, которые преподаёт.
Один случай помешал дальнейшему пребыванию покладистого гувернёра в доме Пушкиных. В столовой сломались часы. Отец хотел отправить за мастером, но находившийся рядом Шедель скромно предложил свои услуги. Сергей Львович несколько удивился:
– Вы умеете чинить часы?
– Приходилось, – с улыбкой ответил француз. Он принёс из своей комнаты какой-то мешочек с инструментами и принялся за работу.
Через полчаса, когда Сергей Львович зашёл в столовую, маятник на часах исправно щёлкал по-прежнему. Сергей Львович был в восторге, что у француза оказались столь разнообразные способности, и в самых лестных выражениях выразил ему свою признательность.
– Какой талант! – восклицал он. – Да вы настоящий механик!
– Старая привычка, – отвечал польщённый француз. – Смею уверить, на моей родине не было лучших мастеров, чем мы с братом.
– Как так? – изумлённо спросил Сергей Львович.
– Мы поставляли часы в самые лучшие магазины Парижа, – простодушно пояснил француз.
После этого случая Сергей Львович стал присматриваться к французу и, однажды застав его играющим в дурачки с ламповщиком Никитой, тотчас уволил.
В каком из своих произведений Пушкин описал похожую ситуацию с гувернёром? Назовите это произведение, имя гувернёра и его воспитанника.
Слайд 3. Демонстрируется кадр из фильма «Капитанская дочка».
Правильный ответ: роман «Капитанская дочка»; гувернёр Бопре, который у себя на родине был парикмахером, а в Пруссии - солдатом; имя воспитанника – Пётр Гринёв.
Слайд 4. Демонстрируется обложка книги «Капитанская дочка».
Вопрос № 2.
Когда Александру исполнилось 12 лет, его определили на учёбу в Царскосельский лицей. Первый выпуск состоял из одарённых мальчиков, имена многих из них вошли в историю русской культуры. Я вам расскажу об одном из них.
Этот лицейский товарищ А.С. Пушкина был участником восстания декабристов, за что его сослали в Сибирь. Последняя встреча Пушкина с ним состоялась в январе 1825 года. Этот человек не побоялся навестить опального поэта.
Назовите имя лицейского товарища Пушкина и стихотворение, ему посвящённое. Слайд 5. Демонстрируется репродукция картины Н. Ге «Пущин в гостях у Пушкина в Михайловском».
Правильный ответ: Иван Иванович Пущин, стихотворение «Мой первый друг, мой друг бесценный…» Слайд 6. Демонстрируется портрет И.И. Пущина.
Вопрос № 3.
Слайд 7. Демонстрируется портрет В. А. Жуковского.
Чей это портрет? Когда и при каких обстоятельствах человек, изображённый на портрете, подарил его А.С. Пушкину? С какой надписью?
Правильный ответ: портрет В.А. Жуковского. В 1820 году после публикации поэмы «Руслан и Людмила» Жуковский подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя».
Я вам хочу рассказать ещё одну историю. В доме Пушкиных часто бывали известные писатели и поэты. Однажды вечером в кабинете отца Сергея Львовича происходило чтение – Николай Михайлович Карамзин читал новую главу из «Истории государства российского». Присутствовал и В.А. Жуковский. Александр поглядывал на него с большим любопытством.
Пробило девять часов. Это было время, когда Александра укладывали спать. Он боялся, что мать отошлёт его прочь, и потому стал потихоньку пробираться в сторону камина, где его не было бы видно. Но его перехватил дядя Василий Львович.
– А ну-ка прочти нам басню! – сказал он, поймав его за плечи. И пояснил, обращаясь к Жуковскому:
– Он недавно сочинил басню о постаревшей красавице, которая рассердилась на зеркало.
