Презентация к рассказу В. М. Гаршина «Сигнал»
Всеволод Гаршин. Гаршин прожил недолгую жизнь и умер в возрасте 33 лет. Из-под его пера вышло несколько замечательных сказок: «Сказка о жабе и розе», «Attalea Princeps», «То, чего не было». А последним произведением этого писателя стала сказка «Лягушка-путешественница».
Это писатель, которым был создан всего лишь один том рассказов. Но книга эта – «томов премногих тяжелей». В ней писатель оставил самые заветные свои мысли и чувства. О любви к людям, о желании всеми силами ума и души бороться за их счастье.
Первый рассказ, который принёс ему известность, назывался «Четыре дня» и был посвящён военным событиям. Поводом к этому послужил действительный случай с одним из солдат полка. Гapшин зaнoвo ввeл в литepaтypy жaнp aллeгopии, пpидaв eй чepты лиpикo-филocoфcкoй нoвeллы
Новелла — это малый повествовательный жанр, по объему близкий к рассказу. Для него характерны остросюжетность, неожиданный финал и отсутствие четкой авторской позиции. Авторы новелл не раскрывают внутренний мир героев и их мотивы. В таких произведениях рассказываются небольшие истории, которые развиваются вокруг одного необычного события
В. Гаршин был умелым писателем, писавшим красивые, добрые сказки, которые до сих пор с интересом читают дети, хотя минуло уже сто с лишним лет со дня их написания.
Смысл названия рассказа «Сигнал» читатель понимает только в финале. Чтобы предотвратить катастрофу, центральный персонаж — Семён — дает сигнал машинисту остановиться. В качестве флажка он использует кусок ткани, окрашенный кровью. Этот эпизод показывает, на какие жертвы способен человек, осознавая, что кто-то находится в серьезной опасности.
Семён Иванов персонаж, о судьбе которого мы узнаем в самом начале. Вернулся с войны почти невредимым, но потерял отца и сына. Совместно с женой искал счастья в разных местах, пока не устроился сторожем на железной дороге. Довольствуется скромным хозяйством, никак не стремится изменить мир к лучшему. готов пожертвовать собой ради спасения незнакомых людей — это отчетливо видно в финале рассказа.
Василий Спиридонов сосед Семёна, крайне недоволен произволом властей, пытается бороться с ним жалобами. Считает, что главное зло — это сами люди, идут на любые подлости ради выгоды. «Волк волка не ест, а человек человека живьем съедает», — произносит он. Доведенный до отчаяния, решается на преступление — портит рельсы, зная, что скоро по ним пронесется поезд. В конце концов, раскаивается в сделанном, поняв, что поступил неправильно.
В произведении «Сигнал» затрагиваются сложные философские темы. Тема маленького человека. Оба героя — маленькие люди, которые не могут повлиять на судьбы мира сего. Они оба неравнодушны, однако у каждого из них свой подход к решению социальных проблем. Автор доказал, что большое горе может сделать опасным даже маленького человека, а большая опасность может дать ему возможность проявить благородство и величие души, ведь величие души не зависит от статуса, занимаемого в обществе. Семен не пожалел себя и спас десятки людей от крушения.
Тема справедливости. Семен осознает, что мир вокруг несовершенен, но не готов бороться с произволом и несправедливостью. Он смирился со своей участью. Василий — бунтующий маленький человек. Он пытается бороться с власть имущими и изменить мир. Однако благородные стремления приводят его к чудовищному преступлению. Оба пути не позволяют героям переписать свою судьбу, но одна дорога привела маленького человека к благородной жертве во имя справедливости, а другая тропа вывела героя к противоположному результату — злому и несправедливому поступку, преумножающему проблемы, а не решающему их.
Тема добра и зла. Автор напоминает о том, что эти нравственные категории неоднозначны и порой неотделимы друг от друга. Добрые побуждения вынудили Василия сделать злое дело, в котором он раскаялся, увидев жертвенную доброту своего товарища. Прав был Ф.М. Достоевский, сказав, что поле битвы добра и зла — это сердца людей.
Проблемы Озлобление человека. Люди, доведенные до отчаяния, опасны и лишены веры в будущее. В таком состоянии даже самый благонамеренный человек может совершить непоправимую ошибку. Поэтому унижение личности в любом проявлении чревато срывом и его самыми неожиданными и ужасными последствиями.
Поиск справедливости. Многие люди ради своих абстрактных идеалов готовы свернуть конкретные шеи, не задумываясь о последствиях своих действий. Иногда даже стремление к справедливости приводит к распространению произвола и беспорядка.