Александр смутился. Он мотал головой, стараясь вырваться, и в то же время с опаской поглядывал на мать. Но Надежда Осиповна спокойно улыбалась. Она, по-видимому, забыла, что сыну пора в постель. Видя, что ему не отвязаться от дядюшки, Александр пустился на хитрость. Вместо своей басни он вдруг начал декламировать стихотворение дяди. Василий Львович не мог противостоять удовольствию послушать свои стихи, тем более что Александр читал звонко, с чувством, очень верно подражая дядюшкиной манере.
Василий Львович больше не заговаривал о стихах Александра, ограничившись нравоучительным замечанием, что нет ничего лучше для образования вкуса, как заучивать наизусть наших авторов. Жуковский тем временем переводил взгляд с дядюшки на племянника, и в глазах его бегали весёлые огоньки.
Прощаясь с Александром, которому всё-таки пришлось идти спать, он задержал его руку в своих тёплых ладонях и сказал:
– Пиши, сочиняй, но иди по стопам дядюшки, а моего добра – чертей, мертвецов – смотри не трогай!
Пушкин не последовал совету Жуковского: он писал и о чертях, и о мертвецах. Но это не повлияло на его отношения с Жуковским, который стал для него старшим другом Пушкина и наставником. Есть искренние и требовательные строки: «Учитель, воспитай ученика, чтоб было, у кого потом учиться». В.А. Жуковский воспитал такого ученика!
Слайд 8. Демонстрируется изображение обложки книги "Руслан и Людмила".
Вопрос № 4.
Когда художник Иван Константинович Айвазовский был ещё совсем молодым, на одной из ученических выставок в Петербургской академии художеств ему посчастливилось встретиться с Александром Сергеевичем Пушкиным. Великий поэт похвалил работы юного художника. На всю жизнь запомнил Иван Константинович эту встречу. Он очень любил поэзию Пушкина. Во многих стихотворениях поэт воспевал свободу, и ему всегда была по душе морская стихия, её вольные просторы – величественные и прекрасные. Наверное, поэтому Айвазовскому очень хотелось изобразить Пушкина обязательно вблизи моря. Несколько раз брался Иван Константинович то за карандаш, то за кисти, чтобы осуществить свою мечту. Но работать над этими картинами он решился только в зрелые годы, когда стал уже прославленным художником.
Более десяти полотен посвятил И.К. Айвазовский великому поэту. Самое известное из них – «Прощание Пушкина с морем».
Слайд 9. Демонстрируется репродукция картины «Прощание Пушкина с морем».
Краски картины сдержанны и суровы. Неспокойна природа. Хмурится небо, затянутое грозовыми облаками. Седые от пены волны одна за другой разбиваются с гулом о берег. Поэт стоит на уступе прибрежной скалы. Свежий морской ветер развевает его волосы. Задумчиво смотрит он вдаль, и, видно, думы его тревожны. Наверное, в эти минуты прощания с морем сложил поэт строки:
Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой …
Трудился над этим полотном Айвазовский не один – он пригласил знаменитого художника и предложил написать в задуманной картине фигуру поэта. Назовите имя этого художника.
Правильный ответ: Илья Ефимович Репин, один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи.
Слайд 10. Демонстрируются портрет И.Е. Репина, репродукция картины «Пушкин на экзамене в Царском Селе 8 января 1815 года».
Вопрос № 5. Слайд 11.
Восстановите логическую цепочку:
А.С. Пушкин - А.Керн ...?... М.И. Глинка - Екатерина Керн
Правильный ответ: романс «Я помню чудное мгновенье…»
Стихотворение «Я помню чудное мгновенье…» А.С. Пушкин посвятил Анне Петровне Керн. Спустя годы композитор М.И. Глинка встретил и полюбил дочь Анны Керн – Екатерину. К тому времени он уже был женат и не мог быть вместе со своей возлюбленной. Ей он посвятил «Вальс-фантазию» и романс «Я помню чудное мгновенье…».
Слайд 12. Демонстрируются портреты А.П. Керн и Е. Керн.
Давайте послушаем этот романс.
Демонстрируется видео: https://yandex.ru/video/preview/1305899507937997016, звучит романс «Я помню чудное мгновенье…» в исполнении Заура Тутова.
Вопрос № 6.
В 1826 году Пушкин возвращается в Москву из ссылки. Это было тяжёлое время для него, поэтому на портретах, написанных в 1827 году, мы видим горечь и тоску в глазах поэта. Эти портреты примечательны тем, что созданы они были художниками по просьбе друзей Пушкина – Дельвига и Соболевского.
Демонстрируются портреты А.С. Пушкина работы О.А. Кипренского и В.А. Тропинина. Слайд 13.
На одном портрете поэт изображён в домашней обстановке, без всяких прикрас: в просторном халате, ворот рубашки широко распахнут, галстук повязан свободно и небрежно. На другом портрете Пушкин изображён на фоне музы – покровительницы поэзии. Эта деталь подчёркивает, что перед нами великий поэт, гений. Сам Александр Сергеевич об одном из этих портретов сказал:
Себя, как в зеркале, я вижу,
Но это зеркало мне льстит…
Какой портрет имел в виду А.С. Пушкин? Назовите имена художников, авторов этих портретов.
Правильный ответ: О.А. Кипренский – автор парадного портрета, и именно к этому портрету относятся пушкинские строки. Второй портрет принадлежит кисти В.А. Тропинина. Слайд 14. Демонстрируются портреты О.А. Кипренского и В.А. Тропинина.
Вопрос № 7.
Где провёл поэт осень 1830 года? Под каким названием вошёл этот период творческого взлёта А.С. Пушкина в литературу? Слайд 15.
Правильный ответ: В сентябре 1830 года А.С. Пушкин приехал в село Болдино Нижегородской губернии. Здесь он намеревался пробыть недолго, ехал для того, чтобы устроить имущественные дела – вступить во владением имением. Обстоятельства сложились так, что вместо предполагаемого месяца Пушкину пришлось прожить в Болдине всю осень. Пройдут годы, и Болдинская осень войдёт в историю как один из высочайших взлётов русской поэзии.
В Болдине поэт побывает ещё два раза (в 1833 и в 1834 гг.), тоже осенью. Это время также оставит заметный след в его творчестве. Но знаменитая Болдинская осень 1830 года осталась неповторимой в творческой жизни поэта. Слайд 16. Демонстрируются изображения Болдино, репродукция картины А. Ванециана «Пушкин в Болдине».
Вопрос № 8.
В основу сюжета этого произведения А.С. Пушкина положен сообщённый его другом П. Н. Нащокиным эпизод из жизни «одного белорусского небогатого дворянина по фамилии Островский, который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из имения и, оставшись с крестьянами, стал грабить сначала подьячих, а потом и других». П.Н. Нащокин встречался с Островским в тюрьме.
А.С. Пушкин использовал рассказ друга для сюжета своего произведения. Первоначальный вариант его названия – «Островский». Назовите окончательное название произведения Пушкина, в котором был использован этот случай.
Слайд 17. Демонстрируется иллюстрация из романа «Дубровский».
Правильный ответ: роман «Дубровский».
Слайд 18. Демонстрируется обложка книги «Дубровский».
Вопрос № 9.
С этим человеком А.С. Пушкин был едва знаком. Скромный студент философско-юридического факультета Петербургского университета, приехавший из далёкого городка Тобольска, студентом написал единственную сказку, сделавшую его имя бессмертным. Современники рассказывали, что Пушкин, прочитав эту сказку, сказал, что ему можно больше не писать сказок – так понравилась ему эта сказка. А.С. Пушкин не только высоко оценил произведение молодого автора, он считал необходимым издать эту сказку. Но это ещё не всё. Русский издатель и книготорговец Александр Филиппович Смирдин рассказывал, что Пушкин переписал в этой сказке первые четыре строки – прежние показались ему неудачными. Значит, открывая эту сказку, мы, возможно, читаем пушкинские строки:
За горами, за лесами,
За широкими морями,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе…
Назовите эту сказку и её автора. Слайд 19.
Правильный ответ: Пётр Павлович Ершов «Конёк-Горбунок».
В этой сказке много чудес: и Жар-птица, и путешествие на край света, и такая огромная Рыба-кит, что на ней поместилась целая деревня... И произошло чудо с автором сказки: Петр Павлович Ершов, совсем как сказочный Иванушка, девятнадцатилетний студент-провинциал без титула и состояния, вдруг стал знаменитым на всю Россию писателем.
Слайд 20. Демонстрируются портрет П.П. Ершова, обложка книги «Конёк-Горбунок».
Вопрос № 10.
В кругу домашних Пушкин говорил, смеясь, об этом писателе: «С этим малороссом надо быть осторожнее: он обирает меня так, что и кричать нельзя». Этому писателю Пушкин «подарил» несколько сюжетов для его будущих произведений.
Назовите имя этого писателя и два его известных произведения – поэму и комедию, сюжеты которых были подсказаны А.С. Пушкиным.
Слайд 21. Демонстрируется репродукция картины П.И Геллера «Пушкин, Жуковский и Гоголь в Царском селе».
Правильный ответ: Н.В. Гоголь; поэма «Мёртвые души», комедия «Ревизор».
Слайд 22. Демонстрируются портрет Н.В. Гоголя, обложки книг «Мёртвые души», «Ревизор».
Позднее А.С. Пушкин признавался: «Я бы не написал лучше. У Гоголя бездна юмора и наблюдательности, которых нет у меня».
Вопрос № 11.
В этом стихотворении Пушкин выразил свой взгляд на долг и назначение поэта. Состоит это стихотворение из тридцати строк, шестнадцать из которых начинаются с буквы «И». Одноимённое стихотворение позже напишет М.Ю. Лермонтов. О каком стихотворении идёт речь?
Слайд 23. Демонстрируется портрет М.Ю. Лермонтова.
Правильный ответ: стихотворение «Пророк».
Слайд 24. Демонстрируется портрет А.С. Пушкина.
Стихотворение «Пророк» написано А. С. Пушкиным 8 сентября 1826 года по дороге из Пскова в Москву, куда поэт в сопровождении фельдъегеря был доставлен на встречу с императором Николаем I.
В основу стихотворения положены библейские мотивы. Отойдя от библейского сюжета, Пушкин страстно говорит в стихотворении о пророческом назначении поэта, показывает «идеальный образ истинного поэта». Поэт должен обладать мужеством, силой, благородством, терпением. Без сомнения, всеми этими качествами обладал А. С. Пушкин. Он был достоин звания ПОЭТА!
4. Подведение итогов игры. Рефлексия.
Ребята, что нового для себя вы узнали о жизни и творчестве А.С. Пушкина? Что вас удивило? Восхитило? О чём вы захотели узнать?
5. Заключительное слово учителя.
10 февраля 1937 года Россия потеряла Пушкина. «Солнце русской поэзии закатилось…» (В.Ф. Одоевский).
Но живо творчество поэта. И пророчески звучат пушкинские строки:
Нет, весь я не умру – душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит –
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит…
Ребята, спасибо вам за игру!
Список использованной литературы:
Басина М. Я. Там, где шумят Михайловские рощи. - СПб.: Детская литература, 1962.
Колокольцев Е. Н. А. С. Пушкин в портретах и иллюстрациях: пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1999.
Лунин Б. В., Благой Д. Д. и др. Живые страницы /А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, М. Ю. Лермонтов, В. Г. Белинский в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. - М.: Детская литература, 1972.
А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 т. М., 1956—1962.
Ссылки на использованные источники указаны в презентации (слайд 25).
Горбачёва Марина Юрьевна
Волкова Надежда Павловна
Юлия Васильевна Воробьева
Стефанова Лариса Михайловна